Научение орлов м ю


Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии (по крайней мере в советский период ее развития) понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М. Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение.

Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение. Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия.


Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «усвоением», понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается. Научение же предполагает становление новых видов поведения.

В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание» (Орлов Ю.М., 1997. С. 3).

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

В психологической науке существует ряд различных трактовок научения (см. рис. 3).

Научение орлов м ю

Например, Л.Б. Ительсон считает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения» (Ительсон Л.Б., 2000. С. 203). Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру» (Там же. С. 203).


В.Д. Шадриков в предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации» (Шадриков В.Д., 1996. С. 117; аннотация) (см. Хрест. 3.1).

Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования» (Немов Р.С., 1994. С. 234; аннотация).

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).


Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.


человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Источник: StudFiles.net

Орлов Ю.М.

Юрий Михайлович Орлов (16.04.1928 — 11.09.2000) — известный отечественный ученый-психолог, руководил кафедрой Клинической психологии Медицинской Академии им. И.М. Сеченова, где в течение 30 лет разрабатывал и совершенствовал систему саногенного мышления. Это новый революционный подход, который называют еще русским психоанализом.

Юрий Михайлович родился в сибирской деревне Бородинка Крапивенского района Кемеровской области.

В 1947 — 1949 гг. учился в ленинградской военно-морской медицинской академии, откуда был отчислен по состоянию здоровья (из-за плеврита). С 1949 по 1952 учился и успешно окончил Челябинский педагогический институт по специальности история. При этом пятилетний курс был пройден за три года заочно, чему помогла продуманная и специально разработанная им «система управления поведением экзаменатора». Одновременно преподавал в школе историю, психологию и логику.


С 1953 по 1956 учился в очной аспирантура Института философии АН СССР. За диссертацию о диалектике относительной и абсолютной истины в познании получил ученую степень кандидата философских наук.

С 1964 по 1971 являлся заведующим кафедрой педагогики и психологии Балашовского пединститута, что удивительно, поскольку беспартийному человеку позволили заведовать гуманитарной кафедрой.

С 1969 по 1971 Юрий Михайлович читал лекции по теории эксперимента и математической статистике в психологии в Институте повышения квалификации психологов АПН. Его лекции (по сравнению с лекциями профессоров математиков из МГУ) были более практичны и понятны для слушателей психологов, которые стремились овладеть математической статистикой. Лекции вызвали большой интерес у слушателей и, в результате, Орлова пригласили к сотрудничеству в качестве профессора.[3]

С 1973 по 1993 заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии в Московской Медицинской академии им. И. М. Сеченова. Защитил докторскую диссертацию по по психологии («Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа»). С 1993 по 2000 был действительным членом Международной академии информатизации и президент отделения психологии данной академии.

По вопросам приобретения книг обращаться по адресу: [email protected]

Вся информация о СаноГенном Мышлении

Обучение саногенному мышлению

Орлов Ю.М.. Аудио книгиОрлов Ю.М. на видео

Источник: www.koob.ru


«… Если признать, что поведение человека управляется душой, то любые изъяны души немедленно проявляются в поведении. Ведь любое поведение можно рассматривать как саногенное, патогенное или нейтральное в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. То, что в традиционном понимании выступает как здоровый или вредный образ жизни, получает более точное выражение с помощью поведенческого подхода, который вносит в термин фактор порождения. Если рассматривать мышление как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах, то благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь могут в значительной степени зависеть от сознательной и бессознательной работы души. Это мышление может называться саногенным если оно порождает здоровье и благополучие, и — патогенным — в противоположном случае.

Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым человек не может приспособиться или по незнанию или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления.


пример, мышление, основанное на принципе справедливости, запускает программу: «Поступай по справедливости. Хорошего поощряй, плохого наказывай». Это мышление полезно применительно к чужому человеку. Но всё обстоит иначе, когда дело касается близких. Здесь возникает неразрешимый конфликт, суть которого может быть кратко описана так: «Если ты плохая, то я должен по справедливости наказать тебя, то есть сделать тебе плохо. Но ты близка мне и я тебя люблю». Реализация справедливости становится источником сильного эмоционального стресса, так как я должен наказывать любимого человека, причинять ему боль. Если же я отказываюсь применять эту идею к близкому человеку, то проблема не решается, так как я сам буду переживать внутренний конфликт: я должен быть справедливым, но я не выполняю свой долг. Как в этом случае быть? Ответ даёт саногенное мышление.

