Индивидуальность в педагогике


1.2. О педагогике индивидуальности

Олег Семенович Гребенюк, характеризуя педагогику индивидуальности, отмечал, что современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Традиционная педагогика направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, а педагогика индивидуальности – на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. Концепция педагогики индивидуальности – о развитии человеческого в человеке, о развитии его индивидуальности – имеет свои основания. Один из распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательства общественной солидарности. Культуре коллективизма, отмечает О.С. Гребенюк, очевидно больше подходит педагогика коллектива, педагогика личности и, наоборот, культуре индивидуализма в большей степени соответствует педагогика индивидуальности. Отсюда следует, что педагогика индивидуальности и традиционная педагогика должны сосуществовать, обслуживая разные цели человека и общества [17].


По мнению О.С. Гребенюка, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных. «Принимая и развивая эти положения, в основу курса педагогики, ориентированной на каждого человека, а не только на профессионального педагога, целесообразно положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Поэтому в педагогические цели необходимо включить наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности и ввести в курс педагогики материал о формировании индивидуальности человека» [17, с. 4].

Ниже на рис. 1 представлены основные концептуальные идеи педагогики индивидуальности.

Индивидуальность в педагогике

Рис. 1. Основные концептуальные положения педагогики индивидуальности

Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую как проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности), так и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования).


Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача – раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности.

Педагогика индивидуальности как самостоятельная отрасль научного знания имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагнос­тических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы развития индивидуальности человека [17].

В педагогике индивидуальности:

– человек выступает и как объект социализации, и как ее субъект;

– индивидуальность человека представляет собой высшую ценность;

– достижение целей социализации осуществляется путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.) и предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития, совершенствования психических качеств, основных сфер человека – его индивидуальности, второе – воспитания личности;


– развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализации его в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей [20, с. 11–12].

Воспитание придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования личности. Поэтому воспитание можно представить как управление развитием индивидуальности, управление развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального. Развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, сам осуществить свою человеческую природу [17].

По убеждению основателя педагогики индивидуальности профессора О.С. Гребенюка, развитие интеллекта не может быть оторвано от целостного развития личности, а сосредоточение всего школьного внимания на интеллекте не только влечет за собой небрежное отношение к другим сферам развития, не только вызывает их увядание, но и приводит к ослаблению самой же интеллектуальной жизни.


есте с тем он считал, что интеллект – это глобальная способность человека разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. И школа в своей деятельности не должна развивать мышление «вообще», а обязана знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, саногенного типов мышления. По его мнению, – человек многогранен, его личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть как воспитание личности, так и становление индивидуальности.

Следуя новым принципам педагогики индивидуальности, О.С. Гребенюк, определяет главную цель современной школы как обеспечивающую каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе. Для чего, необходимо соблюсти три полюса оснований образования: культуры, общества и индивида, где главными ориентирами выступают три рода ценностей: уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции и ценности индивидуального развития. Именно поэтому, современная школа должна помочь учащимся осознать идеи культуры как единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.


Обобщив имеющийся материал, раскрывающий основные признаки педагогики индивидуальности как науки, мы представили его в табл. 4, указав ее отличия от традиционной педагогики.

Из табл. 4 видно, что в педагогике индивидуальности предпринята попытка, с одной стороны, взглянуть на психический мир человека в противовес его социальной сущности, а с другой стороны, предлагается рассматривать психический мир как единство психических свойств и качеств. В этом мы усматриваем отличие педагогики индивидуальности от подходов других авторов, которые обращаются только
к отдельным психическим свойствам (например, рефлексии) и тем более строят свои теории на классическом (хотя и обогащенном) понимании личности. Справедливости ради следует признать, что в личности, как традиционно педагогической категории, ученые стали выделять сугубо психологические аспекты вперемешку с социальными, тем самым как бы приближаясь в научном плане к природным механизмам развития человека. Но отсутствие дифференциации психического и социального в модели учащегося и учителя указывает на то, что в самом педагогическом процессе авторы новых педагогик не выделяют психологических основ, видимо, полагая по традиции, что это направление принадлежит психологической науке. Однако новый взгляд на учащегося как на человека с присущими ему природными свойствами требует и нового построения педагогического процесса для того, чтобы обеспечить развитие и саморазвитие человека. Заметим, что именно эта сторона в педагогиках на сегодняшний день слабо представлена. Пока же многие авторы предлагают по традиции новые учебные курсы, задания, ориентированные на активизацию требуемой психической деятельности, и др.

