Феминная внешность


Современное общество сталкивается с конфликтом типичных мужских и женских ролей. В головах людей есть традиционный образ отца-добытчика и матери-хранительницы очага. И есть современный мир, в котором данные роли перестают быть актуальными. Следовательно, в обществе появляется процент людей, не разделяющих типичные гендерные роли.

В чём суть проблемы?

На самом деле, проблема не в образах. Образы ни плохи и ни хороши – они нейтрально окрашены.

Конфликт возникает, когда встречаются люди с разным мировоззрением. Например, юноша, воспитанный в традиционной семье и девушка, выросшая в атмосфере свободных нравов. Первый с детства видел работающего отца и сидящую дома мать, вторая – равноправие между родителями. Понятно, что молодой мужчина будет воплощать в жизнь сценарий патриархальной семьи, а девушка – стремиться к равенству и независимости.
О причинах подобных конфликтов читайте далее.

Маскулинность & фемининность

До середины 20-го века в мире (в том числе и западных странах) господствовала традиционная система половых ролей. Считалось, что личность тем более цельна и эффективна, чем больше типичных гендерных черт ей свойственно.

Маскулинность – это набор черт, свойственных сильному полу. Мужскими качествами считаются:


  • Рационализм;
  • Развитые аналитические способности;
  • Компетенция в профессиональной деятельности;
  • Стремление к лидерству;
  • Эффективность.

Феминность – это набор характерных для женщины черт. К ним относятся:

  • Эмоциональность;
  • Развитая интуиция;
  • Способность сопереживать;
  • Забота о муже и детях;
  • Внушаемость;
  • Коммуникабельность.

Маскулинные и феминные качества были необходимыми и достаточными для жизни традиционной семьи. Но мир изменился, изменились и люди, только старые шаблоны из голов людей никуда не исчезли.

Научно-технический прогресс избавил женщин от роли типичной домохозяйки. А разделение труда показало, что женщины хорошо справляются с монотонной работой. Сборка на производстве, бухгалтерия, аудит и даже программирование – конёк прекрасного пола.

Из-за чего же возникает конфликт между полами? Из-за неправильных ролевых ожиданий:

  1. Пример 1. Жена ждёт от мужа рыцарского отношения. При этом дама соревнуется с партнёром в профессиональной деятельности;
  2. Пример 2. Парень ждёт от девушки выполнения домашней работы. При этом сам является безработным, в то время как девушка работает в офисе.

В обоих случаях присутствует смещение ролей. В первом примере показана женщина с выраженными маскулинными чертами, во втором – мужчина с феминными.

Андрогинность – тренд 21 века

Андрогинность – это наличие (примерно в равной пропорции) как женских, так и мужских черт характера у индивида. Сегодня большинство людей проявляют как мужские, так и женские качества в зависимости от ситуации:

  1. Женщина может быть деловой и требовательной на работе и нежной при близости с мужем;
  2. Супруг помогает супруге донести тяжёлые пакеты и одновременно любит нянчиться с ребенком.

Такой подход к жизни отвечает современным реалиям. А, как известно, эффективен и успешен тот, кто шагает в ногу со временем.

Куда простому человеку податься?

Конфликты между полами всё равно происходят. Мужчины обожают подкалывать умных и деятельных женщин, а дамы срывают негатив на безынициативных мужьях. Чтобы этого не происходило нужно понять 2 вещи:

  1. Никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям;
  2. Избрав партнёра, цените его внутренние качества. Доброта, честность и преданность важнее сидящих в голове гендерных стереотипов.

Главный критерий – критерий счастья

В жизни решающую роль играет счастье. Вне зависимости от пола, занимайтесь тем, что делает вас счастливыми.

  • Вы хрупкая девушка, но обожаете программирование? Программируйте, возможно, вы – вторая Хеди Ламарр.
  • Вам под 40, не женаты и презираете семейные ценности? Продолжайте жить дальше в своё удовольствие.

