Как избавиться от страданий присущих земному бытию


Есть три основные причины страданий.

Это жажда жизни, привязанность к земным вещам, к самому существованию, к идеям и мнениям, к самому желанию освобождения. Эта привязанность становится причиной всех существующих раздоров и конфликтов, вызывает войны, а также снова и снова толкает человека в круг перерождений.

Вторая причина — гнев, который приводит к несправедливым поступкам и заставляет человека создавать неблагоприятную карму.

Третья причина — неведение о законах этого мира, о смысле существования, об истиной сути вещей и природе человека. Неведение порождает ложное восприятие, когда мы судим о вещах, не имея полной картины, а имея лишь осколки — подобно тому, как вели себя в притче о слоне слепцы, каждый из которых утверждал, что слон подобен колонне, большой трубе или огромному блину, потому что могли пощупать лишь какую-то его часть.

Способом избавления от страданий Будда называл Благородный восьмеричный путь:


1. Правильное понимание
2. Правильная мысль
3. Правильная речь
4. Правильное действие
5. Правильный образ жизни
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение

Правильная речь, Правильное действие и Правильный образ жизни составляют Нравственное поведение.

Правильная речь означает воздержание от лжи, от клеветы и злословия, означает не ничего, способного вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди людей, не говорить резких, злых и грубых слов, ранящих человека, воздерживаться от пустой, бессмысленной болтовни и сплетен. Речь должна быть к месту и ко времени.

«Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов»2.

«Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.

«Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий». «Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться тебя».

Правильное действие означает нравственное, достойное и мирное поведению. Оно подразумевает основные нравственные заповеди: не убивать, не воровать, не обманывать, не вступать в незаконные половые сношения и т.д., но, напротив, помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь.


«Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим». «Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; Свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость».

«У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно, ограничивающего себя, серьезного, того, чьи дела чисты и кто живет, следуя дхамме3, — у того возрастает слава.»

«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.»

«Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.»

Правильный образ жизни означает необходимость честно трудиться и не добывать себе средств к существованию, занимаясь деятельностью, которая вредит другим или является мошенничеством.

«Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье.»

Правильное усилие, Правильная внимательность и Правильное сосредоточение составляют Дисциплину ума.


Правильное усилие — это воля к тому, чтобы останавливать вредные и разрушительные мысли, успокаивать взволнованный ум, поскольку взволнованный ум подобен озеру, в котором волнение подняло ил со дна и сделало воду мутной и непрозрачной. Также это означает останавливать ненужные переживания и разыгравшуюся фантазию, которые создают множество проблем, заставляя человека быть необъективным, и вызывают страх и нерешительность. Напротив, правильное усилие заключается в том, чтобы вызывать и развивать добрые и позитивные мысли и состояния души, это означает постоянно обращаться к благородным идеям и учениям, учиться быть сострадательным.

«Недисциплинированный ум подобен слону».

«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.

Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень».

«Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу». «Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, — благо. Обузданная мысль приводит к счастью».


Правильная внимательность означает способность осознавать, быть внимательным к тому, что мы делаем, к своим проявлениям чувств, ощущениям, состояниям ума, идеям и мыслям, которые посещают наш ум. Надо научиться различать все виды чувств и ощущений, приятных, неприятных и неопределенных, понять, как они возникают и исчезают. Следует научиться осознавать, алчен ли ум или нет, поглощен ненавистью или нет, омрачен или нет, рассеян или сосредоточен, и т.д.

«Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью, управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен, сосредоточен, одинок и удовлетворен, — вот такого называют бхикшу».

Правильное сосредоточение ведет к состоянию глубокого спокойствия. На первой ступени отбрасываются страстные желания и такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство, озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и счастья. На второй ступени подавлена всякая рассудочная деятельность, развивается спокойствие ума, и еще сохраняются чувства радости и счастья. На третьей ступени яркое чувство радости также исчезает но остается счастливое расположение духа и состояние невозмутимости. На четвертой ступени исчезают все ощущения, даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая невозмутимость и осознание.

Правильное понимание и Правильная мысль составляют Мудрость.

Правильная мысль — это мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все существа, а также способность относиться ко всем существам без привязанности.


Правильное понимание — это понимание сути вещей и понимание Четырех благородных истины. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит конечную действительность. Понимание в обыденном значении этого слова опирается на обрывочные знания, накопленный опыт, на память и суждение. Истинное понимание гораздо глубже, это скорее проникновение в сущность вещей и явлений, видение вещи в ее истинной природе без имен и ярлыков.

«Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел — ложные намерения. «Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их удел — истинные намерения.» «Лучший из путей — восьмеричный, лучшая из истин — четыре слова; лучшая из дхамм — уничтожение страстей; лучший из двуногих — тот, кто прозорлив.»

Источник: www.newacropol.ru

 

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и ме­тодологическую.

Мировоззренческая функция философии ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания. Философия выступа­ет в качестве основы сознательного формирования мировоззрения, как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складываются концеп­ции бытия, человека, общества. Мировоззренческая функция состоит из комплекса подфунк­ций: онтологической, гносеологической, социально-исторической.