Саногенное мышление состоит в правильном употреблении уже имеющихся мыслей. Когда Гераклита спросили, что такое мудрость, то он ответил загадочно: «Многознание не научает мудрости». Это можно понять так, что мудрость состоит в правильном употреблении мыслей. Я привёл здесь пример неправильного применения идеи справедливости. Получается тупик. В одном случае от идеи справедливости будет хорошо, а в другом — плохо. Если совсем нет этой идеи, то, наверное, будет ещё хуже.

На принципе «жена должна быть верна мужу» держится семья, но на этом же принципе основана ревность, которая иногда доводит человека до крайности. Безличный принцип программирует человека. Отелло ревновал Дездемону. Он не мог остановиться до тех пор, пока не выполнил полностью программу ревности и не задушил её. Вот вам пример патогенного и автоматического мышления, когда страсть не даёт возможности обдумать ситуацию правильно.


Видимо, он действовал, как биоробот, а Яго только стимулировал и поддерживал в нём эту установку. «И что», — спросит критически настроенный читатель, — «значит, по вашему, ревновать не следует совсем?».

Всё плохо, что не в меру. Ведь, по существу, ревность это сложная эмоция, которая способствует моногамии и осуществляет безличный социальный контроль за половым поведением женатого человека. Это хорошо. Но, плохо, когда эта программа защиты семьи начинает работать автоматически и слепо. Ревность работает через мысль, а когда человек мыслит патогенно, автоматически, то это порождает зло и боль.

Ещё пример. Когда ваш любимый человек ведёт себя в соответствии с вашими ожиданиями, то вы получаете огромное удовольствие. Однако в случае, когда его поведение отклоняется от ваших ожиданий, вы страдаете от обиды. …»

«… Вопрос: Если обиженный упрётся и не захочет корректировать свои ожидания?

Ответ: Вольному воля. Тогда он должен смириться с тем, что за своё упрямство каждый раз платит болью от обиды. Обжегшись однажды на свечке и осознав свойство огня, даже маленький ребёнок не будет ради любопытства вторично ощупывать пальцами ласкающий глаз огонёк свечи. Он этого не делает просто потому, что осознал отчего ему больно.


Патогенное мышление делает нас похожими на того дебила, который второй… десятый раз суёт палец в огонь, злится и плачет от боли. Есть люди, которые десятилетиями обижаются на одно и то же и ничто их не может спасти от хронического эмоционального стресса. «Как только я остаюсь одна и отвлекаюсь от дел, — рассказывает мне одна пациентка, — я не нахожу себе места от мыслей. С кем бы, Вы думаете, он изменил мне? С моей лучшей подругой!». Эта обида периодически делает её больной и гневной в течении десяти лет.

Вопрос: Вы хотите сказать, что тот бессознательный дебил, который сидит в ней, побуждаемый свободными ассоциациями постоянно при удобном случае, суёт свой палец в огонь? По З. Фрейду, наша бессознательная часть души примитивна и лишена чувства реальности.

Ответ: Это главное заблуждение З. Фрейда, хотя он и утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление. Но ведь он не предложил никакой концепции, никакой теории. Его метафоры не описывают умственные операции. Бессознательное — совершеннейший информационный автомат. Отработанное многими тысячелетиями эволюции человека, оно обеспечивает выживание.


нако, этот инструмент без помощи сознания часто употребляется не к месту. СГМ-терапия как раз и должна сделать для женщины, о которой я рассказал, её боль от обиды сознательной. Сохранять ожидания о целомудрии своего супруга для неё так же болезненно, как для дебила совать палец в огонь и обжигаться в течении десяти лет подряд. Ей нужно было либо принять своего мужа таким, каков он есть и скорректировать свои ожидания, либо расстаться с ним. Но она этого не может. Мысли об этом рассогласовании ожиданий и реальности стимулируют её гнев и агрессию. Но воспитание делает её сдержанной. Её респектабельность, привычка к сдерживанию агрессии делают её гнев бессознательным. Но ведь организм не различает сознательный это гнев или бессознательный. Он делает одно: раз возник гнев — предстоит бой и нужно делать всё, что для этого необходимо. Здесь и повышение артериального давления (АД), свертываемости крови, активирование имунной системы и т.д. Вот всё это уже осуществилось, а драки то нет! Ничего удивительного в том, что эта женщина страдает гипертонической болезнью. Её ситуация отличается от ситуации упомянутого мной дебила в том, что огонь свечи видим, а её ожидания невидимы и скрыты во тьме бессознательного. Подлинная причина её гнева и обиды — это рассогласование ожидаемого и реального поведения близкого человека, скрыта во тьме бессознательного. СГМ-терапия должна сделать эту боль видимой для умозрения и вылечить больную.

