Нарративный анализ текста массовой коммуникации


Конкретные приемы анализа нарративов весьма многочисленны и разнообразны, поэтому, чтобы составить некоторое целостное впечатление о «прикладном» нарративном анализе, можно условно упорядочить их по степени относительной «формализации» на шкале с «количественным» и «качественным» полюсами. «Количественный» полюс условной шкалы составляют различные типы контентанализа [27, с. 92]: прагматический контент-анализ представляет собой классификацию высказываний с последующим установлением причинно-следственных связей, семантический контент-анализ предполагает систематизацию символов в зависимости от их значений, психологический контент-анализ направлен на изучение эмоциональной окрашенности высказываний.

Следующую градацию занимает информативно-целевой анализ текста, который определяет, насколько адекватны друг другу структуры порождения и интерпретации текстов вопросов и ответов.


деляя макроструктуру (иерархию смысловых блоков в тексте относительно основной идеи) и микроструктуру (связи между смысловыми узлами) текстов интервьюера и респондента [28, с. 134], информативно-целевой анализ позволяет «контролировать соответствие формулировки вопросов целям исследования, определять коэффициент информативности ответов и оценивать с этой точки зрения качество формулировок соответствующих вопросов, выявлять рассогласованности «фокусов» вопросов и ответов и находить способы их устранения» [29, с. 116].

Основной интерес для качественного анализа текста представляет соотношение между его рациональными и риторическими элементами: рациональные средства раскрывают суть идеи (хотя она искажается самим фактом облачения смысла в слова), а риторические (эмфаза, повторы, параллели, лейтмотивы, метафоры и т.д.) делают идею доступной и привлекательной для восприятия. Соответственно задача аналитика состоит в выявлении всех возможных смыслов текста, даже тех, что завуалированы красивой риторикой.

Крайнее положение на «качественном» полюсе условной шкалы занимает краткий пересказ биографического нарратива с выделением фрагментов, характеризующих навыки автора осмысливать события собственной жизни [12]. Следующую градацию занимает анализ нарративов с помощью метафоры «сценария» как некоего набора адекватных культуре нормативных образцов поведения в определенной сфере повседневных практик [30].


рвоначально сценарии рассматривались на двух микроуровнях – интрапсихическом (планы на будущее, руководство в текущих действиях) и межперсональном (социальные взаимодействия), позже в сценарии был добавлен третий уровень – «культурные инструкции», или знание о том, что оценивается как хорошее/плохое и какие концовки имеют различные типы нарративов. В рамках конкретного сценария человек придает опыту определенные значения, поэтому предметом исследования становятся не сами жизненные практики как таковые, а те значения, которыми наделяются их конфигурации и через которые «происходит конструирование идентичности, создается нарративная идея о себе» [30, с. 24]. Поскольку в основе «заключения автобиографического пакта с самим собой» лежит поиск собственной идентичности, а идентичность есть процесс и количество идентичностей неограниченно, то текст можно интерпретировать как историю смены идентичности, а рассказывание о себе как род действия, направленного на убеждение слушателей в своей правоте.

Срединную градацию условной шкалы занимает ряд «аналитических и интерпретативных процедур, которые используются для получения данных, включают техники для концептуализации данных» [31, с. 18] и обозначаются А. Страуссом и Дж. Корбином как последовательное кодирование, ведущее к формированию «обоснованной теории» [32, с. 21]. На основе секвенций (отрывков текста, содержащих внутренне законченный сюжет), проводится сравнительный анализ предварительно стилизованных историй респондентов (устная речь со свойственными ей незаконченными фразами, опережениями и возвращениями превращается в подчиненный строгим правилам литературный письменный РґРёСЃРєСѓСЂСЃ).


здание «обоснованной теории» проходит в несколько этапов: 1) открытое кодирование – идентификация и развертывание понятий с точки зрения их свойств и измерений посредством маркировки подобных случаев ярлыками и их группировки в категории; 2) осевое кодирование – связывание субкатегорий с категорией в рамках некоторой модели; 3) избирательное кодирование – выбор центральной категории и связывание всех наиболее важных категорий с ней и друг с другом для создания четкой линии аналитической истории изучаемого феномена. Для выработки «обоснованной теории» необходимо совместное обсуждение текста несколькими учеными, так как групповой анализ способствует интеграции кодовых понятий в гипотезы и повышает теоретическую чувствительность исследователей [23].