■ Методологическая функция философии нацелена на выработ­ку программы познавательной и практически-преобразовательной деятель­ности.

Философия предоставляет возможность получения нового знания или достижения практических целей посредством разработки общеметодологических принципов и идей, которые конкретизируются в различных сферах дея­тельности человека — хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д.

К методологической функции философии иногда относят в качестве ее подфунк­ции аксиологическую функцию (иногда ее выделяют в особую функ­цию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. axis — ценность) связана с формированием у челове­ка ценностных установок, идеалов, убеждений и методо­в их реализации.

Следует отметить, что изучение философии имеет огромное значение для процесса становления личности, формиро­вания ее мировоззрения. При этом важно не только рассматривать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализировать предлагаемые решения, вырабаты­вать свою точку зрения на различные варианты решения проблем, выдвигать собственные идеи, догадки и т. д. Реализация этих моментов будет лишь способствовать духовному обогащению личности, развивать интеллект человека, его способность к теоретическому мышлению, а также творческую активность, необходимую человеку в XXI веке.

 

Таблица 5


  Функции философии     Основное содержание функции
Мировоззренческая ♦ формирование индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке
Познавательная (гносеологическая) ♦ познание мира и человека
Методологическая ♦ разработка общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека
Логическая ♦осмысление и формирование общих законов рационального мышления
Ценностная (аксиологическая) ♦осмысление и обоснование значимости духовных ценностей для человека и общества
Гуманистическая ♦обоснование ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод
Эвристическая ♦проникновение интеллектуальной интуиции в область неведомого и направление научного познания
Эстетическая ♦изучение законов Красоты и ее восприятия человеческим сознанием
Практическая ♦выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека
Культуро-транслирующая ♦обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества

 



1.5. Проблема основного вопроса философии

 

Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существова­нием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотно­шения бытия и мышления в немецкой философии, например, у Ф. Шеллинга, а затем у Ф. Энгельса получила название «основного вопроса философии». Мировоззренческая проблема «человек — мир» в философии рассматривается как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема суще­ствует в различных формулировках: как отношение духа к природе, мыш­ления к бытию, отношения души и тела, противоположения «Я» и «не-Я», в виде вопроса «создан ли мир духовным началом или существует вечно молодой» и т. д.

Основной вопрос философии (ОВФ) можно сформулировать как вопрос о соот­ношении двух типов реальности — объективной и субъективной. Основной вопрос философии имеет две стороны: вопрос о первичности мира или сознания и вопрос о познаваемости мира. Как отно­сятся наши мысли об окружающем мире к самому миру, в состоя­нии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлени­ях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?


Тот или иной ответ на ОВФ определяет специфику различных философских направлений и школ. При решении первой стороны основного вопроса философии образовались два основных направления в философии — идеализм и материализм.

Идеалисты утверждают, что духовные сущности (духовная сущность), субъективная реальность, существуют до появления природы, материального бытия, материалисты же началом (основой) считают природу, материю.

 

 

Таблица 6


  Суть основного вопроса философии (или проблемы) Философское течение (школа) Представители философского течения (школы) Эпоха
    Как избавиться от страданий, присущих земному бытию? буддизм Сидхартха Гаутама (Будда) Древний мир
Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах? ортодоксальная индийская философия Капила, Патанджали, Вьяса и др. Древний мир
Познание Дао и достижение бессмертия даосизм Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу и др. Древний мир
Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?) Античные философские школы Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др. Древний мир
Что есть Бог? Спасение души христианская философия Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский Средние века
Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия мистическая философия Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Бёме, Парацельс и др.   Средневековье Возрождение
Каков истинный метод научного и философского познания? эмпиризм, рационализм Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Новое время
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? трансцендентальная философия Кант Новое время
Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития философия Абсолютного идеализма Гегель Новое время
Соотношение материи и сознания: 1. Что первично: материя или сознание? 2. Способен ли человек познать материю? диалектический материализм (марксизм-ленинизм) Маркс, Энгельс, Ленин и др. Новое и Новейшее время
Что есть истинное научное познание? неопозитивизм Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др. Новейшее время
Проблема языка лингвистическая философия экзистенциализм герменевтика Витгенштейн, Уисдом, Остин; Хайдеггер и др.; Гадамер, Рикёр и др. Новейшее время
Проблема человека экзистенциализм Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др. Новейшее время
Почему есть нечто, а не ничто? экзистенциализм Хайдеггер Новейшее время  

 

 

С точки зрения субъективного идеализма внешний мир, вещи и т. п. суще­ствуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельно­сти.

С точки зрения объективного идеализма внешний мир, вещи и т. п., а также наше соз­нание существуют благодаря какому-то высшему духовному началу (миро­вому разуму, мировой Воле, Богу).

Материализм имеет продолжительную историю. Зачатки материалистического учения — ●стихийного материализма — прослеживаются в даосизме в Древнем Китае, в школе чарвака-локаята в древней Индии, милетской школе в Древней Греции.

