Проблемы кризиса человека


причины кризиса человекаПричины кризиса у любого человека могут быть разными. Необходимо понимать, какие причины кризиса вообще существуют в жизни, а также почему у конкретного человека появились именно эти причины, а не другие. Согласитесь, что независимо от того, сколько лет этому человеку, может случиться так, что он, к сожалению, начнет ощущать сильный психологический кризис в своей жизни. Связано это со многочисленными проблемами. Обычно, люди не решают накопившиеся проблемы и живут с высоким уровнем потери своей энергии в житейских бытовых делах. Такая тактика приводит рано или поздно к тому, что жить становится невыносимо, а проблемы лишь копятся.

Основные из них – это причины кризиса любого человека:

1). Люди часто сужают видение окружающего мира, поэтому им тяжело спланировать оптимальные пути решения проблем, которые неизбежно встречаются на протяжении всей жизни.
2).


рах, который никогда не прекращается. Страх за будущее, за детей, за родных. Очень часто такие или иные страхи представляют собой очень серьезные причины кризиса человека, которые нельзя купировать, кроме как через работу с психологом.
3). Постоянные навязчивые мысли.
4). Нарушение аппетита. Может быть, как полное его отсутствие, так и чрезмерные переедания («заедания проблем»).
5). Уныние, отчаяние, чувство безысходности.
6). Ощущение ненужности в этом мире.
7). Мысли о самоубийстве.
8). Чувство вины.
9). Желание остаться всегда одному (-ой).
10). Психосоматические заболевания. Это такие заболевания, которые проявляются и на психическом, и на физиологическом уровне. Первичным фактором могут быть как расстройства психики, так и расстройства физиологии. Бывает и так, что разные психосоматические заболевания появились первично от страха, а далее уже сами страхи – это причины увеличения уровня базового страха и причины всего кризиса человека.
Человек постепенно начинает опускаться в эту трясину безысходности. Пытаясь заглушить проблемы разгульной жизнью, кофейными и алкогольными диетами, он лишь запускает все на более тяжелый уровень. Человек хочет убить одиночество, заводит новые рискованные знакомства, и опять они приводят к очередным ранам души. Причем человек с каждым днем все больше ощущает, что затягивает его сильнее.

часто приводит все это к нежеланию жить. Что способствует этому?
Потому что, когда нужно выбраться из болота, необходимо найти то, что на что можно с уверенностью встать, не боясь упасть, и послужит ступенькой лестницы наверх, обратно к нормальной жизни. Таких точек много, но большинство из них хрупкие и ненадежные. Человек опирается тона одну, то на другую, но в конечном итоге все равно падает обратно. Психологи считают, что такое основание можно найти в добрых делах и милосердии по отношению к другим людям. Если вы выбираете такой путь, то многие причины кризиса человека, на удивление, с легкостью отступают.
Важно помнить, что окунаясь в бедственное положение, человек начинает жалеть себя, или ненавидеть. Ощущает слабость, ничтожность своего существования. Если бы мы могли оценить себя реально, то это бы не так сильно задело наше самолюбие, нашу гордость. Однако чувство собственного достоинства, которое оказалось ущемленным, кричит и приводит нас к унынию и отчаянию.
Очень часто в журналах можно прочитать многочисленные горе – советы, которые лишь усугубляют ситуацию. Советы примерно такого характера:
Забыть психологическую травму. Интересно, каким образом можно забыть травму? Она все равно будет теребить сердце, рану, которая появилась в результате определенных событий. От нее не убежишь. На подсознательном уровне она очень крепко отложилась, и забыв сейчас, она все равно вернется, и часто, еще в более сильном и ужасном обличии, чем сейчас.