Таблица 4

Характеристика педагогики индивидуальности как науки





Основные признаки науки

Содержание признаков

Отличие от других педагогик

Осно­вопо­лагаю­щая идея

Идея человековедческой направленности педагогического мышления, идея формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств

Направленность на развитие природных сил человека

Объект

Развитие и саморазвитие (формирование) психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития

Психологический аспект общей педагогики

Предмет

Формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества, исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и определение на этой основе процесса его социализации как специально организованного педагогического процесса

Включает проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности)

Категориаль ный аппарат

Социализация, развитие, формирование, индивидуальность, личность

Индивидуальность – педагогическая категория; категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими; соотношение понятий «индивидуальность» и «личность», «воспитание» и «развитие»

Методы исследования

Совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагоги­ческих проблем с применением психологических методов

Методы педагогической диагностики сфер индивидуальности

Задачи

Раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности

Ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных (психических)

Содержание

Разработанная система педагогических целей, система диагнос­тических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом

Направленность аксиологического, содержательного и процессуального аспектов на психологизацию педагогического процесса

Функции

– оценка роли и места индивидуальности человека;

– исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, ос­новных его сфер;

– педагогизация и психологизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;

– разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Методологическая функция (осуществляется системный подход к исследованию самого явления – индивидуальности и намечается целостный подход к ее формированию. Описательная функция (данная категория позволяет характеризовать индивидуальность как педагогическое явление, что задает целеполагающую направленность педагогическому процессу).


ъяснительная функция раскрывает пути становления индивидуальности – от формирования индивидуальности как субъекта учебной деятельности, до формирования индивидуальности как целостности. Прогнозирующая функция (открываются новые возможности в рассмотрении индивидуальности, в определении целей формирования и саморазвития, в сотрудничестве участников педагогического процесса, в поиске новых средств формирования индивидуальности и личности). Преобразующая функция (намечается иная стратегия формирования индивидуальности: от дидактической к психологической основе обучения, к интеграции деятельностей участников педагогического процесса и формированию индивидуальности как целостности).

Принципы

– антропологический принцип

– принцип индивидуализма

– принцип свободы независимого развития человека

– принцип реальности человеческого бытия

– принцип самореализации

– принцип мотивации

– принцип целостности

Принципы получают новое осмысление. Они означают аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека как на цель, на общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования.

Сфера педагогики индивидуальности

1. Индивидуальность человека, его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути.

2. Система и процесс социализации человека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования.

3. Педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.

Интеграция психических и социальных факторов.

Интеграция деятельностей всех участников педагогического процесса как существенного фактора формирования индивидуальности.

Если говорить о гармоничном развитии каждого ребенка, то необходимо помнить, что перспектива развития лежит в основе его психологической, социальной, нравственной и физической базы, а также в разносторонней деятельности ребенка, расширяющей сферу его эмоциональных и интеллектуальных способностей, формирующих целостную индивидуальность и здоровую личность. Как считает О.С.Гребенюк, – «развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств» [17, с. 38].

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные положения концепции педагогики индивидуальности.

2. Докажите неразрывную связь развития индивидуальности человека и его социализации.

3. Что общего и чем отличаются педагогика индивидуальности и другие современные педагогики?

Источник: monographies.ru

Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек — высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

Индивид — употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе. В психологии понятие «индивид» употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорит о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Личность. первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

«Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности социально — типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Заключение человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления соци­ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» — это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса — это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через инте­риоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Список литературы

В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков, 1996.

Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. на­учных трудов. – Екатеринбург: Издательство Уральского уни­верситета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута, 1996.

Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, — М.: Просвещение., 1995.

А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995.

А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. — М.: Знание, 1995.

Лебедев В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.

Розенталь М.М., Юдиг П.Ф. Философский словарь. М.: Политиздат, 1963.

Симонов П.В., Ефимов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

13.Фролов И.Т. Введение в философию. М.: Политиздат. 1989.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psychology-online.net/

Источник: www.KazEdu.kz

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)              Материал из Википедии

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии — коллективного (группового).   Современная энциклопедия. 2000.

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой — активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого — организация единого пространства познания и индивидуального развития.Индивидуальность в педагогике

В человеческом обществе развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных,  волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности.

Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
http://www.eusi.ru/lib/podlasyj_pedagogika_100_voprosov_otvetov/1.shtml

Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забавы.

Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же старательных, любознательных и не чем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях.

Их интеграция в прикладном плане образует новую науку — педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека.

 Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики, общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Педагогика индивидуальности — наука, но это не точная наука, а гуманитарная — в отличие, например, от физики. Нужно видеть различные функции науки. Педагогика индивидуальности является составной частью педагогики. По самой своей сути педагогика индивидуальности — наука интегративная. В ней синтезируются взгляды разных наук — педагогики, психологии, социологии, этики, эстетики и др. Она дает знание о сущности педагогических явлений и определяет оптимальные пути достижения педагогических целей
.http://komfort2011.narod.ru/podlas7.html

Функциями педагогики индивидуальности являются:

— оценка роли и места индивидуальности человека. Так, современное общество все более зримо переходит к осознанию того, что человеческая жизнь — высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам каждого человека;

— исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, основных его сфер;

— педагогизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;

— разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Какие объекты попадают в сферу педагогики индивидуальности? Можно выделить следующие основные объекты:

1. Индивидуальность человека, его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути.

2. Система и процесс социализации человека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования.

3. Педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.