Жизнь постоянно меняется и, возможно, очень скоро вы пересмотрите свои андрогинные взгляды. К позитивным изменениям способен лишь тот, кто был верен своим взглядам.

Источник: Statusmen.ru

Психологами разработана теория психологического пола. Согласно ей кроме биологического пола, отмеченного вторичными половыми признаками, можно говорить еще и о психологическом поле человека — феминном, или женоподобном, и маскулинном — мужеподобном.

Это деление ни в коей мере не касается внешности человека, а основывается на присущем каждому типу психологического пола определенном наборе психологических черт.

Маскулинным женщинам, считают психологи, свойственны ярко выраженные мужские качества: целеустремленность, амбициозность, предприимчивость, аналитический склад мышления.

Мужчины феминного типа — вовсе не женоподобные существа с высокими голосами и жеманными повадками. С виду они вполне мужественны, но у них ярко выражены такие традиционно считающиеся женскими качества, как доброта, мягкость, уступчивость, и в то же время им редко бывают присущи свойственные мужчинам агрессивность и предприимчивость. Для таких мужчин деньги — не главный критерий успеха. Это, как правило, натуры мечтательные, творческие.


Феминный мужчина и маскулинная женщина могут составить идеальную пару. Они прекрасно дополняют друг дружку и составляют гармоничное целое. Но, к сожалению, быть счастливыми им мешают социальные установки на то, что мужчина обязан быть добытчиком, а жена — хранительницей домашнего очага. Вообще-то такое распределение ролей не так уж и традиционно. Нужно перечитать народные сказки, любимые героини которых — Василиса Премудрая, Марья-Моревна, царь-девица.

Маскулинные женщины энергичные, целеустремленные, умеющие принимать решения и действующие, в общем-то, по мужской модели поведения. А их мужья — Иванушки — талантливые, добрые, отзывчивые, словом — феминные. Но если необходимо он они способны взять в руки меч, дойти в тридевятое царство и спасти свою возлюбленную. Ведь не смотря ни на что, они все-таки мужчины, хоть и не такие, как все.

Феминный мужчина и маскулинная женщина прекрасно уживаются друг с другом, творя добро и наполняя мир любовью.

Как его распознать?

Не стоит считать, что феминный мужчина сможет быть засечен вашим «радаром» по одному лишь внешнему виду – например, его форма одежды здесь совершенно не причем. Феминность вы увидите, лишь пообщавшись с этим человеком. Такой мужчина гораздо ранимее, чем остальные. Порой, поссорившись с вами, он едва сдержит (а может и не сдержит) слёзы.


Такие мужчины обычно приятно учтивы, всегда подадут пальто, откроют дверь в ресторан, помогут выйти из автомобиля. Жесты феминного мужчины плавные, аристократичные даже тогда, когда он занят повседневными делами. Придя к вам в гости, после ужина такой мужчина, скорее всего, тут же бросится мыть посуду, не забыв надеть передничек.

Он очень детализировано расскажет вам о своем рабочем дне, не забыв упомянуть время обеденного перерыва и меню в подробностях. Ведь, согласитесь, склонность к детализации – это, скорее, женская черта характера, мужчины же, в основном, не любят вдаваться в подробности и утруждать себя долгими повествованиями.

Если дело доходит до принятия серьезного или хотя бы мало-мальски важного решения – такой мужчина будет долго обдумывать решение, рассматривая все варианты и в то же время опасаясь промаха, чтобы не упасть лицом в грязь.

Феминный мужчина будет искать в женщине ту самую защиту и опору, которую обычно в мужчине ищет обычная женщина.

Феминный мужчина: плюсы и минусы

Прочитав всё вышеизложенное, у многих женщин может возникнуть мысль: «Фи, будто слюнтяя описывают, зачем мне такой?». Однако не торопитесь ставить крест на мягком, на первый взгляд, слабохарактерном мужчине. Ведь и у него есть свои плюсы:

1. Феминный мужчина идеально подойдет женщине, которая любит командовать. Влюбленный мужчина будет исполнять любой каприз свой половинки – и при этом не казаться ей подкаблучником.