Как показывает условная шкала, предлагаемые приемы работы с нарративами не являются исключительной прерогативой нарративного анализа – это методы работы с текстовой информацией любого происхождения, которые различаются между собой по степени формализации. Так, например, они входят в общую схему анализа «жизненных траекторий» [33], которая предполагает два последовательных этапа: 1) систематизацию повествований на основе совмещения количественного и качественного подходов и выбор для социальных измерений конкретных характеристик, имеющих свои временные рамки; 2) изучение описываемых событий с точки зрения принятия и совершения осознанных решений.


сле тщательного анализа конкретного социального опыта и рассмотрения «социальной мозаики жизни» выделяются определенные социальные типы, обобщающие жизненное разнообразие и помогающие выйти на проблемы глобального характера. Описываемые приемы нарративного анализа укладываются и в классификацию методов интерпретации автобиографических текстов глубоких интервью [33]: 1) конструирующий метод (анализ автобиографий под углом зрения изучаемой проблемы и на основе некоторой социологической теории); 2) метод примеров (иллюстрирование и подтверждение определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами); 3) типологический анализ; 4) контент-анализ; 5) статистическая обработка (установление зависимости различных характеристик авторов и их позиций от свойств социальных групп).

Все приемы «прикладного» нарративного анализа можно свести и к двум моделям контент-анализа, выделяемым на основе различия задач исследования [34, с. 74 ‑ 88]: традиционная частотная модель предполагает описание содержания текста в рамках уже обоснованных параметров, нечастотная модель — открытие «формулы» содержания текста и описание состояние субъекта, создавшего текст.


пользование нечастотной модели осуществляется в «авторском исполнении» и ориентировано на обнаружение нового феномена, построение концепции содержания текста и определение ее распространенности. Исходная предпосылка нечастотного контент-анализа состоит в том, что фактический объект исследования (текст) должен адекватно отражать реальный объект, а именно [35, с. 67]: 1) текст должен принадлежать реальному объекту исследования; 2) текст должен быть создан без каких-либо форм давления на человека; 3) процесс создания текста должен быть естественным (воздействие исследователя минимально); 4) объем анализируемого текста должен обеспечивать реализацию цели исследования (искомый элемент структуры содержания должен попасть во включенный в анализ текст).

Все требования, выдвигаемые к результатам работы с нарративами, можно свести к двум общим: 1) аналитическое обобщение результатов нарративного анализа не снимает с исследователя ответственности за строгость представленных выводов, которая достигается не статистической генерализацией, а отражением социального феномена с разных точек зрения; 2) несмотря на отказ от теоретических предпочтений, терминологические нововведения должны осуществляться традиционно научными способами, главным образом посредством калькирования понятий «количественной» методологии, то есть нарративный анализ представляет собой не некую альтернативную существующим терминологическую сферу, а только ее расширение.


рвое требование относится к качественной методологии в целом, а второе трактует нарративный анализ как расширение терминологической сферы качественного и количественного подходов. Вероятно, большинство методологических сложностей нарративного анализа связано с тем, что он развивается в русле качественной социологии, но претендует на выход за ее пределы. В любом случае валидизация нарративного анализа не может быть сведена к набору формальных правил или стандартизированных технических процедур, поскольку валидность любой интерпретативной работы – это подвижная, развивающаяся проблема. Для обеспечения валидности данных, подверженных стилизации со стороны исследователя, необходимо «постоянно возвращаться к транскрипту интервью для контроля над аутентичностью наших интерпретаций» [19, с. 237].