к много травм, которые текут из детства, и потом не дают взрослому человеку нормально жить! Скорректировать такие причины кризиса человека можно только через работу с психологом.
Однако, также можно переключить свое внимание на тех людей, которым тоже плохо, и быть может, еще хуже вас. Это могут как просто знакомые, друзья, так и совсем незнакомые люди. Как говорится, клин клином вышибают. Помощь другим поможет забыть свои собственные проблемы, научить сострадать другим, и поверьте, вы получите намного больше, нежели будете концентрироваться лишь на себе. Тот нож, который застрял в вашем сердце, можно вытащить благодаря помощи другим.
Старайтесь помогать другим безвозмездно, не думая о награде. Тогда жизнь начинает обретать смысл, вы становитесь нужными людям, они вас ждут. Необязательно помогать материально. Как можете, так и занимайтесь добрыми делами. Слова утешения, время, которое уделили человеку, выслушав его — все это помогает вывести человека из того болота, которое он сам себе вырыл, зацикливаясь лишь на себе. Эгоистичный эгоцентризм – вот основная проблема всех видов депрессий и чувства безысходности.

Источник: xn--80aepevz3h.xn--80asehdb

 

Проблемы кризиса человека Обобщает все выше сказанное небольшая памятка: Проблемы кризиса человека


Как видим вопросы ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 выполнить вполне возможно, если соблюдать вышеперечисленные правила, придерживаться строгой логики ответа и, конечно, при условии хорошей подготовки к экзамену.

 

Итак, наиболее частые ошибки при выполнении данного вида заданий:

1. Главные причины, ведущие к неправильному ответу это: как неполное знаниеи невнимательность,не знание терминов и понятий, их родовых признаков.

 

2. Вместо общей формулировки приводится конкретизирующий данный при­знак пример. Подмена общего признака частным примером.

 

3. Ученики не внимательно читают задание, не видят сколько вопросов стоит в задании и ограничивается лишь ответом на 1вопрос.

 

4. Учащиеся не знают термины и понятия или не совсем точно знают, поэтому происходит подмена одного понятия другим.

 

5. Высказав свою позицию, ученик должен ее аргументировать. А как это сделать? Что такое аргумент — не знает.

 

Подведем итоги:

Анализ ответов учащихся показывает, что к числу наиболее распространенных недостатков следует отнести: присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев; несоответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частей) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа; невнимание к важным деталям текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным; раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).


Еще немножечко теории

Для закрепления темы рассмотрим задание № 20-24. Как его выполняли и комментировали при выставлении баллов.

Пример 1.

 

Информационное общество

Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производ­ством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге удель­ный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15 % ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50 %, что, види­мо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации, в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграр­ного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существую­щим оценкам в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обра­ботке и распространении информации, начинает превышать численность ра­бочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым фи­зическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.


Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <…>

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека» … Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или по­глощается некритично. <…>

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального инфор­мационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизацион­ного развития.

Н.В. Загладим

21.Какие четыре признака информационного общества названы ав­тором?

 

22.Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.

 

23.Автор полагает, что информационное общество является гло­бальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фак­тора, ведущие к глобализации.

 

24. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назо­вите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.

 

Проанализируем некоторые ответы, выделяя в них типичные ошибки и недостатки.

 

 




