Писаная торба


История выражения

Так как в выражении используется слово «торба», понятно, что фразеологизм старинный, с древними корнями и историей.

Торба – это старое слово, которое сейчас употребляется редко и в случаях, если хочешь сделать какой-либо эмоциональный акцент в предложении.

торба сумка

Если заглянем в словарь, то торбой когда-то называли мешок, который надевали на голову лошади. Туда клали овес, и лошадь могла питаться какое-то время, даже на ходу или в то время, когда ее например привязывали к столбу или там еще чему-нибудь.

Сейчас под словом торба мы часто подразумеваем слово сумка или сума, если говорим это слово отдельно от данного фразеологизма. Как правило, говоря слово торба мы подчеркиваем мешковатость или несуразность этой сумки, или ненужность.


Но изначально, торба имела именно такой смысл – мешок для овса.

Далее — слово писаная. Вспомним еще один фразеологизм – писаная красавица. Однозначно, мы понимаем это выражение как очень красивая девушка или женщина. То есть писаная раньше обозначало красивый, нарядный или расписной. Именно это и имеется ввиду в выражении «писаная торба». Дело в том, что богатые люди, как у нас водится, всегда любили демонстрировать свое богатство. И даже в такой мелочи как мешочек для овса не хотели изменять своим привычкам. Красота торбы указывала на статус ее владельца. Более богатый человек имел торбу нарядную, расписную, вышитую, украшенную бисером или какими другими украшениями того времени. Отсюда и писанная или очень красивая торба, привлекающая внимание своей красотой.

Теперь разберемся со всем фразеологизмом. Дел в том, что до наших дней он дошел уже в достаточно усеченном виде. Изначально он выглядел следующим образом: «Носится как дурень с писаной торбой».

индюк

По поводу дурня исторических версий существует две.

Версия 1.

Первая версия о том, что юродивым дурачкам, которых так всегда любили на Руси разрешалось покормить лошадей из этой расписной торбы. И дурачок этот был этому несказанно рад. Ему же доверили очень важное дело. А если торба очень красивая, значит и господин, доверивший дело очень важный. Ну и дурачок начинал бегать от радости по двору с этой расписной торбой.


Версия 2.

Другая версия мне представляется более правдоподобная. Она заключается в следующем. На новгородском наречии дурень означал когда-то самца индюка. Как известно, индюки имеют под
подбородком ярко красный своеобразный мешок. И когда индюк в гневе или возбуждении начинал бегать по двору, то про него говорили – носится дурень как с писаной торбой. Имея ввиду, что красный мешок из кожи под подбородком у индюка очень напоминает торбу, привязанную к морде лошади.

Значение фразеологизма.

Сейчас, конечно, трудно сказать действительно ли имели место эти предположения. Но значение данного фразеологизма следующее – придавать преувеличенное значение какой-то мелочи. Аналогом может служить выражение «много шума из ничего». То есть, носится с писаной торбой, значит суетиться и производить ненужный шум без особой на то причины.

носится как курица с яйцом

То же самое можно прочитать и в Словаре фразеологизмов русского языка.

Как (дурак или дурень) с писаной торбой носиться с кем-чем — уделять излишнее влияние внимание тому, кто (или что) такого внимания не заслуживает.

Похожий фразеологизм, «носится как курица с яйцом», имеет приблизительно такое же значение. Устраивать переполох по поводу не стоящему того. Курица ведь прежде чем снести яйцо начинает возбужденно бегать по двору. То есть устраивает шум по пустячной причине. Подумаешь, яйцо снесла. Каждый день сносит, и не одно может даже.

Подобные вопросы:


  • Принять за чистую монету — что это значит, почему монета чистая?
  • Что означает выражение «на худой конец»?

Источник: vovet.ru

Дурень с писаною торбой
Откуда выражение «дурень с писаной торбой»?

Торба, в общем смысле, – сумка, однако чаще так называли небольшой мешок, надеваемый лошадям на морду, с овсом, чтобы они ели, не рассыпая. Писаный значит цветистый, пёстрый, украшенный. На нижегородском диалекте, как следует из того же словаря, слова «дурак» и «дурка» (или «дурушка» ) обозначают соответственно индейского петуха и курицу (Вика-с-педей).