Области применения нарративного анализа

Современная социология знания анализирует процессы текстообразования в науке для выявления в научном тексте социально институционализированной иерархии ценностей, объяснения процесса коллективного производства знания в ходе научной коммуникации и рассмотрения научного текста как компонента литературного процесса с присущими ему жанровыми и функционально-стилистическими особенностями [14, с. 98]. Перечисленные задачи можно решать и без обращения к понятию нарратива, однако социолог может обозначить научный доклад, выступление, лекцию, отчет, разговор и т.д. как нарратив и проводить «нарративный анализ» с помощью контент-аналитических методов.


Исследователи в области массовой коммуникации рассматривают новости как нарратив [36], поскольку в них можно выделить главных и второстепенных действующих лиц и последовательно развивающееся действие, которое соответствует привычным для аудитории сценариям и имеет начало, середину, конец и маркированные драматические повороты в сюжете. Нарративный анализ новостей, или изучение того, как в них задействованы различные нарративные стратегии (анекдот, сказание, притча и т.д.) и коммуникативные компетентности зрителя (рекреативная, регулятивная и т.д.), позволяет понять, как новостному жанру удается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости и одновременно выполнять функции идеологического медиума [1, с. 531]). Понятие нарратива в данном контексте упрощает работу с новостным материалом как в структурном, так и в содержательном плане.

Нарративный анализ текста массовой коммуникации Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5


Источник: pandia.ru

Текст — в общем плане связная и полная последовательность знаков.

Проблема текста, возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в.

В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения, или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающаяся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения.

Существуют как расширенная философски нагруженная (романоязычные страны, Германия), так и более частная (англосаксонский вариант) трактовки текста:

– имманентный — рассматривающий текст как автономную реальность, выявляющий его внутреннюю структуру;

– репрезентативный — выясняющий специфику текста как особой формы представления знаний о внешней им действительности подходы

 

Термин «текст»

Термин «текст» используется в двух основных смыслах:

– Текст — сообщение как таковое – печатный документ, фильм, телевизионная программа или музыкальная запись.


– Текст — смысловой результат столкновения между сообщением и получателем (Фиске).

Полисемичность текста

Содержание масс медиа полисемично, т.е. имеет множество потенциальных смыслов и значений для своих читателей (аудитории). Джон Фиске утверждает, что полисемичность является необходимым признаком настоящей популярной медиа культуры, поскольку множество потенциальных значений обеспечивает достижение аудитории в целом, соединяя различные ее категории.

Контроль значения

Несмотря на полисемичный характер, дискурсы специфических примеров содержания медиа зачастую предрасположены или склонны контролировать, ограничивать или направлять придание значения, которое, напротив, может противодействовать со стороны читателя.

Это соотносится с моделью Холла «кодирования- декодирования», согласно которой обычно существует «предпочтительное прочтение», закодированное в тексте – значение, которое является наиболее адекватным замыслу производителя сообщения.

Интертекстуальность

Как утверждает Фиске, «читатель» медиа текстов также может легко компоновать событие программы с теми заявлениями, которые в ней содержаться, или же с подобными программами.

Это один из аспектов интертекстуальностимедиа, и это также относится к переходу границ между медиа (таким как фильмы, книги или радио).


Закрытость текста

Содержание может быть рассмотрено как более или менее «открытое» или «закрытое» в своем значении.

Согласно Эко (1979), открытый текст – это текст, дискурс которого не принуждает читателя к некоему особому значению или интерпретации.

Различные виды и существующие примеры текстов медиа могут быть разделены согласно степени открытости.

К примеру, новостные репортажи не являются открытыми, а служат унификации информационного потока, в то время как сериалы и мыльные оперы зачастую применяются как различные «прочтения».

 

Нарративный анализ

Нарратив— сюжетно-тематическая картина, сюжетная линия. Нарративом мыслится всякий текст (включая невербальный), сообщающий о каком-либо событии или о цепи событий и задающий самой последовательностью изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную интерпретацию сообщаемого.

Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции "нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как обоснованный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией.

Во всех случаях своего функционирования в культуре наррация неизбежно сопровождается интерпретацией того события, о котором рассказывается. При этом никакая интерпретация не бывает свободной от идеологии общества и его имплицитных мифологических представлений.

 

Функция нарратива

Большая часть содержания медиа называется историями, принимающими шаблонные и предсказуемые формы.