Позднее формируется другая форма материализма —

механистический материализм.Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени, однако подходы к нему встречаются в античности (например, атомистическое учение). Представители механистического материализма — Ф. Бэкон (1561–1626 гг.), Т. Гоббс (1588–1679 гг.) — в Англии, Ж. О. де Ламетри (1709–1751 гг.), П. А. Гольбах (1723–1789 гг.) — во Фран­ции и др. – при построении своих концепций опирались на достижения в области естествознания, глав­ным образом в механике, которая длительное время была ведущей обла­стью естествознания. Философы-механицисты абсолютизировали ряд понятий и принци­пов механики, вследствие чего материальный мир представлялся им в виде сложного и неизменного механизма, в котором все причинно обусловлено и подчиняется не­обходимости. Выдвигая на первый план механические формы движения, представители этого направления переносили понятия и законы механики в область физики, химии, биологии и т.д. Эта позиция обусловила мировоззренческий кризис в XIX веке в ряде областей естествознания, а новые открытия в естественных науках требовали диалектического осмысления.

Механистические, метафизические материалисты были материалистами только в объяснении природы, но не общества, считая, что в обществе нет механической причинности. Они утвер­ждали, что в нем действуют моральные принципы, что «мнения правят ми­ром».

Высшей формой материализма является ● диалектический материализм, в основу которого легли философские, экономические, политические взгляды К. Маркса (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820–1895 гг.). В последующем взгляды осно­вателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба: с одной стороны, в те­чение довольно длительного периода они были «канонизированы» в странах социализма, впоследствии от некоторых их положений (главным образом в социаль­но-философских концепциях) отказались. С другой стороны, на основе диалектического материализма, интенсивно разра­батываются проблемы онтологии, гносеологии, и других разде­лов философии.

Диалектический материализм в социальном аспекте основывается на идеологии и деятельности передовых социальных групп, ориентируется на данные общественных и естественных наук, на мобилизацию сил для прогрес­сивных изменений в общественной жизни.

▲ Идеализм существует в виде объективного и субъективного.

Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному: Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п. Это идеальное духов­ное начало порождает мир вещей, предметов, а также человеческое созна­ние. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объек­тивно, то эта форма идеализма называется объективным идеализмом. Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428–347 гг.) — в античной, Ф. Аквинский (1225–1274 гг.) — в средневековой, Гегель (1770–1831 гг.) — в философии Нового времени, в индийской философии — ортодоксальные школы (например, веданта).

Платон в своем учении различает два мира: мир идей и мир вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой ду­ши на основе идеи как прообраза создает мир вещей из пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской фи­лософии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский. В немецкой классической философии в учении Гегеля исходным началом утверждалась «Абсолютная идея».

● В субъективном идеализме мир вещей считается зависимым от сознания человека. Представителями субъективного идеализма являются Дж. Беркли (1685–1753 гг.), И. Фихте (1762–1814 гг.) и некоторые другие философы.

Дж. Беркли обосновывал относительность воспринимаемых ка­честв. С его точки зрения, все, что мы знаем о предметах, сводится лишь к ощу­щениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому вещь, по Беркли, представляла собой простую совокупность ощуще­ний человека. Отсюда следовал известный тезис Дж. Беркли: «Esse — percipi»— «Существовать — значит быть воспринимаемым». Об объективном же су­ществовании, то есть существовании вне и независимо от восприятия человека, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Таким образом, субъективные идеалисты считают мир существует таковым, каким он представляется.

Материализм и идеализм представляют собой монистические философские учения. Однако, кроме монистических, существуют дуалистические учения (например, учение Р. Декарта (1596–1650 гг.), считавшего, что материя и сознание являются субстанциями, независимыми друг от друга

В связи со второй стороной основного вопроса философии – вопроса о по­знаваемости мира – существуют также различные точки зрения. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно, однако некоторые все же оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципи­альных границах человеческого познания. Эта философская позиция полу­чила название агностицизма (от греч. αγνωστος — недоступный познанию).

Агностицизм имеет свою историю. В античном агностицизме он су­ществовал в форме скептицизма. Греческие скептики ставили три вопроса: Какова природа вещей? Как должны мы к ним относиться? Что проистечет для нас из этого отношения?

На эти вопросы давались следующие ответы:

а) поскольку каждому тезису о природе вещей можно противопоставить столь же обоснованный антитезис, то природа вещей нам неизвестна;

б) к вещам нужно относиться, безусловно, скептически, воздерживаясь от категорических суждений о них;

в) воздержание от суждений ведет за собой невозмутимость и отсутствие страданий, в чем и состоит счастье.

В эпоху Возрождения и Нового времени скептицизм М. Э. де Монтеня (1533–1592 гг.) и П. Бейля (1647–1706 гг.) был направлен против догматического от­ношения к авторитетам, позволял бороться с предрассудками, с устаревшими тради­циями.