На фото — Альфа и Омега — символ, при постижении которого открываются некоторые базовые тайны мироздания. Суть вещей и энергии, их сотворившие, видятся по-новому, и человек, обретая тайные знания, может открывать в себе новые способности (Л. Озерцова).
*******


Мне б рубаху петухами,
дурни любят красное,-
чтоб цветастое, бог с вами!
В речь — яснее ясного —
как с сумой «Омегу» вижу,
так шлею — под хвост вожжу!
В колею ж чего услышу,
и всю правду расскажу.

Одна «дУрушка» с Киём,
озерцо, а суть — кустистей.
Альфа-облик, всё при нём,
из Дурней, куда цветистей?
Суть вещей вся — Новая,
пусть старички не хмурятся.
И знаньями подкован я,-
родной спасибо, улице!

Обуяла страсть к былинам,
Дурни родом, с детства Кук,-
расписным кажись павлином
сам с эллинов, — Чингачгук!
Джо без торбы на кобыле,
за плечами — лук на щип.
В небо лестница, перила,
а попал, как кур в ощип…

Сума нищего в торбище,
а воспище*, — одно рядно?
С ней торпища — для умища,
а звучит-то, как нарядно!
Торжеству закона — пища,
в смысле — тОрбище какое!
Да и в тОрпище — пастбище
на кладбище с упокоем…

Я как с писаною торбой,
сам незнаючи двух слов,
продираюсь сквозь трущобы,
за добро борюсь со злом.
Где-то каюсь, где молюсь
и скребусь дверных оков,
всё ношусь, на бой я рвусь
за орлов о двух голов.

Не путей ищу окольных,
что смогла, то родила:
за духовных и престольных,
закусивши удила:
— Я есмь альфа и омега*, —
азмъ говаривал, — грешно!
И самому она — для смеха,
и друзьям его смешно…


Где начало, где — конец…
Солнца лик — источник света,
Вседержитель, чей — творец?
Пушка, ядра у лафета?
Не по-русски и секретно,
весь талмуд — не как любить:
между строк чужих заветных,
как изжить и погубить…

Я есть Альфа и Омега,
внешней тьмой я окружён?
Я есть бык! — с рожденья века
арамейских если жён.
С губ водой кого поили?
Люди, вам — благодаря!
Сизокрылых так любили*,
сами спились с сизаря.

Я есть бык! — по-арамейски*
с ненасытностью творящий,
жребий страшный по-еврейски
на эллинском, говорящий:
Алфавитом в бычий стан мне!
с головою в треугольник,
Дух является там главным*
анекдотом с двух прикольных.

Торопиться с той поры*,
чья молочница мне краше?
Не спеша сойдём с горы,
и всё стадо будет наше!
Буква плотская, «Омега»,
переходит с ним в конец,
среди вьюги, среди снега
золотой возник телец…

И возница, то есть кучер,
то есть шкипер — шелкопёр,
треуголку нахлобучив,
русских азбуку и спёр.
Отрубив концы у буквы,
сам приставил, где не лень:
— Где вы буковицы? — Тут мы!
Дети с ихних — пое*ень.


Наконец-то речь родная,
а по-нашему — брехня.
От немецкого их лая,
отдохнул немного я.
Усечённая беспечность*!
Оком Змия всё изводит,
прерывая бесконечность,
кончик клина не находит.

Я есть Альфа и Омега,
внешней тьмой я окружён…
Усечён конъ в человека
(часто слышим и от жён),
а суть в чём выражения:
с рождения в «дорогу»!
И символ есть — движение*
и Тьма подвластна Богу.

И всё выше, осторожно:
свести концы, создать кольцо.
Зародится слово Божье,-
Первый крик — одно лицо!
Всё орёлики — орлушки,
приносила Русь с сумой,
в ней всё нелюди, дурнушки,
Словом — писаный тор-бой…

Нет там бабы-человека,
мест для дам в его чертоге,
есть Адам и тот калека,
за любимую пред богом,
за обиду от неверных
лживых, ссученных убийц.
Боязливый благоверный,
защитил от кровопийц?

Чёрта с два там, лысого,
Кольцо веревочное, — гужик!
И как дурень с писаной:
не мужик — петля и лужа;
Неповоротливая баба*!
Скинь в лачуге как с ума,
торбу кожаную хлеба,
тормоз ты — кошель, сума.