Основная функция нарратива – придание смысла сообщению о некоем событии.

Это происходит в двух основных направлениях:

– а) через связь действий и событий в логическую причинно- следственную цепочку,

– б) путем обеспечения элементов людьми и местами, которые имеют фиксированный и узнаваемый (реалистический) характер.

Нарративный анализ

Качественный анализ материала нарративного (биографического или тематического) интервью.

Основные методологические разработки нарративного анализа связаны с именами Ф. Шютца (Fritze Schütze), В. Фишера (Wolfram Fischer), Г. Розенталя (Gabriele Rosenthal), Дж. Брунера (J. Bruner) и др.

Прочтение, интерпретация и анализ жизненных историй и иного нарративного материала может исходить из двух главных независимых измерений: "холистический подход versus категориальный" и "содержательный подход versus формальный

Холистический подход versus категориальный

Категориальный подход подразумевает разбивку полного текста либо нескольких текстов, полученных от разных респондентов, на секции, отнесение отдельных частей или слов к определенным категориям и анализ категорий.

Холистический подход, напротив, позволяет рассматривать жизненную историю как целое, и каждая часть текста интерпретируется в контексте других частей.

Категориальный подход полезен, когда исследователей интересуют проблемы или феномены, свойственные определенным группам людей

Если исследуется личность как целое, ее развитие, предпочтителен холистический подход к анализу нарратива.

Содержательный подход versus формальный

При содержательно анализе исследователь концентрируется на явном содержании нарратива, т.е. анализирует представленную рассказчиком фактическую информацию о событиях.

Также содержательный анализ может быть направлен на прояснение имплицитного содержания.

Формальный анализ состоит в прояснении структуры сюжета, последовательности событий, их соотношения с временной осью, сложности и связанности между собой.

Содержание истории, обычно, более очевидно и доступно для понимания, поэтому исследователи, заинтересованные в глубинном понимании жизненной истории могут предпочитать анализ формы нарратива, считая, что этот подход помогает показать более глубокие слои идентичности рассказчика..

 

Модели интерпретации

холистически-содержательная холистически-формальная категориально-содержательная категориально-формальная.

Источник: megaobuchalka.ru

1. Теория массовой коммуникации

СЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В ИССЛЕДОВАНИИ МАССОВОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Лекция 7
Коломиец Виктор Петрович
доктор социологических наук, профессор

2. Литература по курсу

Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.
Благовещенск.2000.
Ф. де Соссюр. Заметки по общей лингвистике. М.,
1990.
С.Тичер, М.Мейер,Р.Водак, Е.Веттер. Методы
анализа текста и дискурса. Харьков,2009.
Д.Матисон Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов.
Харьков,2013.
Л.Филлипс, М.В.Йоргенсен Дискурс-анализ. Теория
и метод. Харьков, 2004.

3. Содержание

1. Структурализм и семиотика: теория
знаков
2. Массовая коммуникация как текст
3. Нарративный анализ
4. Дискурс-анализ

5. Фердинанд де Соссюр

Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве в семье ученых. В
1875 г. поступил в Женевский университет, через год — в
Лейпцигскую школу лингвистов (младограмматическую), где
проучился 2 года, в основном занимаясь сравнительноисторическим языкознанием.
В 22 года (1879 г.) пишет крупную сравнительно-историческую
работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в
индоевропейских языках». Работа получает положительные отзывы
от Николая Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, отрицательные
— от младограмматистов. В 1880 году уезжает в Париж, где
получает должность профессора.
На основе лекций Соссюра его учениками Шарлем Бали
(Charles Bally) и Анри Сеше (Henri Séchaye) написана книга «Курс
общей лингвистики» (Cours de Linguistique Générale).

6. Дихотомия язык/речь

Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение,
высказанное Соссюром.
(«Дихотомия» — греч. διχα — надвое, τομε — режу.)
Речевая деятельность (langage) распадается на диаметрально
противоположные сущности:
язык (langue)
речь (parole)
Язык — система знаков и грамматическая система, обязательная для
всех членов языкового коллектива. Язык социален.
Речь индивидуальна. Речь — «акт изъявления воли и разума». Это:
а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;
б) акты говорения.
Язык — потенциален (то есть то, что может быть сказано).
Речь — актуальна (реализация потенциальной системы).