Ответы на задание 1. Ответы на задание 2.
21.«Автор называет такие признаки информационного общества: а) доминирует сектор, связанный с обработкой информации: б) в фармацевтических фирмах США доля материальных затрат снизи­лась, а доля затрат на науку возросла; в) доля населения, занятая обработкой информации, превысила долю населения, работающего в промышленности и сельском хозяйстве; г) информация получила новый материальный носитель — Интернет». 21.«Признаки информационного общества (по словам автора): домини­рующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производст­вом и обработкой информации: доля продаж технической информации в об­щем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности: доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сель­скохозяйственным трудом: информация получает новый материальный носи­тель (Интернет, мировые телекоммуникации)».
Комментарий. Правильно перечислив три признака информационного общества (а, в, г), ученик нечетко сформулировал четвертый признак (б). Вместо общей формулировки (превышение доли продаж технической инфор­мации в общем объеме международной торговли доли сельского хозяй­ства и промышленности) он привел конкретизирующий данный при­знак пример. Произошла подмена общего признака частным примером Комментарий. Ответ, который можно признать отличным. Существенных заме­чаний у экспертов не возникло.
22.«Я тоже не согласен с этим термином. Мне кажется, автор абсолютно прав, говоря, что термин «информационное общество» не подходит для ха­рактеристики современного мира». 22. «Действительно, о характере современного мира идут споры. Предла­гают разные термины: постиндустриальное общество, техногенное общество».
Комментарий. Ошибка очевидна. Другие термины, используемые для характе­ристики современного общества (например, постиндустриальное обще­ство, технотронное общество, общество нового индустриализма), не названы. Ответ, таким образом, не соответствует заданию. Ученик ог­раничился выражением согласия с формулировкой задания, исказив к тому же позицию автора, который не выражает своего несогласия с термином «информационное общество». Комментарий. Один из приведенных терминов ошибочен. Выпускник, вероят­но, просто перепутал термин и вместо «технотронное» написал «тех­ногенное» (то есть порожденное техникой; термин «техногенный» применяется к авариям, сбоям и пр., вызванным отказом техники). Работаем над понятиями!
23.«Я считаю, что ничего хорошего глобализация ни миру, ни нашей стране не принесет. Нужно бороться с попытками стран-гегемонов подчинить себе мир, диктовать другим государствам свою волю. Глобализация — объ­ективный процесс». 23. «Глобализация — это важная тенденция в развитии современного мира, который становится все более тесным, маленьким, связанным. Ведут к этому многие факторы: создаются информационные технологии, развивается международная торговля, нужно усилиями всех стран решать глобальные проблемы».  
Комментарий.   Эксперты оценили этот ответ нулевым баллом. Позиция выпускником выражена, но задание не предполагало выражения собственного мнения. К тому же она никак не аргументирована. Обратим внимание на взаимоисключающие положения, без каких-либо пояснений представленные в работе: с одной стороны, содержится призыв к борьбе со странами-гегемонами, с другой — глобализация признается объективным процессом. Комментарий. Предложенное выпускником определение понятия «глобализация» страдает нечеткостью, расплывчатостью, двусмысленностью. Достаточно сравнить это определение с принятым в ряде учебников пониманием глобализации как «совокупности процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости».

вот факторы, ведущие к глоба-лизации, перечислены верно. Конечно, список факторов можно расширить (усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике; бурное развитие средств транспорта и связи; развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета, и др.), но в задании было предложено назвать любые два фактора.
24.«Сущность «кризиса человека» состоит в том, что появляются новые болезни, растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, психических расстройств. С этим нужно что-то делать». 24. «Кризис человека» автор видит в том, что человек подвергается ог­ромному потоку информации. Возникают и другие проблемы: человек замы­кается в себе, не интересуется жизнью страны, потому что страдает от из­бытка информации».  
Комментарий.   В чем недостатки ответа? Во-первых, выпускник опять не понял вопроса. Нужно было назвать проблему, связанную с «кризисом человека», о которой говорится в тексте. Автор формулирует ее так: в условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромного потока информации, осмыслить которую он не в состоянии; в результате значительная часть информации либо отсекается, либо усваивается некритично. Во-вторых, названа только одна проблема, известная выпускнику из курса обществознания (при этом едва ли удачной можно назвать предложенную формулировку). Между тем с «кризисом человека» связаны, например, такие проблемы, как трудности в процессе социализации, в том числе политической, усиливаются тенденции к «бегству» людей от проблем общества; рост числа аварий, техногенных катастроф, вызванных информационными перегрузками работников; трудности для политиков, принимающих ответственные решения в условиях возрастания объема информации. Комментарий.   Ответ на вопрос об авторском понимании сущности проблемы, связанной с «кризисом человека», раскрыт частично. Сказав о том, что человек подвергается огромному потоку информации, выпускник про­шел мимо рассуждений о некритичном восприятии информации, пре­небрежении ею. Дополнительно названа одна проблема (вместо двух). Анализ ответов учащихся показывает, что к числу наиболее рас­пространенных недостатков следует отнести: присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев; несо­ответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частей) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или не­удачной формулировки ответа; невнимание к важным деталям текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным; раскрытие в от­вете лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).

 

Пример взят из книги: А. Ю. Лазебникова, Е. Л. РутковскаяПрактикум по обществознанию. Подготовка к выполнению заданий части 2. Подробный разбор всех типов заданий части 2. Издательство«ЭКЗАМЕН», МОСКВА, 2017

 

Источник: studopedia.ru

Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы. 