Мне хоть торбу с пирогами
а всё одно мерещится…
А хоть чёрта и с рогами,
хрень — какая, плещется?
И не торба, и не баба*,
с клинописью за овраг,
без овса и не женитьба,
чтоб якшаться, а твой враг!


Неторопливо и до слёз,
мне скажи, — какие связи?!
Чёрт возьми! — жуёт овёс,
у настоящей коновязи*.
И жуёт овёс из торбы
самый настоящий конь!
На то есть законы чтобы,
ведь закон и есть — заКонъ.

Рядом тор-пище людское,
потому что ряд наш — вера!..
Вот и ходит люд с сумою,-
вышли из лесу вдоль сквера…
— Сума нищего? Красиво!
Калита*, — Сума для пищи?
Русь и пастбище, — Россия,
и тор-бище есть — змеище…

Речью-памятью мостила,
мост великий и парящий!
чем себе и отомстила:
за себя сам говорящий.
Грех парящий отпустив,
в торбу солюшки насыпав,
Чтоб из ряда без просыпа!
В торбу когти, запустив.

Я когда-то с недосыпа,
буквы прописью писал,
Кудри белые рассыпав,
торбы писаной не знал.
Лихо бегал, — кладенец мой
деревянный не ржавел!
Жизнь сумой связала этой,
торбу с лихом пожалел…

Наконец-то, дурень внял!
Русский дух и бездорожье
по наследству «грек» отнял
из пустого да порожним.
В две извечные* поверил,
как же сразу не узнал?!
Он каким аршином мерил,
стать, какую — обкорнал?..

***
Я смотрел в чертоги эти:
люди — палочки, кружочки.
Как итоги — в свете дети —
резы, чЕрты, ямы, кочки…
И куда ведут дорожки,-
«А» идёт под крышу дома,
в образ детства: курьи ножки,
где нет окошек, всё знакомо…


_________________________________________________________

* Торба — мешок, который привязывают с овсом к морде лошади.
* Торбище, тамб. сума нищего (не одно ли с торпище, воспище, рядно?)
* Альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита. Смысл выражения в том, что Бог есть Начинатель и Завершитель творения.
* Альфа — символ рождения в греческом алфавите. В Сирийском, Критском и Синайском буква была перевернута и была похожа на рогатую голову быка в форме треугольника. В разных арамейских, палестинских и аттических вариантах она наклоняется в сторону и, в конце концов, доходит до нашей «А». — Читайте подробнее на FB.ru:
* Дело в том, что мировосприятие эллинов состояло в первостепенном почитании духовного. Именно «Эль» (дух) является главным. Поэтому самая духовная буква «Альфа», символизирующая дух, стояла на первом месте, а самая плотская буква «Омега», возможно, постепенно в языке перешла в конец алфавита. Тогда становится понятным, почему Христос использовал греческие буквы. Ведь если бы он сказал на арамейском, то первая буква «Алеф» означала бы быка, то есть сказанное им означало бы «Я есть бык». Невольно приходит ассоциация с почитанием «золотого тельца». —
* арамейском — иудейском;


* Сизокрылых так любили — комедия «Любовь и голуби»;

* Не спеша сойдём с горы, и всё стадо будет наше! — старый бык поучал молодого, анекдот;
* дети с ихних — παιδιά (греч) — paibia — liberi (лат);

* Усечённая беспечность — всего 22 буквы, у русских пока 33 осталось от 44 при Пушкине;

* «Я есть Альфа и Омега» символ мой в движении — У магов считается, что выражение «Я есть Альфа и Омега» можно сказать одним словом «Альфа», так как Альфа — символ Омеги в движении…
* Внешней тьмой я окружён — Бог-свет, делая во Тьме-внешней петлю своими кольцами, размыкает круг внизу. Там зародится слово Божье.
* неповоротливая баба — торба — кольцо веревочное, гужик и т.п.
* Она сняла со спины кожаную торбу и положила её в лачуге. Александр Казбеги, Пастырь.
* Это ж не писаная торба, и не баба, с которой ты собрался якшаться, а твой враг!Владимир Лиштванов, Жизнь прожить – не поле перейти.
* Чёрт возьми, да это же самая настоящая коновязь, и возле неё неторопливо жуёт овёс из торбы самый настоящий конь! Алексей Евтушенко, Сквозь пелену.
* Калита (тот самый) — мешок и кошель — сума по-русски.