Агностицизм Нового времени представлен Д. Юмом (1711–1776 гг.) и И. Кантом (1724–1804 гг.). Юм утверждал, что мы можем только гадать о том, что существует за нашими восприятиями. Особое внимание он обращал на критику при­вычных представлений о причинности. Кант говорил, что мы знаем то, что является предметом наших чувств, но мы принципиально не можем знать, каковы предметы сами по себевещь в себе»). Пытаясь по­знать «вещи в себе», например, решить вопрос о том, конечен мир или беско­нечен, разум впадает в противоречие, антиномию, и вопрос остается в прин­ципе неразрешимым.

Тенденция к агностицизму проявляется в ряде направлений современной философии. В экзистенциализме некоторые представители утверж­дают непознаваемость человеческого существования, предлагая оценивать эту непознаваемость положительно, ибо «познание утяжеляет су­ществование».

Агностицизм имеет онтологические основания. Дело в том, что материальные объекты, с точки зрения диалектического материализма, диалектически противоречивы, они представляют со­бой единство внешнего и внутреннего, явления и сущности. Путь к агностицизму открывает метафизиче­ская интерпретация их соотношения, абсолютизация одной из сторон единства.

Таблица 7

 

  Решение основного вопроса философии  
  Первая сторона основного вопроса философии: Вторая сторона основного вопроса философии  
  Что первично: бытие (материя) или сознание? Познаваем ли мир?  
Монизм   Дуализм гностицизм (материализм) Агностицизм    
материализм идеализм    
субъективный объективный    
Материя первична,сознание вторично. Материя зависит от духовного начала (ощущений). Материальное и духовное существуют независимо друг от друга    
Мир познаваем Достоверное познание мира невозможно  
               

 

 

 

Глава 2. История философии

2.1. Восточная философия. Философия Древней Индии

 

Одной из самых древних в истории мировой цивилизации является индийская культура. Оригинальное, самобытное духовное наследие Индии на протяжении многих веков служило источником вдохновения для многих мыслителей как на Востоке, так и на Западе. В XVIII – XIX вв. Запад «открыл» для себя Индию вновь. Вольтер, Руссо, Шопенгауэр, Ницше, Л.Толстой, А.Швейцер и др. были большими поклонниками индийской культуры, религии, в частности буддизма.

В середине 1 тысячелетия до нашей эры, в эпоху активного формирования государств, на основе культуры, религиозных верований местного населения (племен дравида, мунда и др.) и завоевателей (арийских племен) начинают возникать зачатки философского знания, легшие в основу, так называемой, предфилософии Древней Индии.

Таблица 8

  Периоды развития индийской философии   Длительность периода
Ведический период До VI–V вв. до н. э.
Классический период VI в. до н.э. – первая половина I тыс.
Постаклассический (схоластический) период Первая половина I тыс. – XVIII в.
Период неоиндуизма или новейшей индийской философии XIX–XX вв.

 

 

■ Древнейшим памятником культуры Индии являются Ведысвященные книги, в которыхизложены мифологические и религиозные представления, религиозные гимны, сведения о ри­туале, социальных отношениях, размышления об устрой­стве мира, жизни человека и т. д., а также зачатки философской мысли Древней Индии. Некоторые идеи Вед влияние на последующую религиозную и фи­лософскую мысль.

В Ведах говорится, что есть три сферы Вселенной: небо, земля и воздушное пространство между ними; им соответ­ствуют три группы богов (всего 33 божества). Но в даль­нейшем выдвигается мысль о некоем едином духовном на­чале, Брахмане, стоящем выше богов. Вводится понятие Атман — человеческое сознание, душа. Утверждается, что тело смертно, душа вечна. Душа может переселяться из одной телесной оболочки в другую («странствие души по разным телам» называется «сансара»). Переселение души в то или иное тело зависит от по­ведения человека до его телесной смерти (закон кармы). Благочестивое поведение в конечном счете может освобо­дить душу от связи с телесностью, наступает «мокша», что в переводе с санскрита означает «освобождение».

Философские школы Древней Индии принято подраз­делять на неортодоксальные (не призна­ющие авторитета Вед) и ортодоксальные (полностью признающие его). Неортодоксальные школы — джай­низм, буддизм, чарвака, локаята; ортодоксальные — веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Обратим внимание на главные идеи этих школ.

■ Согласно онтологии джайнизма, существуют пять субстанций: материя, время, пространство, покой, движе­ние. Материя состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Кроме того, каждое живое существо имеет душу. Душа привязана к материи некоей тончайшей мате­риальной оболочкой. Зада­ча человека — достигнуть освобождения. Для этого нужно разъединить душу и материю. Путь к этому – правильная вера, правильное познание и правильное поведение.

Основным в джайнизме является познание (от обычного к ясновидению и телепатии), необходимость соблюдения пяти обетов, особенно обета непричинения вреда живому — ахимса.