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Источник: www.wonderzine.com

Философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началась давно. Такая критика возникла не из-за осознания опасности экологической ситуации, глобальных проблем, а из-за того, что философы видели измельчание личности, разорвавшей связи с бытием и оказавшейся в плену у актуально данного, существующего.

Наиболее остро вопрос о будущем нынешней цивилизации встал перед теми исследователями, которые впервые во всем объеме осознали глубину и масштабы надвигающегося экологического кризиса. Именно экологическая проблематика показывает современный уровень самосознания общества и человека. При этом экологические проблемы — не результат отдельных ошибок и просчетов, они коренятся в способе бытия современного человека. Поэтому глобальные проблемы отражают не кризис отдельных форм его бытия, а кризис современного человека как такового.

«Стержнем» исторического развития сегодня сделалась проблема человека в следующих ее измерениях: отношение человека и природы, человека и человека, личности и общества. Если эта проблема не будет решена по существу, то XXI век просто не состоится [1].

Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории европейской культуры, был не только отмечен, но и проанализирован, в частности, русскими философами, например П.Флоренским и Н.Бердяевым. Флоренский отметил, что уже «давно, вероятно с XVI века, мы перестали охватывать целое культуры, не терпя при этом величайшего ущерба». В этих условиях «попытка обогатиться покупается жертвою цельной личности». [2]. Следствием этого явилось расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту-соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна». Все это дает основание мыслителю усомниться в правильности самого курса цивилизации, доводящего до абсурда фрагментацию личности. Такой курс, по мнению Флоренского, привел к безвыходной ситуации, в которой культура уже не соединяет, а разъединяет людей, ибо она сама оказывается частичной и специализированной. И если по самому своему предназначению «культура есть среда, растящая и питающая личность» и «культура есть язык, объединяющий человечество», то выполняет ли нынешняя культура свою миссию? Но если, спрашивает Флоренский, «личность в этой среде голодает и задыхается» и мы находимся в «Вавилонском смешении языков, когда никто никого не понимает и каждая речь служит только, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение» [3], то не свидетельствует ли это о тупиковом характере развития цивилизации? Глубину кризиса подтверждает и то обстоятельство, что отчуждение затрагивает и отдельную личность. «Здание культуры духовно опустело. Человеку приходится жить в мире отвлеченных схем, работая на цивилизацию, его губящую и его же порабощающую», — сделал вывод Флоренский.

Ситуация в конце XX века осложняется тем, что для дальнейшего развития производства — основной цели общества — требуется еще более глубокая специализация, более широкая, чем сегодня, информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности вообще и производства, и потребления в особенности. Такая тенденция опасна прежде всего тем, что специализация плохо совместима с необходимостью цельного восприятия мира культуры. В подобной атмосфере человека формируют не действительность во всей ее полноте и разнообразии, не общение с природой, а во многом средства массовой информации (СМИ) и массовая культура. Человек становится все более легко управляемым и даже манипулируемым.

Теперь обратимся к критике философско-мировоззренческих основ европейской культуры, данной Бердяевым в работе «Новое средневековье». Бердяев отметил, что «кризис современной культуры начался уже давно. Он сознавался ее великими творцами. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры»; До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предотвратить, и т.д.

И вот теперь кризис становится явным и глобальным, он захватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и др., которые составляют естественные основания бытия всех, показывает, как опасны бездуховность и безразличие, ведущие к кризису Человека. Продолжая критику западной цивилизации, начатую задолго до него, Бердяев писал: «Экономизм нашей исторической эпохи и есть нарушение истинного иерархизма человеческого общества, утеря духовного центра» [4], приоритет экономических ценностей над другими, в частности, духовными ценностями.

Если в западных странах крупные монополии, стремясь получить наибольшую прибыль, зачастую закрывали глаза на экологические последствия своей деятельности, то и у нас государство не замечало разрушения природы, добиваясь выполнения производственных планов любой ценой. Таким образом, и «там», и «здесь» экологическая обстановка быстро ухудшалась.

