Что люди скажут


Мнение общины, этот воспетый в эпических поэмах и романтических балладах знаменитый «людской суд» — уникальная находка славянской цивилизации.

В ней сплавились воедино восточная оглядка на традиционный уклад жизни, нерушимый в глазах каждого члена общины, и наша здешняя зависимость от мнения соседей, чье благорасположение и готовность прийти на помощь в труде и беде были так необходимы нашим предкам, вгрызающимся зубами в неласковую северную землю.

Бабушкам на лавочке, провожающим пронзительным взглядом каждую юбку выше колена, не пятьдесят и не сто лет, а вся вторая тысяча: испокон веку на наших землях общинное мнение было куда важнее личной самореализации, а по-нашему говоря, твоего собственного выпендрежа.

Двадцатый век научил нас плевать на мнение бабушек.

picturecontent-pid-516f8.jpg


Впрочем, не сразу и не вдруг: еще славной памяти Николай Михайлович Карамзин, один из первых российских «западников», осторожно критиковал русскую манеру жить с оглядкой на соседей, и вслед за ним весь девятнадцатый век прошел под знаком борьбы со славянским вече во имя индивидуальной истины.

«Людской суд» держался долго. Относительно небольшое количество разводов, крепкие, хоть и без любви сшитые, браки, досмотренные старики и верные жены — как часто эти преимущества славянского общества держались одной только силой: «что люди скажут».

А потом медленно, но верно мы научились игнорировать мнение общины.

107539393.jpg

И что мы имеем сегодня?

С одной стороны — счастливую свободу жить по собственной совести. Посчитал нужным — женился, счел необходимым — развелся, захотел — полюбил девочку, захотел — мальчика, понадобилась квартира — сдал деда в дом престарелых, ударил бес в ребро — завел молодую любовницу при старой жене, и все это открыто и не таясь, потому что это личная жизнь, которая никого не касается.

А с другой — несчастное существование традиционных ценностей. Семья, родня, любовь, верность — это сегодня личное дело каждого, и, как правило, тяжелое, трудное дело. Сколько глупостей совершается там, где раньше достаточно было одного пристального взгляда какой-нибудь очередной бабушки: «ты что, сынок, а что люди скажут?»


Мой дядька рассказывал, что женился в свое время только потому, что боялся людского суда: девчонка беременная, куда сбежишь в деревне. Сегодня у них трое детей и крепкий белорусский добробыт — не знаю, как там с любовью, а с уважением и личным счастьем все в полном порядке. А позволили бы себе наплевать на людской суд — где были бы сейчас?

Чем дальше, чем чаще я прислушиваюсь к тому, что люди скажут.

Старею?

Или взрослею?

Источник: www.velvet.by

Еще в школе

Первые признаки появляются еще в школе, когда четверки и пятерки становятся самоцелью. И круглая отличница рыдает над четверкой, как будто дальше жизни нет без пятерок. И далее по мере взросления, чужое мнение портит настроение человеку ни на миг или час, или даже полдня, а более продолжительное время. На месяцы, порой и на годы. Это и называется – человек перешел эту грань и стал зависим от чужого мнения. Такая зависимость появляется в основном у людей с низкой самооценкой. Еще с раннего детства, со школы, когда родители либо слишком опекали свое чадо, выполняя все за него, принимая решения и заранее зная, что ему надо, либо держали, с точностью, да наоборот, в строгости, где своего мнения быть не может.

Зависеть от общественного мнения

Вещь полезная для окружающих

Уважение к окружающим – вещь полезная.


, если эти окружающие встают гигантами вокруг, заслоняя солнечный свет, и их интересы и мнение выходят на первый план, тогда собственные интересы становятся ничтожными, мельчают, исчезают. У таких людей создается впечатление, что чужими идеалами жить легче, удобнее и приятнее, а на самом деле теряется свое ценное, родное, личный опыт. У человека, зависимого от чужого мнения, обостряется такое качество как эмпатия – способность чувствовать за другого, сопереживать за него. Сострадание – качество несомненно замечательное, но не для человека зависимого. Эта способность позволяет чужим людям входить в его жизнь «без стука», открывая дверь ногой. Из своих добрых, сопереживательных побуждений он не будет противоречить и даже будет оправдывать таких людей. Такая зависимость изрядно изматывает человека. Ведь прежде, чем принять любое решение в жизни, от самого простого до жизненно важного, в голове идет битва титанов по пресловутой фразе «А что люди скажут?». Как вырваться из этого замкнутого круга? Сказать, что это легко, значит соврать. Но помочь человек сам себе в такой ситуации просто обязан.

Как преодолеть страх общения

Что надо сделать, чтобы начать выбираться:

Ставьте цели

Ставьте цели
geralt / Pixabay

Разобрать жизненные цели, выяснить, что в данный момент важнее всего, и независимо от мнения окружающих, именно что важно лично для человека. Пусть это будут не грандиозные планы, а всего лишь маленькие радости. Все начинается с малого. Коко Шанель начинала со шляпок всего лишь для трех клиенток, а выросло это в империю моды.


Цель – ставить или не ставить?

Составьте список достижений

Составить список собственных достижений, любых, даже самых простых житейских –пробежка рано утром, изучение духовной практики , минус пара лишних килограмм и так далее.

Составьте список желаний

Написать, что хочется сделать очень давно – сменить прическу, сдать на права, выучить китайский, побывать там, где ни разу не был, но очень хочется. Список неограничен.