Как избавиться от страданий присущих земному бытию ■ Основателем религиозно-философского учения — буддизма — стал, согласно легенде, принц Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 до н.э.). Согласно буддизму, в этом мире все имеет конец, все преходяще, все изменяется, поэтому нет никакой гарантии достижения чувства спокойствия, удовлетворения, благополучия и, избавления человека от страданий. Согласно закону кармы (закон причинности. Предопределенность судьбы и воздаяние за поступки), душа будет перевоплощаться из тела в тело, в зависимости от выполнения дхармы (закона, норм поведения определенной касты) своей варны (касты). Соблюдение моральных норм в поступках ведут к очищению, к «улучшению» кармы. Однако страдание все равно остается. Буддизм предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана.

В буддизме сосуществуют множество разнообразных концеп­ций, в которых можно выделить некоторые общие идеи.

Прежде всего, это — идея «срединного пути». Согласно ей, нужно избегать крайностей (в том числе и аскетизма). Центральным пунктом буддизма является признание «че­тырехблагородных истин» и «восьмеричного пути». «Благородные истины» гласят:

v жизнь в мире полна страданий;

v существуют причины страданий — желание обладать невечным, преходящим;

v можно прекратить страдания, если найти его причины;

v существует путь, ведущий к прекращению страданий – «восьмеричный путь» избавления от страданий.

«Восьмеричный путь» включает: правильные взгляды, правиль­ную решимость преобразовать жизнь, правильную речь, правильное поведение и т. д.

В итоге наступает нирва­на — великое освобождение, особое состояние, в котором происходит угасание страстей, а вместе с ними и страданий. Нир­вана освобождает от «цепи перерождений» (сансары). Так буддизм утвержда­ет всеобщий закон причинности, развивает учение о всеобщем изменении, о душе как некоторой последователь­ности психических состояний и другие.

■ Материалистические тенденции в философии Древней Индии представлены в школах чарвака и локаята (чарвака-локаята).

Исходя из того, что единственный надежный источник познания — чувственное восприятие, локаятики отрицали существование богов, переселение души, судьбу и т. п., поскольку все это выходит за пределы восприятия. Душа человека — есть результат особой комбинации материальных элементов, на которые она распадается после смерти человека. Чарваки утверждали, что в жизни человека сочетаются страда­ния и наслаждения и следует стремиться к максимуму на­слаждений, но на основе духовной дисциплины.

■ Самая влиятельная из ортодоксальных школ — санкхья (с санскрита «санкхья» переводится как «совершенное знание»).

В онтологии последователи санкхья исходят из того, что «ничего не может возникнуть из того, что не существует». Это означает, что любое следствие существует в причине (в потенциальном виде). У мира в целом есть первоосно­ва — пракрити. Пракрити выступает в двух формах: вьякта (проявленная) и авьякта (непроявленная). Авьякта — это некий принцип материальности, возможность всех ве­щей; вьякта — это природа, совокупность существующих вещей. В пракрити есть три гу­ны: саттва (блестящее, освежающее, легкое), раджас (дея­тельное, стимулирующее), тамас (пассивное и страдатель­ное). В непроявленной материи гуны находятся в равнове­сии, с его нарушением образуются конкретные явления.

Наряду с пракрити, как утверждает санкхья, существует пуруша — чистый дух, сознание как таковое. Эволю­ция Вселенной начинается с контакта пуруши с пракри­ти и движется в двух направлениях — психическом (появляются органы чувств, органы действия, ум челове­ка) и физическом (возникает) эфир, воздух, свет и т. д.).

В школе санхья рассматривается проблема страдания человека в этом мире. Люди стремятся избегнуть страданий, погружаясь в деятельность, творчество. Однако искусство, ремесло и т. д. приносят лишь временное облегчение. Следует понять, что страдания существуют из-за неведе­ния, из-за отсутствия у людей совершенного знания. Чтобы из­бежать страдания, надо выяснить, в чем заключается истинное «Я». Обычно «Я» понимается как тело и чувства, ум и интел­лект. На самом деле «Я» — это чистое сознание, вечный и бессмертный дух. Когда человек это поймет, то истинное «Я» перестанет подвергаться превратностям тела и души, ос­вободится от страстей, будет спокойно существовать в са­мом себе. А в мировом процессе, когда пракрити осознает свою истинную природу, эволюция прекратится. Тем самым, санкхья видела путь избавления от страда­ний в приобретении «совершенного знания».

■ Школа йоги, несмотря на идейную близость к школе санкхья, при­зывает к ограничению деятельности ума. На это нацелен «восьмеричный путь» йоги, предусматривается воздержа­ние от грехов, дисциплина тела и ума, сосредоточение и т. п. Йога решает проблему «освобождения» на пути от­каза от связей с внешним миром, самоуглубления и отказа от обычного мышления. При устранении аффектов муд­рец достигает освобождения еще при жизни.

■ В школе вайшешика подчеркивается, что коренной при­чиной страдания является незнание. Нужно знать харак­теристики мира, понимать цикличность существования его, судьбу — «адришта», как первоосновы созидания и разруше­ния.

■ В школе ньяя на первом плане вопросы о познании, его источниках, отличии истинного познания от ложного. Ана­лизируются ошибки в логических рассуждениях, рассмат­риваются разновидности спора.