7. Язык – система знаков

Язык — это система знаков, в которой единственно существенным является
соединение смысла и акустического образа, причем оба этих элемента в равной мере
психичны.
В номенклатуре вещь и название связаны напрямую, в языке же существуют
промежуточные звенья: знак связан с вещью через понятие и с материальной
оболочкой через акустический образ. При этом акустический образ — означающее, а
понятие — означаемое.

8.

Особенности знаков
Способ означения
Примеры знака
Способ распознания
Икона
Индекс
Символ
Сходство
Причинные связи
Оговоренные условия
Картины, статуи
Дым/огонь,
симптомы/болезнь
Слова, числа , флаги
Можно видеть
Можно понять
Необходимо выучить
Чарльз Пирс

10. Текст

Текст — в общем плане связная и полная последовательность знаков.
Проблема текста, возникая на пересечении лингвистики, поэтики,
литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в
гуманитарном познании второй половины 20 в.
В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов
смыслопорождения, или трансформации значения в знаковых
макрообразованиях, сопровождающаяся признанием
некорректности или недостаточности денотации в качестве
основной модели значения.
Существуют как расширенная философски нагруженная
(романоязычные страны, Германия), так и более частная
(англосаксонский вариант) трактовки текста:
– имманентный — рассматривающий текст как автономную
реальность, выявляющий его внутреннюю структуру;
– репрезентативный — выясняющий специфику текста как особой
формы представления знаний о внешней им действительности
подходы

11. Термин «текст»

Термин «текст» используется в двух основных
смыслах:
– Текст — сообщение как таковое – печатный
документ, фильм, телевизионная программа или
музыкальная запись.
– Текст — смысловой результат столкновения между
сообщением и получателем (Фиске).

12. Полисемичность текста

Содержание масс медиа полисемично, т.е.
имеет множество потенциальных смыслов и
значений для своих читателей (аудитории).
Джон Фиске утверждает, что полисемичность
является необходимым признаком настоящей
популярной медиа культуры, поскольку
множество
потенциальных
значений
обеспечивает достижение аудитории в целом,
соединяя различные ее категории.

13. Контроль значения

Несмотря на полисемичный характер,
дискурсы специфических примеров содержания
медиа зачастую предрасположены или склонны
контролировать, ограничивать или направлять
придание значения, которое, напротив, может
противодействовать со стороны читателя.
Это
соотносится
с
моделью
Холла
«кодирования-декодирования»,
согласно
которой обычно существует «предпочтительное
прочтение», закодированное в тексте – значение,
которое является наиболее адекватным замыслу
производителя сообщения.

14. Интертекстуальность

Как утверждает Фиске, «читатель» медиа
текстов также может легко компоновать
событие программы с теми заявлениями,
которые в ней содержаться, или же с
подобными программами.
Это один из аспектов интертекстуальности
медиа, и это также относится к переходу
границ между медиа (таким как фильмы,
книги или радио).

15. Закрытость текста

Содержание может быть рассмотрено как
более или менее «открытое» или «закрытое» в
своем значении.
Согласно Эко (1979), открытый текст – это
текст, дискурс которого не принуждает читателя к
некоему особому значению или интерпретации.
Различные виды и существующие примеры
текстов медиа могут быть разделены согласно
степени открытости.
К примеру, новостные репортажи не являются
открытыми,
а
служат
унификации
информационного потока, в то время как
сериалы
и
мыльные
оперы
зачастую
применяются как различные «прочтения».