2. Такой мужчина не растеряется, если ему придется самому вести хозяйство. Он способен затеять генеральную уборку, приготовить ужин, трогательно расставить свечи по периметру стола… Живя с таким мужчиной, вам не стоит переживать, что в ваше отсутствие он разведет дебош, перебьет бокалы или затопит соседей – чувство опрятности собственного жилья для него не менее важно, чем для вас.

3. Вы никогда не почувствуете к себе прохладного и отстраненного отношения. Некоторые мужчины, таким образом, пытаются покрепче привязать к себе девушку – мол, побегает за мной, добьется – и потом еще больше любить будет. В нашем же случае добиваться будут вас, пусть и робко, без громких слов и шальных поступков – но вы не сможете не почувствовать, как трепетно он к вам относится.

4. Феминные мужчины, в основном, очень романтичны. Они любят сделать приятное своей даме сердца: пишут стихи, оставляют трогательные пожелания хорошего дня под магнитом на холодильнике, дарят цветы без повода, берут билеты в кино на последний ряд…

5. Испытывая сильное влечение к женщине, даже такой ранимый и робкий мужчина окажется способен на мужской поступок, особенно если вопрос идет о вашей безопасности – во всяком случае, вам вряд ли придется отбивать его от хулиганов.

В чрезмерной феминности характера вашего мужчины можно найти и свои минусы:
1. Вам не стоит слишком полагаться на то, что он будет по-мужски, быстро и единолично, принимать серьезные решения – будьте готовы помогать ему в этом.


2. Для того, чтобы такой ранимый мужчина, даже если он обладает достаточными знаниями и умениями, шел вверх по карьерной лестнице, его нужно поддерживать в этом.

3. Если вы не так любите постоянные созвоны и переписки, если вы менее романтична – вас может со временем раздражать его безудержное желание провести с вами каждую свободную минутку. Но плохо ли это? Возможно, это не его, а ваш минус…

Нельзя сказать, что феминный мужчина – это однозначно хорошо или однозначно плохо. Скорее, феминный мужчина – это совершенно неоднозначно. В зависимости от характера самой женщины, кто-то найдет в нем верного и доброго спутника жизни, а кто-то поймет, что нуждается в крепких и уверенных мужских руках – и потому ранимые мужчины не смогут удержаться подле вас долго.

Как общаться с такими мужчинами?

Самое главное — не пилить мужа за то, что он не проявляется как «настоящий мужчина», а научиться ценить в нем его неповторимые прекрасные качества.

Идеально, если жена с мужем займутся общим делом, в котором он будет представлять творческое начало, а она станет двигателем его идей.

Если феминный мужчина встретит в своей жизни действительно маскулинную женщину, которая поможет ему преодолеть свои комплексы и даст возможность быть самим собой, полностью уверенным в своей ценности для женщины, он может расцвести и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, кладя к ногам возлюбленной свои «победы и добычу».


Феминный мужчина никогда не изменит своего отношения к маскулинной женщине.
Однако если женщина не относится к маскулинному типу, то жить под одной крышей с феминным мужчиной ей будет очень трудно. Обычно такой союз обречен. Поэтому, прежде чем принять решение о вступлении в брак, нелишне хорошенько подумать, насколько вы подходите друг другу.

Советы по практике сосуществования

Если вы все-таки решили связать свою жизнь с феминным мужчиной, то предлагаем вам несколько практических советов.
1. Если муж помогает по хозяйству, никогда не следует принимать это как должное. Мужчину надо хвалить, благодарить, награждать поцелуем и ласками. Но не придавайте излишней публичности, выполнение им «женских обязанностей» по дому.

2. Поощряйте профессиональные и материальные достижения мужа. В данном случае, публичная похвала будет только на пользу.
3. Если семейная касса находится под вашим управлением, не вынуждай его просить у вас на расходы. Пусть деньги хранятся в определенном месте, откуда муж сможет их брать.