■ В школе миманса комментируются и разрабатываются предписания ритуалов, развивается учение о пяти источ­никах правильного познания.

Веданта веданта» — «завершение Вед») утверждает, что единственная истинная реальность — духовное нача­ло, Брахман, который творит ум и материю. Человек со­стоит из тела и души, подлинная реальность — душа (Атман) как своего рода проекция Абсолюта (Брахмана) на человеческую личность. Обычно человек способен понять нечто телесное, конечное; душа ошибочно связывает себя с телом. Но есть другая возможность. Поскольку Атман — творение Брахмана, то самопознание приближает челове­ка к познанию Абсолюта. Нужно осознать тезис: «Ты есть То», где «То» — имя Брахмана, а «Ты» — Атман. Когда наступает мистическое слияние Атмана с Брахманом, про­исходит освобождение.

 

 

Таблица 9

Философские школы (даршаны) Древней Индии Философские школы (даршаны) Древней Индии
Астика (ортодоксальные школы) Настика (неортодоксальные школы)  
Признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения) Либо не признавали авторитет Вед, либо выступали с критикой браханизма
Санкхья (Капила)   Джайнизм (Махавира)
Йога (Патанджали)   Буддизм (Будда)
Веданта (Бадараяна, Вьяса)   Чарвака (Брихаснати)
Ньяя (Готама)   Адживика (Маккхали Госала)
Вайшешика (Канада)    
Миманса (Джаймини)    

 

Источник: studopedia.su

Все началось с сообщения подруги. Что-то совершенно банальное из разряда «а вдруг обидятся» и «я так не могу». А внутри страх. Сделать что-то не так, ошибиться, сказать «нет». Страх того, что подумают и, не дай бог, откажут. Страх, за которым мы прячем свое несовершенство и копим недовольство.

А знаете, что самое отвратительное во всем этом? За личиной страха мы теряем себя. Становимся злыми, завистливыми, осуждающими. И страдаем. Нам кажется, что причиной всему наглая соседка, невнимательный муж или грубый начальник — нам невдомек, что истоки страданий лежат в нас самих.

Как избавиться от страданий присущих земному бытию

Художник: Лана Бутенко

Я читаю истории про взрослых детей, обиженных на матерей, и матерей, мучающихся чувством вины, обманутых жен и одиноких женщин в поисках любви — и на многие мне хочется сказать: я знаю, я там была: обиженная, мучающаяся, обманутая и одинокая. Не понравилось. Больше не хочу.

Я могла бы написать книгу про то, как меня не понимали, как ходили грязными сапогами по моей тонкой душевной организации, как я плакала в школьном туалете от унижения и обиды, как мечтала о признании и любви, как уже будучи взрослой рылась в контейнерах с надписями «детство», «отрочество» и «юность», ища причины для имеющихся у меня следствий. Пожалуй, в одном из этих черных ящиков я могла бы и остаться, если бы не одно НО: зачем? Зачем мне все это?

В одночасье пришло понимание: ковыряния в прошлом бессмысленны, да простят меня психотерапевты.

Можно найти оправдание всему. Именно этим я и занималась, раскладывая события, чувства и ожидания по полочкам собственной души и давая каждому имя и номер. Я зависла в своих страданиях, подпитываясь все новой порцией нытья и жалоб, и боль не желала уходить.

Я выработала для себя ряд правил, которые ежедневно поддерживают меня на плаву и не дают погрузиться в страдания с головой. Потихоньку фон начинает меняться, и все чаще нормой становится не избежание несчастья, но стойкое ощущение: «все идет как надо». Хотя не без нытья, конечно.

Как же избавиться от страданий и начать жить полной жизнью?

Прежде всего, во избежание непонимания, я бы хотела разделить страдания на реальные и выдуманные.

Реальные страдания — это реакция на те события, которые произошли независимо от нашего желания: болезнь, утрата близких людей, потеря работы или другие неприятные обстоятельства.

Здесь можно пожелать только душевных сил и веры в то, что нам дается ровно столько печали, сколько мы можем вынести. Каждое испытание — это возможность духовного роста и развития.

Когда вы, наконец, будете действительно честным с самим собой, вы  признаете, что  счастье  не  обязательно  пробуждает  вас  скорее,  чем  печаль,  боль  или страдание — совсем наоборот, оказывается. Боль и страдания пробуждают вас больше…

Рам Дасс, «Зерно на мельницу»

Я же хочу поговорить о страданиях, которые мы испытываем по собственной воле. Все они — в нашей интерпретации и нежелании взглянуть на мир и себя  в нем иначе.

Пришло время признаться: мы страдаем, потому что нам это нравится.

Все, начиная от цвета галстука и губной помады и заканчивая близким окружением и отношениями с родителями — результат нашего выбора. В том числе и страдания. Что бы там ни было в прошлом, сейчас важно только одно: принять на себя ответственность за все, что мы делаем, за любой опыт, который мы проживаем.