Источник: wikischool-ru.livejournal.com

Релевантная научная информация:

  1. 1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой? — Педагогика
  2. Обсуждение тезисов — Социология
  3. Ответы РЅР° возражения* — Социология

Другие научные источники направления Педагогика:

    1.
    2. Бордовская Н.В., Реан А.А.. Педагогика. Учебник для вузов. 2000

Источник: uchebnikfree.com

 

Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"
В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" . Чем же личность отличается от индивидуальности? Рассмотрим пример, приведенный Ю.М. Орловым в его книге (99). Он описывает две ситуации. Когда Степан, муж Аксиньи (в романе Шолохова "Тихий Дон"), вернувшись с военной кампании, узнает, что все жители станицы знают о связи его жены с Григорием, то его стыд за нее и за себя получает традиционные формы выражения в виде длительного гнева и палачества, что в общем является обыкновенным и одобряемым сообществом, в особенности женщинами, способом реагирования. В этой ситуации Степан поступает так, как ожидает от него общество: он подчиняется традициям казачества, следует этим традициям — он является личностью, так как соответствует культуре, традициям данного общества. Ю.М. Орлов приводит аналогичную ситуацию, произошедшую в его детстве: "Я помню из детства случай в нашей деревне, когда кузнец Василий, вернувшись с заработков, получил от блюстительницы морали, которую довольно часто бил муж, известие о неверности своей жены. Дальше все произошло так, как предписывает мораль идиотизма деревенской жизни. Вся деревня с удовлетворением слышала вопли истязаемой женщины и ругань разъяренного кузнеца, который по традиции пользовался вожжами. Я дружил с сыном этой женщины, и нам было по семь лет. Однажды я спросил его, любит ли он отца или боится. Он мне ответил, что не боится и любит. Я был удивлен и заметил: "Как его можно любить, если он так бил твою маму? Он, наверное, и тебя бьет?" На это мой друг по большому секрету сообщил: "Не бил он мамку! Когда приехал, я из-за перегородки слышал, как они разговаривали. Папка ей сказал, что он ни одному слову не верит. Но отругал ее, что повод для сплетен дает. Потом он сказал: "Кричи вовсю, как будто я тебя бью, и причитай, что больше не будешь!" Опосля он заорал, как будто его режут, выбежал во двор, заматюгался, стал мамку ругать, схватил вожжи, бегал по двору, всю скотину перепугал, аж бараны разбежались по всему двору, стал хлопать дверями, а мамка все кричала. После этого они перестали и стали тихо смеяться. Только ты никому не говори, мне мамка сказала, чтобы я не говорил никому" (99, с.168). В чем смысл второй ситуации? Кузнец, если смотреть на его поведение с точки зрения традиционного деревенского сообщества, не был личностью, так как он обманул общество и не поступил в соответствии с его традициями. Кем же он был и почему он так поступил? Он просто любил свою жену! Этого оказалось достаточно, чтобы быть на уровне ненасилия. Притом он, как видно, с развитым чувством человеческого достоинства и поэтому имел иммунитет против насильственного программирования своего поведения со стороны уважаемого деревенского сообщества. Он был индивидуальностью! Он сохранил человеческое в себе. Вывод из этого примера заключается в том, что человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что он зачастую теряет свой человеческий облик — теряет индивидуальность. Как видим из этого примера, индивидуальность и личность не одно и то же — это две стороны человека. Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система отношений между поведениями, отношений в конечном итоге общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность — это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности — это развитие своих способностей. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (см: Психологический словарь). Но сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. "Отдельные души — писал он, — отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения" . Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность — это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной (подробнее о них см. ниже). Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности. Что же должна развивать педагогика индивидуальности? Возможен общий ответ: ребенка, индивидуальность. Мы видим, что на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к самым разным объектам. Но далее следует вопрос, который поставит любой учитель: "Что же конкретно следует развивать в индивидуальности?" Ответить на этот вопрос намного сложнее. Очевидно, что развивать можно только то, что уже дано в той или иной мере и в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию. Таким образом, необходимо ответить на вопросы: что дано человеку от природы? в какой мере это данное развивается? как лучше развивать то, что дано? Иными словами, необходимо ответить на вопросы, что развивать в индивиде и как в процессе этого развития должна проявляться его индивидуальность. Уместно поставить и вопрос: а все ли надо развивать? Да, в индивидуальности необходимо развивать все данные природой и перечисленные выше сферы. Но кроме них человек обладает и рядом или врожденных, или приобретенных качеств. Например, известно, что агрессивность является врожденным качеством. Необходимо ли развивать агрессивность у человека? На этот вопрос нет однозначного ответа. Таким образом, возможны ситуации, когда данное от природы качество следует развивать только в определенной мере и для определенных видов деятельности. Но при этом на смену требованиям развития встает требование ограничения и даже подавления тех качеств, которые социально неприемлемы. В какой мере и как педагоги имеют право на такую деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался. Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, — развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, — изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, — их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе — предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе — воспитания личности. Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека. В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду. Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития (в его педагогическом понимании). Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий. Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека — его индивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика сделала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании и не уделив должного внимания развитию индивидуальности. Это значит, что она односторонне решала проблему социализации человека.

 

Источник: megalektsii.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.