4. Никогда ни с кем не сравнивайте мужа, не ставьте ему в пример соседа или бывшего сослуживца, который в жизни достиг большего. Такие сравнения весьма ранят мужское самолюбие.

5. На людях поддерживайте игру «маскулинный муж – феминная женщина». Он оценит вашу заботу о его имидже в обществе.
6. Внимательно изучайте его сексуальность. Вы можете обнаружить очень неожиданные сюрпризы для себя, которые могут расширить границы вашей интимной жизни.


2015-08-18 в 02:43

Источник: bdsmpeople.club

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ. А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими – «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. «Мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» – очень плохо. «Маскулинность» – не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология.


гласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

Вследствие разной нормы реакции у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но их можно решить кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства), наоборот, – женщины.

Теория Геодакяна привлекает логической стройностью, подтверждается солидными биологическими данными и хорошо объясняет некоторые факты естественного полового отбора, например, повышенную смертность самцов. Но выводить из нее заключения относительно индивидуальных гендерных свойств методологически рискованно. Прежде всего половой диморфизм не совсем одинаково проявляется у разных видов, причем варьирует не только степень различий между самцами и самками, но в некоторых случаях и характер, направление этих различий. Разные виды животных имеют разные социальные и семейные структуры, типы лидерства и т.д. Понимание филогенетических функций полового диморфизма не отвечает на вопрос, как именно и насколько резко он проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Хотя биология констатирует наличие очень глубоких половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма, разделение всех его свойств на мужские (маскулинные) и женские (фемининные) по принципу «или-или» невозможно. Наряду с альтернативными, взаимоисключающими свойствами, существует множество свойств, одинаково присущих обоим полам. Более сложный онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность увеличивают число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки дихотомии «мужское» или «женское». Кажется весьма заманчивым «вывести» из биологии не только психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, но и наличные формы общественного разделения труда между ними. Однако социальные роли распределяются в разных обществах не одинаково, далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, характером жизнедеятельности и т.п. Наряду с такими элементами полодиморфического поведения, где сравнительное изучение человека и животных допустимо и плодотворно, есть сферы, где прямое сравнение затруднительно или вовсе невозможно.

Так же осторожно нужно относиться к интерпретации мифологических источников. В большинстве древних мифологий мужчина изображается в качестве активного, социально-творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии женское начало Инь и мужское ян – полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» – свет, сухость, твердость, активность. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака – яйцеклетки земли, а дождь – оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло – как мужское. См. также ИНЬ-ЯН.

Однако эти метафоры – не отражение «реальных» мужских и женских качеств, а одна из длинной серии так называемых бинарных (двоичных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье – несчастье, жизнь – смерть, чет – нечет, правое – левое, верх – низ, небо – земля, день – ночь, солнце – луна, светлое – темное, свое – чужое, старшее – младшее и т.д. Наряду с поляризацией мужского и женского начал, многие культуры высоко ценят их слияние, совмещение в одном лице (андрогиния, от греч. андрос – мужчина и гине –женщина, совмещение мужского и женского начал). Андрогиния приписывалась многим богам и предкам человека.

Степень поляризации аскриптивных (приписываемых) гендерных черт неодинакова в разных обществах. Хотя маскулинность обычно ассоциируется с инструментальностью (деловитость, прагматизм, ориентация во-вне), независимостью и агрессивностью, а фемининность – с экспрессивностью (эмоциональность, чуткость и т.п.) и мягкостью, разные культуры выглядят в этом отношении неодинаково жесткими, позволяя антропологам говорить о «маскулинных» и «фемининных» культурах.

Голландский антрополог Герт Хофстеде (1998) эмпирически сравнивал типичные ценностные ориентации людей в разных культурах по нескольким признакам, включая маскулинность и фемининность. Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении. Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

Но ценностные ориентации культуры – не синоним индивидуальных качеств мужчин и женщин. Многие люди считают гендерные свойства однозначными, неразрывно связанными с гендерной идентичностью: если женщина пассивна и нежна, то она будет таковой в любых ролях и ситуациях. Но мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом не в вакууме, а в конкретных социальных ролях, причем характер гендерной дифференциации в разных сферах деятельности, например, на производстве и в семье, сплошь и рядом не совпадает.