* В две извечные поверил — дураки и дороги — других проблем нет.

29.01.2018 г

Источник: www.chitalnya.ru


Нареки партнера в пылу ссоры неудачником, карьеристом, кретином, рохлей, алкашом, скупердяем, альфонсом. Чем грозят подобные крестины? Ну заметешь штукатурку с пола в коридоре, побарствуешь ночку-другую на постели без подселения, забудешь надеть под нейлоновый халат трусики — и инцидент исчерпан. Обругай его бабником — и тебя наградят польщенной ухмылкой. Но, упаси Бог, хоть ненароком, хоть в шутку пренебрежительно щелкнуть по орудию воспроизводства! Это оскорбление уже не смыть ни потоком слез, ни ванной из «Наполеона»

На выходе из сортира мужчина рефлекторно ощупывает гульфик По версии Фрейда, из подсознательного опасения: все ли в целости и сохранности Он может забыть вымыть руки, но эта ревизия священный ритуал. Набоков в «Лолите» образно именует причинное место «жезлом жизни», «скипетром» И впрямь для многих это весомый атрибут власти над миром Добавлю — над миром собственных иллюзий.

Самая закоренелая из них — это иллюзия прямой арифметической зависимости между двумя величинами: их размером и нашим удовольствием Античные ваятели умещали победное оружие своих героев и небожителей за миниатюрным фиговым листком Вряд ли из соображений экономии или приступов целомудрия. Просто древним асам любви для блистательных викторий над пылкими южанками не требовалась тяжелая артиллерия Они разбирались что почем

Большому куску рот радуется, утверждает пословица

но не уточняет — чей рот Держу пари, он принадлежит обжоре, но никак не гурману Да и для примитивного чревоугодника гигантские параметры блюда — источник скорее визуального восторга.

А пагубное заблуждение с упорством сорняка продолжает буйно цвести повсюду. Именно пагубное. Из-за него наши голиафы сплошь и рядом — нефтяники, непоколебимо уверенные, что их щедрая оснастка уже бесценный подарок женскому роду и дополнительные усилия совершенно ни к чему. А у тех, кому пришлись бы впору хлорофилловые плавки эллинов, невинная жертва хозяйской мнительности приучена по первому сигналу тревоги сворачиваться в унылый кукиш

Амазонка отлично справляется с задачей развенчания вредоносного мифа. Потому что таинственный материк, на который алчные колумбы высаживаются как колонизаторы, с опасливой агрессией и с нитками стеклянных бус в обмен на золото и мех, для падчерицы пола — родная почва Здесь и в полной темноте, по едва заметным ориентирам, по еле уловимым вздохам и трепету, по звездам и росе отыскивает она узкую козью тропку, по которой добирается до магической точки куда проворней неуклюжих конкистадоров

В плане физиологии близость со стороны старшей — образец альтруизма. Самая желанная награда за труд сердцебиение и пустынное марево в зрачках подруги. Это более психологический акт, чем плотский. На пути к собственному финишу (особенно вначале) двойной заслон пола. Робкие поползновения младшей восстановить симметрию пресекаются в зародыше:

· Какой клад ты там надеешься отыскать, сокровище мое? Извини, вынуждена огорчить — ничего, достойного твоего драгоценного внимания, нет и не предвидится. Не напрягайся! Мне вполне достаточно наблюдать твой полет.

Рука отдергивается и перепархивает на нейтральную территорию.

А после подругу убаюкают, спеленают в лавандовый батист шепота, признаний, шаманства бессвязных бормотании. Когда-нибудь, одиноко дотлевая под классический храп, она вспомнит о них, и никакой маршальский жезл не послужит оправданием его самодовольному владельцу, не перевесит пустую чашу любовного эпилога.

Альтруизм, конечно, не беспределен. Умирать от жажды над ручьем и падать в голодные обмороки за накрытым столом — этих танталовых мук не стерпит ни одна уважающая себя плоть, которая в гробу видала все психологические барьеры и сомнения. В конце концов вопреки протес гам и самоотводам хозяйки она предъявит ультиматум, требуя свою законную долю. Тогда отыскивается компромиссное решение, необременительное для партнерши. Какое? А вот и не скажу! Это не трактат по технике лесбийского секса. Я о любви вам толкую. О л-ю-б-в-и!

Источник: indbooks.in


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.