Пожалуй, все изменения начинаются с признания этого факта. Дальше — дело техники.Как избавиться от страданий присущих земному бытию

1.    Помнить, что есть выбор. Всегда.

Каждое утро я просыпаюсь и решаю, как мне жить. Каким будет мой день, чем я его наполню: радостью или страданием, любимыми делами или сплошь раздражением, общением с единомышленниками или недовольством и обидами? Все это мой выбор. В этом мне близка позиция позитивной психологии:

Никки, подбрасывая сорняки в воздух, танцевала и пела. Я рявкнул на дочь, велел мне не мешать, и она исчезла. Но несколько минут спустя Никки вернулась.

Папа, я хочу с тобой поговорить, — сказала она.

Да, Никки. Я тебя слушаю.

Ты помнишь, какой плаксой я была до пяти лет? Хныкала каждый день. А когда мне исполнилось пять лет, я решила, что больше не буду плакать. Мне было очень тяжело, но я справилась. А если я смогла перестать плакать, то и ты сумеешь не ворчать.

Для меня это стало откровением. Никки наступила на больную мозоль. Я и вправду нередко ворчу. Пятьдесят лет я носил все беды в душе, и последние десять выглядел хмурой тучей в солнечном семейном окружении. Если мне и улыбалась удача, то это происходило вопреки моим невеселым прогнозам.

И тогда я решил измениться.

Мартин Селигман, «В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день»

2. Видеть за страхом любовь

Прежде всего, стоит понять, что страдание  это такое же переживание, как и радость. Но так получилось, что прямо сейчас мы смотрим на это переживание под другим углом. Это нормально. Нужно просто продолжать смотреть. Не убегать, а проживать и отпускать.

Никому не нравится испытывать боль и разочарование, и мне тоже. Но практически всегда боль — это происки ума, а разочарование — обманутые ожидания.

За тем и другим скрывается страх.

Страх одиночества и осуждения, страх быть непонятым и отвергнутым, страх не преуспеть или слишком преуспеть. Любой страх в конечном счете сводится к отсутствию любви. Нам страшно быть нелюбимыми в этом мире.

Так вот если на страх смотреть пристально, то он растворяется, равно как и физическая боль. Потихоньку начинает затухать и в какой-то момент совсем исчезает. О том, как именно это происходит, я уже подробно писала.

3. Думать о достатке и изобилии

Изобилие —  естественное состояние нашей жизни, в чем я убедилась на личном опыте.

К сожалению, в силу объективных причин в виде жизненного опыта и воспитания мы привыкли экономить, в том числе в отношении своих желаний. Мы упорствуем в чем-то одном, не смея надеяться, что можем быть успешны во многом. Вот только несколько примеров о том, как происходит зависание:

Мы накладываем на себя ограничения, не считая возможным иметь изобилие во всех сферах жизни: в профессии, здоровье, финансовом, семейном и духовном благополучии. Собственно, эти ограничения и являются источником страданий.

Совсем иначе мыслят успешные люди. Вот что говорит Грант Кардон о собственной реализации:

Меня не интересует баланс, меня интересует достаток.

Кто-то может подумать: «Если я богат, я не могу быть счастливым» или же «Если я буду рваться по карьерной лестнице, я не смогу быть хорошим отцом, матерью, мужем, соседом, членом церковной общины или духовно развитой личностью». Такой тип мышления ошибочен, и ни тайм-менеджмент, ни идея соблюдения баланса не смогут разрешить вашу проблему. Перестаньте думать, ограничивая себя рамками «или — или», начните рассуждать «обо всём и сразу».

Грант Кардон, отец, муж, автор, предприниматель и риелтор, продюсер GrantCardoneTV.com, миллионер.

Не стоит, однако, одновременно хвататься за все — не хватит никаких внутренних ресурсов и банально сил. Я всегда начинаю с чего-то одного, что тревожит больше всего: здоровье, работа, семья, отношения — и мелкими шажками продвигаюсь вперед и обязательно расширяю перспективу.

4. Планировать

О целях и планировании не говорил только ленивый. Даже я говорила.

Цель и четкое понимание ЗАЧЕМ мы что-либо делаем — это минимальный набор страдающего перед выходом в новую жизнь веселья и радости.

Чтобы сдвинуться с места, нужна цель, ради которой захочется встать с дивана сегодня и продолжать вставать каждый день. Это путеводная звезда: мы можем идти без карты, компаса и одежды, но должны видеть, куда мы идем. Есть у меня знакомая, у которой много вопросов по поводу лишнего веса, реализации в профессии и личной жизни, но у нее имеется вполне себе четкая цель на следующие шесть месяцев: выучить испанский, накопить денег на билет и улететь на Канарский остров Фуэртевентура учиться серфингу. Так вот более довольного жизнью человека я не встречала — цель поднимает ее с кровати и несет бешеным ураганом навстречу мечте. Понимаете, о чем я?

5. Выходить из зоны комфорта и идти на страх.