Не менее важны исторические условия. Считается, к примеру, что потребность в социальном успехе у женщин ниже, чем у мужчин, и что современные «деловые женщины» – явление совершенно новое, беспрецедентное. Но может быть, дело не столько в стремлении к достижению вообще, сколько в специфических соционормативных рамках «достижительного» поведения? Великосветские львицы бальзаковской эпохи были не менее энергичны, властолюбивы и жестоки, чем их мужья и любовники. Однако в тех исторических условиях честолюбивая женщина могла сделать карьеру только опосредованно, подыскав себе соответствующего мужа или организовав своими, специфически женскими, средствами его социальное продвижение. Сегодня эти ограничения отпали. Женщина может сама, без посредства мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений мужчин и женщин при тех же самых природных задатках и различиях.

Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины – в семейно-родственных терминах. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. Дело не столько в том, что мальчик объективно сильнее девочки (это бывает далеко не всегда), сколько в том, что ось «сила – слабость», занимающая центральное место в образах маскулинности (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости). Разговоры об «истинной мужественности» и «вечной женственности» только запутывают вопрос, навязывая людям единообразие, которого история никогда не знала.

Традиционные стереотипы маскулинности и фемининности выражают прежде всего мужскую точку зрения. Образы «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» бессмысленны, потому что каждый из них высвечивает какую-то одну ипостась. Кармен персонифицирует страсть, но ее трудно представить верной женой и заботливой матерью. Шварценеггер персонифицирует физическую силу и смелость, но никто не ждет от его персонажей интеллектуальной оригинальности и гражданского мужества (тоже стереотипные мужские черты!), которые так ярко демонстрировал академик А.Д.Сахаров.

Эти проблемы воспроизводятся и в научной психологии. В 19 в. маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина – «синий чулок»). Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе в 1930–1960-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности (М–Ф) умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. (тест Термана-Майлз; шкала М–Ф Миннесотского личностного теста – MMPI; шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М–Ф, но сами свойства М–Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, желательна высокая М, а для женщины – Ф. В дальнейшем выяснилось, что далеко не все психические свойства поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т.д.) в принципе не совпадают друг с другом: индивид, высоко маскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность уже не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые, автономные измерения. Вместо простой дихотомии «маскулинных» и «фемининных» индивидов появились четыре психологических типа мужчин: маскулинные (имеющие высокие показатели по М и низкие – по Ф); фемининные (высокая Ф и низкая М); андрогинные (высокие показатели по обеим шкалам) и психологически недифференцированные (низкие показатели по обеим шкалам) и такие же четыре категории женщин.

Однако шкалы М и Ф неоднозначны. Их измерения соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными гендерными предписаниями, а это – совершенно разные явления. Похоже на то, что существующие тесты удовлетворительно измеряют и предсказывают такие аспекты маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, но как эти свойства сочетаются с другими чертами маскулинного и фемининного поведения – неясно. Инструментальность (ориентация на вещи, господство, субъектность) в противоположность экспрессивности (ориентация на людей, забота, общение) проявляется, в частности, в интересах и требованиях, предъявляемых людьми к своим занятиям. Мета-анализ шести проведенных за последние 40 лет голландских исследований, совокупным объектом которых было свыше 14 000 мужчин и женщин, начиная со старшего школьного возраста, показал удивительную стабильность гендерных различий в этом вопросе. То же продемонстрировал и мета-анализ 242 американских выборок (321,672 мужчин и мальчиков и 316,842 женщин и девочек) с 1970 по 1998 год, исследовавших гендерные различия в свойствах предпочитаемой работы. Хотя разница в предпочтениях мужчин и женщин невелика, она большей частью совпадает с гендерными стереотипами. В то же время многие свойства профессий стали для женщин и девочек в 1980–1990-х годах более важными, чем в 1970-х, что свидетельствует о повышении уровня женских притязаний по мере уменьшения гендерных барьеров.