Высокая инерционность, присущая позиции современного человека, явно опирается на тезисы: «Природа мудрее нас», «До сих пор проносило и сейчас авось пронесет».

Экологическая ситуация заставляет сосредоточить внимание на проблемах выживания, сохранения природных основ бытия, по-новому ставить вопрос о свободе и демократии, особенно когда цивилизация начинает предпринимать первые шаги к самозащите. Новая ситуация неминуемо сужает прежние представления о человеческой свободе, ибо выдвигается новая задача — в первую очередь обеспечение жизни на Земле. Основное требование, вытекающее из этой установки, формулируется как подчинение всех действий человека задаче сохранения окружающей среды для себя и будущих поколений. Для этого необходимо более централизованно (в оптимуме — глобально) решать проблемы экологии, рассматривая планету как целостную систему. А это неизбежно приведет в противоречие с заданными ценностными установками с их опорой на индивидуальность и свободу личности.

Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировосприятии, совокупности ценностных установок, предопределяющих его поступки и способы самореализации. Человечество сможет отойти от края пропасти, только если пересмотрит свои мировоззренческие установки, если сможет привести в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны престанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений, исходя из единства человечества, и сумеют поставить на службу ему основные достижения в области науки, технологии, информатики, здравоохранения. Эколого-глобальная ситуация делает необходимым качественные изменения в структуре общественного производства и потребления, заставляя под угрозой катастрофы выработать новые приоритеты в жизни.

В 1992 г. в Рио-де Жанейро (Бразилия) состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств, которая сделала очень важный вывод: путь, приведший промышленно развитые страны к благосостоянию, не может быть всеобщим. Земля просто не выдержит, и гибель цивилизации неизбежна в самом ближайшем будущем.

Один из самых важных результатов многочисленных исследований по экологической ситуации в мире — это вывод о том, что если человечество хочет избежать экокатастрофы, оно должно выработать новую парадигму прогресса, основанную на самоограничении, изменении типов производства в сторону уменьшения затрат природных ресурсов.

В сложившейся ситуации общество может выбрать лишь один из двух путей: 1) сплочения всех людей, народов, государств независимо от социальных систем, уровня образования, вероисповедания ради сохранения жизни на земле; 2) борьба за природные ресурсы, использование материальных и финансовых возможностей в попытке обеспечить для своей страны экологически чистое пространство, продукты, энергию и т.д. От человеческого общества зависит, станет ли Земля ареной битв или люди покажут, что они действительно разумны и способны объединиться во имя жизни на Земле.

В этой связи необходимо остановиться на тезисе Самуэля Хантингтона о грядущем «столкновении цивилизаций» в мировой политике [5]. Статьи С.Хантингтона вызвали дискуссии в России, как в свое время статья Ф.Фукуямы «Конец истории?».

Самуэль Хантингтон сформулировал свой тезис так: «Принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между нациями и группами отдельных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике. Следующая мировая война, если она состоится, будет войной цивилизаций».

По мнению Хантингтона, к концу XX в. цивилизации как субъекты мировой политики пришли на смену нациям-государствам. Цивилизациями он называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, религиями. Он выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую, африканскую. Это реальные сообщества, с реальным разделением границ. Взаимоотношения цивилизаций потенциально конфликтны, поскольку в основе их различий — убеждения и ценности, а примирить это, считает Хантингтон, сложно. К тому же для защиты своих ценностей и убеждений цивилизации стремятся к приобретению власти.

Столкновение цивилизаций, по Хантингтону, происходит на макро-и микроуровнях. Макроуровень — это международный уровень борьбы цивилизаций; столкновение цивилизаций на микроуровне — это угроза внутренней стабильности государств в тех случаях, когда линии цивилизационных разломов проходят по их территориям. Хантингтон предупреждает, что вооруженные конфликты между группами, представляющими различные цивилизации, могут привести к глобальным конфликтам между западным христианством и православием; западной и исламской цивилизациями; православными и мусульманами в Европе и Евразии; мусульманами и индуистами в Азии; между Японией и США, США и Китаем.