Саногенное мышление ведёт не только к осознанию бессознательных ожиданий, но и оказывает помощь в корректировке этих ожиданий. То есть это уже терапия, а не только психоанализ. …»

«… Любая идея представляет собою некоторую программу поведения, которой человек научается и в результате она действует автоматически. Та же идея может воплощаться в жизнь сознательно. В зависимости от осознания могут быть и плюсы и минусы. Я уже приводил пример со справедливостью, которая может быть источником стресса и одновременно фактором консолидации общества.

А становление идей или социальных стереотипов происходит по законам научения в процессе социализации личности. Известен фундаментальный закон психологии: если поведение, и умственное в том числе, сочетается с положительным подкреплением, то есть сопровождается удовольствием, то происходит научение этому поведению. Сильнейшим подкреплением, как вам известно, является удовольствие облегчения, избавления от беспокойства и страдания.

Мысли, возбуждаемые плохой энергией, дают временное облегчение от страдания, переключая энергию переживаний на эмоциональную экспрессию. Это временное облегчение положительно подкрепляет акты патогенного мышления, вырабатывая склонность совершать умственные действия, порождающие эмоцию. Повторяясь, они закрепляются и становятся умственной привычкой. Как я обучаюсь обижаться? Очень просто. Если поведение любимого человека совпадает с моими ожиданиями, то возникает привычка строить эти ожидания и получать удовольствие. Однако наступает момент, когда эти ожидания не подкрепляются. Получается боль, но человек не знает её происхождения. Поэтому если ему объяснить, что его ожидания не реалистичны, то он сможет их осознать и скорректировать в сторону большей реальности. Но если он их не осознаёт, то не может их и изменить, вследствие чего десятилетиями обижается на одно и то же и истощает своё здоровье. …»

«… обыденное мышление, как правило, способствует закреплению и усилению эмоций. Это верно не только для обиды, но и для любой эмоции. Важно то, что эмоциональный стресс зависит от того, как мы сами оцениваем ситуацию. А это, в конечном счёте, определяется нашей жизненной философией.

Когда мы обижаемся или стыдимся, нам кажется, что эти эмоции получив удовлетворение, ослабевают. На самом же деле, повторение эмоций усиливает их. Привычка обижаться делает вас всё более обидчивым. А, обидевшись, ваше сознание суживается и вы уже не можете сменить ход мысли, свойственный обиженному человеку, потому что не вы, а уже ваши эмоции обиды правят бал.

Таким образом, вы оказываетесь в ловушке обиды: вместо того, чтобы понять ситуацию, вы думаете о планах мести или о том, как ущемили ваше достоинство. Другие варианты уже не приходят вам на ум, потому что ум вам уже не подчиняется. При патогенном мышлении ум подчиняется эмоции.

Так что воспитание саногенного мышления состоит в развитии сознательности и способности контролировать умственные операции. …»

«… В отличие от западного наш вариант психоанализа оперирует совершенно другими категориями и вполне доступен для понимания. Если психоаналитик говорит о кастрационном комплексе, то в СГМ-терапии мы рассматриваем эти симптомы как комплекс возмездия за любое удовольствие, которое воспитано взрослыми, наказывающими ребёнка за любые удовольствия. Это никакого отношения к Эдиповому комплексу не имеет. Ведь цель любого вида психоанализа — дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым избавиться от связанных с ними эмоций. У нас это получается значительно быстрее и проще, ведь психологическая наука со времен Зигмунда Фрейда не стояла на месте.

На сегодняшний день в теории и практике саногенного мышления разработаны достаточно эффективные психологические технологии, усвоение которых делает возможным соблюдение тех принципов и требований саморегуляции и управления эмоциями, которые в античности были доступны лишь избранным. Всё это прошло проверку в исследовательских лабораториях, вошло в программы обучения студентов медицинских вузов, получило дальнейшее научное развитие в диссертационных работах.