Есть тут и свои возрастные предпочтения. Ориентация на андрогинию, стремление выйти за пределы жесткой дихотомизации, чаще встречается у более старших людей, подростки же ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского». Хотя стереотипы маскулинности и фемининности историчны и изменчивы, они отличаются большой устойчивостью, заметно отставая от сдвигов в реальной гендерной стратификации, будь то общественное разделение труда или ценностные ориентации.

Если от социальных проблем перейти к индивидуально-психологическим, вариаций окажется еще больше.

Во-первых, разные мужчины и женщины обладают неодинаковыми степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными.

Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны.

«Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе).

В-третьих, наши представления о мужественности и женственности и соответствующие психологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства женскими (фемининными), просто потому, что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть от среды, воспитания и характера деятельности. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стеореотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.

С этим связаны и многие социально-педагогические проблемы. Должны ли мы стремиться к ослаблению поляризации стереотипов маскулинности и фемининности в воспитании мальчиков и девочек или наоборот культивировать гендерные особенности? Отсюда и споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения. Противники совместного обучения обычно утверждают, что оно способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию некоего унисекса. На самом деле ничего подобного не происходит. Даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начинается уже в 4–5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста. Существует не одна, а две разные культуры детства, где и формируются те свойства, которые в дальнейшем будут называться мужскими и женскими. Школа может усиливать или смягчать эти различия, но ее влияние меньше, чем мы привыкли думать. Однако продуманная стратегия в этом вопросе (гендерная педагогика) необходима.

Для России все эти проблемы особенно актуальны. В свое время советская власть провозгласила полное равенство мужчин и женщин. Но вовлечение женщин в производительный труд и общественную деятельность не было компенсировано соответствующими сдвигами в семейно-бытовой сфере, что обернулось для женщин двойным бременем. Высокая представленность женщин в сфере образования и в таких профессиях как учителя и врачи была, с одной стороны, социальным достижением, а с другой – простой феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость. Это вызвало уже в 1970–1980-х годах сильную консервативную реакцию. В 1990-х требования «вернуть женщину в семью» еще больше усилились, вплоть до призывов возрождения Домостроя. Резко уменьшилось представительство женщин в органах власти. Однако традиционные представления о маскулинности и фемининности не отвечают условиям современной жизни. Высокий уровень образования российских женщин не позволяет им мириться с зависимым социальным статусом.

См. также ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФЕМИНИЗМ. ДОМОСТРОЙ.

Игорь Кон

Источник: www.krugosvet.ru

Продолжаю тему мужской инициации.

Сейчас я расскажу, как многие мужчины проходят (точнее не проходят) 1-ую и 2-ую стадии инициации, как выглядят застревания на двух этих стадиях и что с этим делать самим мужчинам и женщинам, которые с этими мужчинами живут.

Большинство мужчин не проходят 1-ую стадию (стадию Эфры) нормально, либо застревая на ней, либо перепрыгивая ее и попадая сразу на 2-ую (стадию Медеи).

Мужчины, которые застряли на первой стадии, это, так называемые, «маменькины сыночки», они не всегда инфантильны в социальном плане, иногда нормально зарабатывают, но нередко «сидят у матери на шее» (могут пересесть на шею жены). В любом случае такие мужчины достаточно феминны, если не внешне (конституция может быть и маскулинной), то по характеру и поведению. Женщины пугают их, они боятся женских насмешек и замыкаются, либо наоборот, ищут женской дружбы, опеки, но избегают маскулинности, а в тяжелых случаях даже испытывают к ней отвращение.