17. Нарратив

Нарратив — сюжетно-тематическая картина, сюжетная
линия. Нарративом мыслится всякий текст (включая
невербальный), сообщающий о каком-либо событии или о
цепи событий и задающий самой последовательностью
изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную
интерпретацию сообщаемого.
Термин заимствован из историографии, где возникает в
рамках концепции "нарративной истории", трактующей
смысл исторического события не как обоснованный
объективной закономерностью исторического процесса, но
как возникающий в контексте рассказа о событии и
имманентно связанный с интерпретацией.
Во всех случаях своего функционирования в культуре
наррация неизбежно сопровождается интерпретацией того
события, о котором рассказывается. При этом никакая
интерпретация не бывает свободной от идеологии
общества
и
его
имплицитных
мифологических
представлений.

18. Функция нарратива

Большая часть содержания медиа называется историями,
принимающими шаблонные и предсказуемые формы.
Основная функция нарратива – придание смысла сообщению о
некоем событии.
Это происходит в двух основных направлениях:
– а) через связь действий и событий в логическую причинноследственную цепочку,
– б) путем обеспечения элементов людьми и местами,
которые имеют фиксированный и узнаваемый
(реалистический) характер.
Нарратив помогает обеспечить логику человеческих мотивов,
которые придают смысл отдельным выдуманным или
реальным наблюдениям.

19. Нарративный анализ

Качественный
анализ
материала
нарративного
(биографического
или
тематического) интервью.
Основные методологические разработки
нарративного анализа связаны с именами Ф.
Шютца (Fritze Schütze), В. Фишера (Wolfram
Fischer), Г. Розенталя (Gabriele Rosenthal), Дж.
Брунера (J. Bruner) и др.
Прочтение,
интерпретация
и
анализ
жизненных историй и иного нарративного
материала может исходить из двух главных
независимых измерений: "холистический подход
versus категориальный" и "содержательный
подход versus формальный

20. Холистический подход versus категориальный

Категориальный подход подразумевает разбивку
полного текста либо нескольких текстов, полученных
от разных респондентов, на секции, отнесение
отдельных частей или слов к определенным
категориям и анализ категорий.
Холистический подход, напротив, позволяет
рассматривать жизненную историю как целое, и
каждая часть текста интерпретируется в контексте
других частей.
Категориальный
подход
полезен,
когда
исследователей
интересуют
проблемы
или
феномены, свойственные определенным группам
людей.
Если исследуется личность как целое, ее
развитие, предпочтителен холистический подход к
анализу нарратива.

21. Содержательный подход versus формальный

При содержательно анализе исследователь
концентрируется на явном содержании нарратива, т.е.
анализирует
представленную
рассказчиком
фактическую информацию о событиях.
Также содержательный анализ может быть
направлен на прояснение имплицитного содержания.
Формальный анализ состоит в прояснении
структуры сюжета, последовательности событий, их
соотношения с временной осью, сложности и
связанности между собой.
Содержание истории, обычно, более очевидно и
доступно для понимания, поэтому исследователи,
заинтересованные в глубинном понимании жизненной
истории могут предпочитать анализ формы нарратива,
считая, что этот подход помогает показать более
глубокие слои идентичности рассказчика..

22. Модели интерпретации

холистически-содержательная
холистически-формальная
категориально-содержательная
категориально-формальная.

23. Холистически-содержательная

Такой способ интерпретации помогает
выявить связь отдельных деталей текста с
общим контекстом, смысл того или иного
фрагмента в свете содержания остальных
частей нарратива.

24. Холистически-формальный

Холистически-формальный
подход
к
толкованию
помогает
прояснить
кульминационные, поворотные моменты
истории, проливающие свет на ее развитие в
целом.

25. Категориально-содержательная

Категориально-содержательная модель известна
как контент-анализ, классический метод исследования
нарративных материалов, в рамках которого часто
используется количественная обработка данных.
Контент-анализ жизненной истории подразумевает
поиск заранее намеченных тем или категорий в
содержании рассказа, но при этом исследователь
может продвигаться в логике исследовательской
стратегии "обоснованной теории" Глазера и Страусса
(B.G. Glaser, A.L. Strauss).
Выбор
категорий,
конечно,
может
быть
предопределен имеющейся теорией соответственно
логике позитивистского исследования, но с другой
стороны, ничто не мешает исследователю читать текст
свободно, без предубеждений и фиксировать
проявляющиеся в содержании темы, чтобы затем уже
выстраивать гипотезы.