Зона комфорта — это такое уютное болотце, где мягко, тепло и вкусно кормят. Еще там пахнет тухлятиной и плавают дохлые курицы. Не замечали?  Я тоже — слишком большой риск вылазить, лучше уж не дышать и не смотреть.

Однако все перемены случаются именно вне этой зоны, все самые интересные знакомства тоже там, да и любые мало-мальски серьезные свершения без расширения границ невозможны.

А в болотце сидит страдание. Его подают на десерт, к обеду и к ужину. Вместе с прибитыми к стенке мечтами.

Как избавиться от страданий присущих земному бытию

Художник: Лана Бутенко

Зная всю эту нехитрую теорию, я каждый раз пребываю в ступоре: шагнуть и рискнуть или остаться в милой сердцу лужице? Страааашно.

Чаще шагаю: пишу незнакомому человеку и предлагаю встретиться, отправляю статью в журнал, говорю по-немецки там, где можно по-русски или по-английски.

6. Жить настоящим, отказаться от ожиданий и доверять.

Доверие жизни — это навык, который приходит с опытом и работой над собой, даже если базово такого доверия нет. Как только мы понимаем, что ценны сами по себе, независимо от условий и обстоятельств, как только наш внутренний взрослый просыпается и начинает заботиться о внутреннем ребенке, мы чувствуем в себе силу и опору.

Умение пребывать в настоящем, не перемалывая прошлые достижения и провалы, все эти «а верно ли я поступил» и «что он обо мне подумает» и не заглядывая в будущее, трясясь от страха или возводя замки ожиданий — это тоже навык. Его можно и нужно развивать. Например, с помощью медитации и простого наблюдения за собой, проверяя себя время от времени вопросом: «А где я сейчас?»

Люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим.

Иоганн Вольфганг Гете, «Страдания юного Вертера»

Для того, чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привязанности к результату, полностью посвятив себя процессу делания.

Это непросто, ведь так хочется подтверждения, что мы все делаем правильно и уж точно будем вознаграждены за усилия.

Однако стоит только поверить в собственные силы и отказаться от ожиданий, как открываются новые двери и возможности, а жизнь наполняется смыслом. К тому же без гарантий намного интереснее — всегда можешь получить больше, чем можешь себе представить.

7. Страдание — это привычка. Именно так к нему и надо относиться.

А вот этот пункт самый главный. Для меня так точно, ибо при глубоком рассмотрении «и чего это я сегодня какая-то грустная» попадаю частенько прямиком сюда.

Даже когда все хорошо или даже просто прекрасно, мы говорим: «нормально», «ничего» и «так сойдет». Тем самым мы транслируем в мир состояние: «все недостаточно хорошо» и сами в него верим. Мы не умеем замечать приятные вещи и предпочитаем жаловаться. Сила привычки толкает нас пить кофе по утрам, жевать сладкую булочку и хмуриться. Иногда для этого почти нет причин, часто их нет вовсе. Что если попробовать сказать: «мне сегодня очень весело» или «отличный день для того, чтобы начать новую жизнь»?

Нытье продлевает проблему. Пока вы продолжаете всем жаловаться, как у вас все плохо, в вашей жизни просто не остается места для каких-либо позитивных перемен. Именно так устроена жизнь. Вы не можете сконцентрироваться на решении, пока жалуетесь на проблему, потому что не можете делать две вещи одновременно.

Ларри Уингет, «Хватит ныть, выше голову!»

Саморазвитие 

Источник: interesno.co

Избавление вербальными техниками

Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.

Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.

Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.

Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению.

Подавление

Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний.

Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.

То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных неврозов. Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.

Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.

Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.

Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание. То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.

Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости».

Опустошение и сублимация

Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.

Мы любим «интересные» фильмы. А интересными нам кажутся те фильмы, в которых есть образы, сжигающие нашу ментальную энергию наиболее интенсивно. Чем тоньше образы ума, тем более «продвинутые» нужны картины, чтобы эти образы сжечь. Но особо изворотливый, философский ум может найти подходящую для собственного опустошения символику в любом явлении. Все сферы развлечений направлены на опустошение нашего сознания. С одной стороны, так мы «снимаем напряжение», с другой стороны – лишаем себя энергии, которую могли бы направить на самореализацию.

Сублимация – это процесс «преобразования» грубой «энергии» в утонченную. Это одна из граней нашего развития. Чтобы сублимировать жизненную энергию, необходимо перенаправлять ее на решение жизненных задач. Обучение и работа необходимы для нашего развития. Помимо прочего, этот вид активности избавляет нас от страданий, потому что расходует энергию, которая причиняла страдания. Физические упражнения, также – один из самых полезных способов сжигания энергии, который поддерживает здоровье и укрепляет волю.

Медитация, в этом смысле – это сенсорная депривация, в которой мы отвлекаем внимание от поверхностных импульсов, чтобы позволить протекать течению жизненной энергии естественным образом. С одной стороны практика медитации позволяет нащупать источник страданий и вызывает обострение переживаний, с другой стороны дает избавление от них. Об этом я писал в отдельной статье «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности».

Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов, что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий, блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.

Источник: progressman.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.