Гомосексуальность прямого отношения к застреванию на этой стадии не имеет, геи бывают очень разными, некоторые успешно эту стадию проходят. Однако, иногда гомосексуальность и даже транссексуальность мужчины бывают следствием тех же причин, которые мешают ему пройти эту стадию. Если обобщить разные проблемы застревающих на этой стадии мужчин в одну, это будет «слияние с материнской фигурой».

Ничуть не лучше может быть ситуация мужчин, которые стадию Эфры перепрыгнули. Такие мальчики очень рано стали испытывать страх перед возможной феминностью («быть девчонкой очень стыдно»), бояться слияния с матерью, бояться насмешек со стороны других мужчин. Панический страх перед слиянием ничем не лучше слияния, то и другое создает проблемы и комплексы.

Перепрыгнувший стадию Эфры мужчина часто страдает гипермаскулинностью, и хотя он выглядит более самостоятельным на первый взгляд, часто не выдерживает напряжения и прибегает к алкоголю и другим аддикциям, отчего может стать маргинальным. Такие мужчины нередко склонны к насилию и криминальному поведению. Они могут рано умирать от сердечно-сосудистых заболеваний.

Сексуальные проблемы свойственны и тем, и другим мужчинам, как и проблемы в семейной жизни. Застрявшие на стадии Эфры не обладают достаточной волей и твердостью характера (хотя могут быть упрямы и замкнуты), а перескочившие эту стадию не обладают достаточной гибкостью, тактичностью. С теми и другими мужчинами женщинам сложно общаться. Понятно, что проблемы могут быть выражены больше или меньше, поскольку стадия может быть пройдена частично или совсем не пройдена.

Идеальным прохождением стадии Эфры является нормальное проживание слияния с материнской фигурой и нормальное проживание сепарации. Такой мужчина уверен в любви и одобрении женщин, умеет нравиться им, уважает женщин, ценит их, но очень хорошо понимает, что сам он не является женщиной, очень хорошо осознает свою собственную маскулинность, любит ее и умеет ее выгодно преподносить. Только такой мужчина может успешно пройти стадию Медеи и перейти на стадию Ариадны, а гипермаскулинные мужчины, которые перескочили стадию Эфры, застревают на стадии Медеи, то есть сражаются с женщинами или избегают и презирают их.

Что можно порекомендовать мужчине, который застрял на стадии Эфры и не может перейти на стадию Медеи, то есть не может осознать и полюбить свою маскулинность в полной мере, отрицает ее?

Для таких мужчин Л. Захер-Мазох когда-то написал свою «Венеру в мехах», а Р. Полански недавно снял по ней фильм. К сожалению, не многие мужчины способны извлечь из произведения Мазоха полезный смысл, большинство напугают и оттолкнут извращения. Однако, смысл этого произведения в том, что мужчина, который отрицает свою мужественность и воспринимает себя чем-то совершенно подобным женщинам (или ущербным по сравнению с ними), получает от них презрение и даже ненависть. Он не становится таким же женственным как они и равным им, он воспринимается ими как ущербное существо. Само собой понятно, что время сейчас более толерантное и гендерные рамки уже давно не так строги, однако, отрицая свою маскулинность от страха или чувства вины, мужчина отрицает не только мужские права, но и мужские обязанности, и большинство женщин рассматривают это как паразитические желания и гневно за это мстят. Почти как Венера в упомянутых произведениях. Выход не в том, чтобы подчинить женщину, а в том, чтобы перестать перекладывать на нее руководство и взять на себя те обязанности и инициативы, которые в данной социальной группе считаются «мужскими» (это меняется, тем не менее их не может быть менее половины).

Что можно сказать о мужчине, который перепрыгнул стадию Эфры и застрял на стадии Медеи, то есть так боится утратить маскулинность в глазах женщины и других мужчин и показаться феминным, что презирает феминность?