Поскольку экономическая конкуренция преобладает «только между европейской и американской субцивилизациями и между этими субцивилизациями и Японией», международная стабильность оказывается под угрозой. Взаимодействие остальных цивилизаций принимает насильственные формы, доходящие до «этнических чисток».

Хантингтон видит в столкновении цивилизаций угрозу внутренней стабильности стран, прежде всего, это грозит Турции, Мексике и России,

поскольку эти три страны представляют особенно высокий уровень культурной гетерогенности. Россия борется за выбор европейской и евразийской ориентации; Турция разделена между западной и ближневосточной мусульманской идентичностью; Мексика — между идентичностью латиноамериканской и североамериканской.

Наиболее опасное положение у России, поскольку, как считает Хантингтон, здесь отсутствуют все необходимые условия для переформулирования цивилизационной идентичности: политическая и экономическая элита не определилась в отношении возможного присоединения к Западу, да и Запад не приходит в восторг от идеи возможного союза с Россией.

Есть опасность дезинтеграции Америки в сегодняшней идеологии развития ценностей различных культур, идущей вразрез с идеей индивидуальной свободы и безразличия к цвету кожи.

В условиях существования различных цивилизаций Западу, как считает Хантингтон, следует позаботиться о защите своих фундаментальных культурных ценностей через ограничение роста военной мощи конфуцианских и мусульманских государств и поддержку тех групп внутри незападных цивилизаций, которые западным интересам и ценностям симпатизируют. Таким образом, следуя тенденции возрастания цивилизационного сознания в мире, Запад будет прав, если предпримет усилия для большой интеграции.

Одновременно с этим Запад обязан более тонко воспринимать религию и философию незападных цивилизаций, продолжающих приобретать богатство, технологии и оружие. Запад не может далее навязывать им свои стандарты поведения.

Хантингтон рекомендует союз с Россией в целях сдерживания китайской и мусульманской угрозы. Западу следует воспринимать Россию как основное государство православной цивилизации, имеющее законные центры на ее южных границах.

Данные суждения Хантингтона в России встретили по-разному. Так, либералы через журнал «Полис» (1995, №1) статьей «Цивилизационная модель» международных отношений и ее импликации» утверждают, что «цивилизации не изолированы друг от друга и вполне возможно предположить возникновение мировой цивилизации»: разрешение глобальных проблем потребует, по их мнению, глобального Разума, общего для человечества в целом, и чье возникновение было предсказано в начале века Владимиром Вернадским.

В рассмотрении мировой политики как места столкновения цивилизаций отечественные либералы (Д.Трофимов, А.Злобин, Е.Рашковский, А.Шестопал) видят страхи, как и в статье Френсиса Фукуямы «Конец истории?», объясняемые тем, что контроль мировой политики уже не под силу Западу.

Россия должна показать другой способ взаимодействия цивилизаций в мировой политике, тот, что укрепляет открытость цивилизаций изменениям и укрепляет «дух всеобщей истории». Это путь Макса Шелера, Жана Маритена, Пьера Тейяра де Шардена, Льва Карсавина, Питирима Сорокина, Сергея и Евгения Трубецких, Супь Ятсена, Николая Рериха и многих других.

Другое мнение сложилось у отечественных так называемых националистов. С.Самуилов, Е.Гайдар, А.Кара-Мурза, В.Цимбурский, А.Карагодин в целом согласны с Хатингтоном, что цивилизации борются за «престиж и ресурсы» и говорить о формировании универсальной цивилизации, по меньшей мере, преждевременно. Россию они видят как Евразию, как пример самостоятельной цивилизации с особой геополитической ролью моста между Европой и Азией: России удалось соединить православно-христианскую Европу и тюрко-мусульманский Восток во имя общего блага. Вместо союза России с Западом против китайской и мусульманской угрозы, националисты настаивают на интеграции и союзе в рамках бывшего СССР. Россия — самостоятельная, полноценная цивилизация, переживающая сегодня временный упадок.

Таким образом, дискурс-анализ оказался важным средством в изучении процессов, происходящих в современном мире.

Имеется и еще одна проблема, которая остро стоит перед человечеством, главным образом перед «третьим миром», — ограничение роста народонаселения. Это исключительно сложная проблема, но решение ее должно быть найдено.