Прямо в глаза

Проделать упражнение – взглянуть прямо в глаза осуждению, чужому мнению. Вспомнить прошлые события, какое чувство было тогда и что сейчас. Покручивать, прорабатывать раз за разом. Оценивать возникающие чувства, думать – а как бы это было случись все сейчас. И так до тех пор, пока эмоции не станут выравниваться, прошлое уходить, события блекнуть.

Выход из зоны комфорта – хороший выход?

Расширяйте круг общения

И обязательно расширять круг общения! Тогда придет понимание – мнений больше, чем незначительных «голых» фактов и каждое мнение имеет право на существование, но не более того.


Источник: psy-zoom.ru

Не буду далеко ходить за примером. Моя сестра ранним утром спешит открыть оконные занавески: «Люди скажут, окна занавешены, значит, спит ещё до сих пор». И что? Какой в этом грех? И кто скажет?! Бабки старые, которые в такую рань из дома не выходят? А дачники и городские гости сами спят чуть ли не до обеда. Да и нет нужды вставать ни свет ни заря, ведь сейчас в деревне скотину почти никто не держит, в колхоз на работу вставать не надо. Разве что в огороде на грядках покопаться, пока солнышко не разжарило.

А сестра страдает: «День-деньской, а у ваших на улице с вечера свет горит. Значит, спят. Иди хоть выключи у них лампочку перед домом, а то от людей стыдно». Да, дети приехали из города, значит, должны вставать пораньше и помогать родителям: строить, чинить, пилить, полоть. Так было принято всегда, иначе народ осудит за избалованность и леность. В общем-то, правильно. Конечно, помощь родителям необходима, особенно, если они уже не молоды и не очень здоровы. Но, помню, сама, приезжая в отпуск, хотела и выспаться, и отдохнуть. Поэтому и не тревожим лишний раз.

На днях в самую жару сестра занималась тем, что дёргала вокруг хозяйственных построек подросший бурьян: «Не успела, заросло. Скажут, поленилась вовремя прополоть». Наверно, уже никто и не скажет, поскольку вместо весёленьких штакетников с вишнями и разноцветными мальвами почти вокруг каждого дома высокие, двухметровые заборы, за которыми и домов-то не видно. Ушли в прошлое лесковские «Соборяне», вместо них появились «Заборяне», как в книге Юрия Чичёва.


Учёные говорят, что сейчас во всём мире в людях нарастает ощущение одиночества, оставленности, которое приводит к депрессиям, и это уже распространённая болезнь. Но в то же самое время растёт и желание уйти в себя, отъединиться, отгородиться от окружающих, закрыться в своём мирке: «Мне не нужны чужие проблемы, у меня хватает своих». И какая уж тут разница, что там кто-то скажет или подумает.

А ведь в этом «Что люди скажут!» был некий воспитательный момент, сдерживающий фактор. Можно усмотреть в нём и лукавство: мол, человек может поступить неблаговидно, если его никто не видит, значит, он только на людях притворяется хорошим. Да хотя бы и так! Люди не ангелы. Если среди них есть те, кто в принципе не способны на неблаговидные поступки, это замечательно. Но профилактическая составляющая этой фразы очевидна, если она корректирует поведение. Стыдно перед людьми – значит, есть совесть.

Оглядываться на окружающих, считаться с ними, быть внимательными – так нас учили. А теперь это анахронизм. В городе уже никого не удивляет, если на тротуаре, загородив проход, стоят и треплются о чём-то своём молодые люди. Или в вагоне метро, уцепившись за поручень, безразлично настукивают локтем по голове стоящего рядом человека. Или паркуют машину прямо поперёк тропинки так, что ни пройти, ни обойти. Мелочи? Да, мелочи, и что говорить о них, когда в нашем беспокойном мире ежедневно происходят события гораздо страшнее? А может, они оттого и происходят, что по мелочам, постепенно, вроде бы незаметно, формируется и равнодушие, и безразличие, и бессовестность, и, в конце концов, бесстыдство.


Просто в деревне это заметнее, всё на глазах. В городе бытовала фраза: «Это неприлично». Давно вы слышали её последний раз? Разве что среди пожилых интеллигентов. Всегда найдётся ответное: «На себя посмотри!» Ну как мне убедить сестру не быть такой излишне чувствительной к людскому мнению? Что? в детстве ей внушили, с тем она и живёт, и нет у меня права осуждать её за это или менять её устоявшееся отношение к тому, что о ней скажут люди.

Не хочется быть брюзгой и на старости лет ворчать на молодёжь. Да они уже и не дети деревни, они горожане в первом поколении. Приезжающие к бабушкам и дедушкам молодые люди и в деревне, у всех на виду, стали вести себя так, как будто кроме них никого и не существует: есть только нынешний день, пока мы молоды, здоровы, сильны, мы уже повидали мир и можем делать всё, что заблагорассудится, и плевать мы хотели на чужие пересуды, мы свободные, современные люди, нам никто не указ. И так будет всегда.

Не-е-ет, дорогие мои, пройдёт время – и вы состаритесь. Если доживёте, конечно. И вас будут – не специально, не сознательно – пренебрежительно толкать, не замечать, обижать, и вы будете чувствовать себя очень уязвимыми, беспомощными, униженными. Вы будете ужасаться поведению потомков, которым безразлично, что о них подумают. А они, пожалуй, и не виноваты, потому что у них не было этой народной ограничительной меры, им ведь никто не говорил: «Ведите себя прилично, иначе что о вас люди скажут!»


Источник

Источник: www.yaplakal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.