Важно подчеркнуть, что наша психотехнология открыта к интеграции с другими системами психотерапии и оздоровления, потому что, прежде всего, это психологически обоснованная исцеляющая философия жизни. Именно поэтому она доступна всем разумным людям.

Конечно, в зависимости от уровня образования мы предлагаем программы разной сложности. Но общим для всех обучающихся является отработка ментальных навыков и умений саногенного мышления путём ведения дневника аутопсихоаналза эмоций, применения уникальных приемов медитативной графики, позволяющей записывать эмоции для последующего их воспроизведения и изживания патогенного мышления.

Я стараюсь, чтобы человек, обучающийся умению анализировать себя, мог иметь точки опоры. Прежде, всего это дневник, который он ведёт. В нём описывается интимная, внутренняя структура любой эмоции. Человек научается структурировать эмоции сначала формально. Потом ему предлагается вспомнить свои собственные эмоции и подойти к ним с точки зрения их структуры. После того, как он многократно проделает такие операции со своими эмоциями, он научится разбираться, как они устроены. Когда же он увидит, что структура, ну, скажем, всё той же обиды одна и та же и ответит на вопросы, выявляющие бессознательные ожидания, — он приобретёт способность к интроспекции.

Наша методика обеспечивает высокую степень усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления. Это не самый лёгкий, но при систематических занятиях достаточно эффективный путь очищения души от страданий и разрушительных эмоций. Саногенное мышление позволяет решать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными обстоятельствами, с помощью психологической поддержки, не прибегая к лекарственным препаратам, которые являются, посуществу, той же смирительной рубашкой, только — химической.

Саногенное мышление — это один из самых надёжных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела. …»

«… метод достаточно успешно применяется при лечении неврозов, психосоматических заболеваний и даже реабилитации наркозависимых пациентов, прошедших, естественно, предварительно интенсивный курс медикаментозного и психотерапевтического лечения, о чём мы уже говорили.

Вопрос: Пожалуйста, ещё несколько слов о наркологических аспектах применения саногенного мышления.

Ответ: Согласно нашей теории, алкогольное влечение рассматривается как следствие научения алкогольному поведению на разных организменных уровнях. Обида, вина, стыд, боль, ослабевающие при употреблении алкоголя, создают порочную схему подкрепления избавлением, о которой мы уже говорили. Всё это уже давно достаточно хорошо изучено. Алкогольная зависимость возникает вследствие организменного научения в приспособлении и борьбе человека против эмоционального стресса с помощью методов химической защиты.

Известно также, что срывы, которые часто случаются даже после хорошо проведенного комплексного лечения, чаще всего наблюдаются в особо эмоциональных ситуациях, с которыми пациент не может справиться. Поэтому он снова начинает употреблять алкоголь.

Но вот, если удаётся обучить таких больных саногенному мышлению, то они учатся контролировать свои патогенные эмоции, что существенно снижает вероятность срыва. Очень многие люди уже почувствовали на себе огромную целительную силу и пользу саногенного мышления, избавившись от хронических страданий и болезней. Так что, вы видите, что система саногенного мышления — это хорошее средство профилактики и реабилитации при различных видах наркозависимости.

Вопрос: А в чём коренное отличие СГМ-терапии от учения Л.Р. Хаббарда, то есть дианетики, которая усиленно насаждается в России? Я спрашиваю, потому что само слово дианетика означает по-гречески «посредством разума», то есть как разум влияет на тело. Даже бывший председатель правительства страны С.В. Кириенко прошёл курс обучения этому методу. Сайентологи говорят, что эта система эффективна в избавлении от депрессий, разрушительных семейных отношений и т.д.

Ответ: Эффективных методов много, но среди них мало тех, которые действительно повышают здоровье и благополучие человека. Вы, наверно, знаете, что восточные методы духовного совершенствования полностью основаны на построении полной зависимости ученика от учителя, а колдовство и экзорцизм часто дают незамедлительный эффект.

Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например, одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причём эта зависимость постоянно усиливается. Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика Мани, которая еще в III веке н.э. была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой — реактивный, который должен быть очищен, и хороший — аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов. Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р. Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей.

СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо, рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека и в этом её сила. …»

материал приведён из брошюры «Беседа о саногенном мышлении». — М., 1999 г.; всю брошюру можно прочитать в рубрике «Публикации»

Источник: radarsgm.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.