26. Категориально-формальная

Категориально-формальная модель фокусируется на отдельных
стилистических и лингвистических особенностях определенных элементов
нарратива, например, на типе метафор, используемых нарратором,
частоте употребления пассивных залогов, сенсорных глаголов и т. д.
Нарратив может использоваться для изучения когнитивных функций:
когнитивных стилей, процесса решения задач и пр., и в данном случае
применение категориально-формального подхода вполне оправдано, так
как позволяет исследователям сравнить особенности суждений
нарраторов с теоретическими моделями.
К примеру, Кэпс и Окс (L. Capps & E. Ochs) изучали механизмы
совладания с эмоциями страха и состоянием беспомощности, анализируя
лингвистические особенности биографических нарративов пациентов,
страдающих от приступов паники. В подобных исследованиях список
интересующих исследователей категорий (в данном случае формальнолингвистических аспектов эмоциональных реакций) может готовиться
заранее, либо определяться по ходу прочтения текста.

28. «Дискурс» -лингвистическое употребление

К
первому
классу
относятся
собственно
лингвистические употребления этого термина, исторически
первым из которых было его использование в названии
статьи Дискурс-анализ американского лингвиста З.Харриса,
опубликованной в 1952.
Собственно лингвистические употребления термина
«дискурс» сами по себе весьма разнообразны, но в целом
за ними просматриваются попытки уточнения и развития
традиционных понятий речи, текста и диалога.
Переход от понятия речи к понятию дискурса связан со
стремлением ввести в классическое противопоставление
языка и речи, принадлежащее Ф. де Соссюру, некоторый
третий член – нечто парадоксальным образом и «более
речевое», нежели сама речь, и одновременно – в большей
степени поддающееся изучению с помощью традиционных
лингвистических методов, более формальное и тем самым
«более языковое».

29. «Дискурс – это речь, погруженная в жизнь». (Н.Д.Арутюнова)

С одной стороны, дискурс мыслится как речь,
вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как
категория с более отчетливо выраженным социальным
содержанием по сравнению с речевой деятельностью
индивида
С другой стороны, реальная практика современного (с
середины 1970-х годов) дискурсивного анализа сопряжена
с исследованием закономерностей движения информации
в рамках коммуникативной ситуации, осуществляемого
прежде всего через обмен репликами; тем самым реально
описывается
некоторая
структура
диалогового
взаимодействия,
что
продолжает
вполне
структуралистскую (хотя обычно и не называемую таковой)
линию, начало которой как раз и было положено Харрисом.
При этом, однако, подчеркивается динамический характер
дискурса, что делается для различения понятия дискурса и
традиционного представления о тексте как статической
структуре.

30. Дискурс-анализ

• Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь
Муфф (социальный конструктивизм)
• Критический дискурс-анализ
• Дискурсивная психология

31. Предпосылки дискурс-анализа

• Критический подход к знанию, принятому
на веру
• Историческая и культурная
обусловленность
• Связь между знаниями и социальными
процессами
• Связь между знаниями и социальным
поведением

32. Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф

• Дискурс формирует социальны мир с
помощью значений. Нестабильность языка
значений придает нестабильность
дискурсу.
• Различные дискурсы – каждый из которых
представляет собой особый способ
общения и понимания социального мира –
вовлечен в постоянную борьбу за
достижение превосходства в том, чтобы
зафиксировать свое значение в языке.

33. Критический дискурс-анализ

• Подчеркивается активная роль дискурса,
как одного из аспектов любой социальной
практики. (дискурс – не-дискурс)
• Исследование изменений является
основной областью интереса в критическом
дискурс-анализе (интертестуальность)

34. Дискурсивная психология

• Это подход в социальной психологии,
который разработал специальный тип
дискурс-анализа для исследования
способов формирования и изменения
личности человека, его мыслей и эмоций в
процессе социального взаимодействия.
• В дискурсивной психологии индивидуумы
рассматриваются как продукты дискурса, а
также его создатели в специфических
контекстах взаимодействия.

Источник: ppt-online.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.