Нельзя думать, что такие мужчины не способны на любовь и страсть к женщине. Еще как способны! Причем именно такие мужчины нередко кончают жизнь самоубийством, если выбранная женщина их отвергла. Такие мужчины иногда проигрывают состояния в казино (или берут безумные кредиты), спиваются или убивают женщину от ревности. Именно такие мужчины любят жестоко, страстно с полным слиянием. Когда-то они избегали слияния с материнской фигурой как огня, поскольку боялись ее власти и своей слабости (это — ненависть к женскому доминирующему началу), символической кастрации, утраты мужественности, и вот теперь найдя женщину, которая подчинилась и стала «своей собственной» (или показалась такой в пылу страсти), они присваивают ее и сливаются с ней, поскольку не прожили нормальное слияние и нормальное разделение в пубертат. Женщина в буквальном смысле завладевает сердцем такого мужчины и если она вдруг ведет себя как-то не так (недостаточно любит его, недостаточно уважает или вообще изменяет ему и бросает его) он переживает полный крах своей маскулинной идентичности, которую он так долго берег. Отсюда всякие ужасные сценарии.

Многие мужчины, перепрыгнувшие стадию Эфры, настолько боятся подобного сценария, предчувствуя его, что так всю жизнь и ходят в панцире, никогда не доверяя ни одной женщине, относясь к ним цинично, потребительски, свысока, иногда впрочем, ласково и снисходительно, но все равно — на дистанции. Понимая, что присвоить живую женщину вряд ли получится, они просто не рискуют и не сближаются. Но это — менее страстные мужчины, чем выше описанные, поскольку если либидо мужчины велико, он все-таки не выдерживает однажды и влюбляется. И тогда сценарий разворачивается по экстремальному типу.

Надо понимать, что перепрыгивание стадии Эфры как и застревание на ней бывает разным, разной степени, поэтому и проблемы связанные с этим тоже отличаются. Я рассматриваю достаточно выраженные проблемы, а они могут быть выражены меньше, но все равно доставлять неприятности.

Что можно порекомендовать мужчине, который стадию Эфры не прошел? Вернуться на нее и пройти. Перестать презирать феминность, перестать опасаться утратить маскулинность, понять, что какая-то часть феминности должна быть в нормальном мужчине, возможно избавиться от гомофобии, осознать красоту и мудрость женского начала, возможно, помириться с собственной матерью (хотя далеко не всегда у таких мужчин есть проблемы со своими матерями, иногда, наоборот, они вполне заботливые сыновья — даже папаши своих мам) или сестрой. Важно убрать из себя тот избыток маскулинности, который превращает мужчину в карикатурного мачо, стать немного более гибким и начать смотреть на свои страхи с юмором.

Теперь пара слов для женщин, которые опознали в своих мужьях или любимых застревание на стадии Эфры или перепрыгивание ее. Что делать вам?

В первую очередь, принять своего мужчину таким, какой он есть, или бросить, если невыносимо его терпеть. Оказывая прессинг, вы не уменьшаете проблему, а усиливаете ее. Если вы прессуете феминного мужчину за то, что он не мачо, он еще меньше начинает ощущать свою мужественность. Если вы ругаете гипермаскулинного мужчину за то, что он слишком мачо, он еще меньше хочет доверять вам и расслабляться. То есть феминный становится еще феминней, а гипермаскулинный становится еще гипермаскулинней от вашей ругани и тем более ядовитых насмешек. Поэтому либо бросьте их, либо полюбите уже и примите. Недостатки человека — это органичные продолжения его достоинств.

Повлиять немного можно, если действовать от обратного. Феминного нужно хвалить за проблески любой маскулинности и твердости, а слишком маскулинного за тактичность, мягкость и понимание, как только обнаруживаете это. То есть не пытайтесь навязать прямыми указаниями что-то чужой психике, лучше создайте картину, как будто в ней уже это есть и одобряйте это чаще.

Статью эту тоже не надо подсовывать мужчинам, пожалуйста, а то обидятся. А если подсовываете, то со словами «как хорошо, что у тебя нет описанных проблем».

Нет, это не манипуляция. Это уважение к чужой воле и границам. Если у вас нет реального уважения, хотя бы немного его изображайте. Может быть, оно даже появится.

Источник: evo-lutio.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.