XX век уходит, он определен как век «предупреждающий»: войны, революции, атомное оружие и вслед за ним открытие эффекта «ядерной зимы», изменения биосферы — породили возможность исключения существования человека на Земле.

XXI век начинается с перестройки планетарного сознания: во-первых, ни о каком покорении Природы не может быть и речи. Мальтус в XVIII веке, Вернадский и Тейяр де Шарден в XX веке разработали концепции взаимоотношений человека и Природы. Во-вторых, планетарная цивилизация XXI века начнется с осознания, что такое «стратегия Природы» и «стратегия Человека», ибо Человек взаимодействует с Природой как единый вид. В-третьих, осознание планетарного единства ляжет в основу цивилизации XXI века, которая поймет наконец, что лишь 10% потребляемой энергии относится к возобновляемой, а 90% — это разрушение планеты, а значит, катастрофа неотвратима.

Разрушение биосферы должно привести к новому состоянию Природы, где Человеку места ист. Значит, «стратегия Человека»

означает необходимость новой цивилизации: лидерами становятся страны, способные обеспечить высокий уровень образованности населения, общей культуры, технической дисциплины, где наука — основа созидания.

С возникновением «демографической» глобальной проблемы снова стало популярно имя Мальтуса. Около 200 лет назад знаменитый английский монах Мальтус заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а человечество — в геометрической , Сегодня теория Мальтуса легла в основу следующего размышления: на Земле более 5 млрд человек, доля же возобновляемой энергии, как указывалось выше, составляет лишь 10% общей потребляемой людьми энергии. Отсюда либо население планеты необходимо сократить в 10 раз, либо потребности людей сократить в 10 раз, либо высокие технологии должны дать людям все, что пока нереально. Значит, люди вынуждены утверждать новую нравственность, глубоко отличную от современной: нужны «общепланетарная конституция и общепланетарное правительство».

Сегодня много споров вызвала концепция академика Н.Моисеева о «коллективном интеллекте». Коллективный интеллект — одно из важнейших цивилизационных понятий. Появляется коллективный интеллект со становлением индивидуальных интеллектов, при условии наличия информации. Мозг отдельного человека прекратил свое развитие со времен верхнего палеолита или мезолита, но развитие коллективного интеллекта происходит со всевозрастающей скоростью, особенно к концу XX века, с появлением персональных компьютеров, электронной почты, телематики и т.д.

Н.Моисеев считает, что нейроны мозга человека и высших млекопитающих (и не только их) — идентичны. Но интеллект свойственен только человеку: его мозг отличается не качеством, а количеством нейронов и сложностью связей между ними. Итак, на каком-то этапе количество нейронов и усложнение связей превысили предел, за которым началось качественное изменение мозга. Произошла бифуркация: мозг приобрел новые свойства (сознание), «Я» отделилось от «не-Я» — человек приобрел аналитические способности. Нечто подобное может произойти и с Коллективным интеллектом, который достаточно быстро приобретает планетарные масштабы. Роль «нейронов» в нем играют интеллекты людей, вооруженных современной информационной техникой. Таким образом, становление общепланетарного Коллективного интеллекта, обладающего уникальными информационными и аналитическими возможностями, — дело достаточно близкого будущего.

В XXI веке интенсивно и параллельно развиваются два процесса: во-первых, превращение человечества в единый биосоциальныйПроблемы кризиса человекаПроблемы кризиса человекаПроблемы кризиса человекаПроблемы кризиса человека организм; во-вторых, формирование общепланетного Коллективного интеллекта. Если они сольются, то общество будет естественно называть «информационным». Если человечество отнесется к информационному обществу как к новой стадии эволюции, или новой стадии антропогенеза, то процессы глубоких перемен и выход на самоорганизацию неизбежны. Такая позиция позволяет по-новому поставить проблему «выживаемости» человечества на планете. Таким образом, создание новой цивилизации XXI века, способной дать в будущем импульс дальнейшему развитию человечества в обеспечении развития образованности, позволяющей большому числу людей участвовать в функционировании Коллективного интеллекта, реально.

Источник: sci-book.com

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Проблемы кризиса человека

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Источник: zozhnik.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.