Жесты прихорашивания


Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Расширьте свое восприятие

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.


 

Визуальный контакт

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Визуальный контакт

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека,


Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Жесты и позы

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.


А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.


Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.


Жесты прихорашивания

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность.


пример, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.


Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.


Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.


Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.


Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Походка

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Голос

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Источник: nlp.nnov.ru

Значение сексуальных жестов

Корни этих особых знаков находятся в нашем далеком прошлом и во многом перекликаются с повадками животных. Поэтому чаще всего проявляются инстинктивно, на подсознательном уровне. Хотя немало знающих силу таких «манипуляций» используют их осознанно. Такое знание не только значительно облегчает жизнь (особенно стеснительным людям), но и может стать сильным оружием общения.

Преимущества знания азбуки сексуальных жестов:

  • Возможность вовремя увидеть проявление внимания к себе и адекватно отреагировать на него (проигнорировать, пресечь или поощрить);
  • Привлечение интереса объекта страсти по своим правилам (максимально быстро или постепенно, откровенно или осторожно);
  • Возможность реально оценивать ситуацию (степень своей активности и ее целесообразность) и контролировать свой «язык тела»;
  • Умение эффективно использовать сексуальные жесты в своих интересах;
  • Возможность избегать неловких ситуаций, непонимания и вульгарности.

Сигналы ухаживания могут быть самыми разными по «исполнению»: мимика, жесты, позы, движения, интонации голоса и т.д. Или их сочетание. При этом они могут быть явными и демонстрироваться открыто. Или наоборот — скрытыми, незаметными для посторонних глаз.

Сексуальные жесты могут использоваться целенаправленно, с узким спектром деятельности — то есть для привлечения внимания определенного объекта. Или с широким спектром — на всеобщее обозрение.

Основные разновидности сексуальных жестов

Используется такое «оружие» обеими полами, но у женщин арсенал визуальной атаки намного шире. Поэтому и говорят, что мужчины любят глазами. При этом они все же менее внимательны к таким знакам, поэтому могут их попросту не замечать, в отличие от прекрасной половины человечества, повышенная чувствительность которых позволяет улавливать посылы симпатии сразу.

Женские сексуальные жесты

Отличительной особенностью женских сигналов заинтересованности является не только их количество. Они более изящны и утонченны. К тому же они не всегда предназначаются для одного объекта, как у мужчин. Очень часто женщины используют скрытые сексуальные жесты (а иногда и явные) для того, чтобы понравиться всем мужчинам в поле их зрения.

Самые распространенные женские сексуальные жесты:

  1. Волосы. Чтобы обратить на себя внимание, женщины часто используют игры со своими волосами: приглаживание, накручивание локона на палец, аккуратное откидывание их с лица, заправление за ушко или сбрасывание с плеч на спину (если волосы длинные). Заинтересованная красотка может поправлять прическу, распускать локоны или просто касаться своих волос. Причем чем медленнее она это делает, тем привлекательнее это выглядит.
  2. Осанка. Чтобы продемонстрировать себя во всей красе, под взглядом мужчин заинтересованная во внимании женщина буквально превращается в модель. Она выпрямляет спину, выставляя грудь вперед, и включает в походку свои бедра. Именно последним отводится очень важная роль в процессе соблазнения: плавное ритмическое покачивание приятными округлостями буквально гипнотизирует мужчин.
  3. Запястья. Еще один маркер готовности женщины к близкому знакомству — стремление продемонстрировать перед понравившимся ей мужчиной свои запястья и ладони. Гладкая кожа этой области рук считается одной из наиболее чувствительных эрогенных зон, поэтому «охотницы» стараются держать их в поле зрения объекта. Дополнительным привлекающим маневром могут быть изящные браслеты, часы и даже татуировки. Не менее эффектно смотрится женское запястье во время курения. Особенно если это делается изысканно и томно.
  4. Поза. Указывать на интерес женщины может и положение ее тела или конечностей. К примеру, чуть расставленные ноги (и в сидячем, и в стоячем положении) в направлении симпатичного ей мужчины, увековеченное в «Основном инстинкте» неспешное закидывание ног одна на другую. Об этом же могут свидетельствовать свободно скрещенные ноги с области лодыжек, подгибание под себя одной ноги, выпрямление ног. Главное условие при этом — именно свободное и непринужденное поведение женщины. Крепко сжатые колени и перекрещенные ноги могут указывать на обратное: она не готова к близким отношениям или собеседник ей вообще неприятен.
  5. Поглаживания. Откровенным знаком симпатии является как-бы мимолетное поглаживание соблазнительницей своих бедер, рук, икр или колен. Это может происходить во время разговора с объектом интереса или просто в поле его зрения. Сюда же можно отнести такие сексуальные жесты женщин, как нежное поглаживание ножки бокала, сигареты, ручки — любого предмета цилиндрической формы.
  6. Лицо. Не менее красноречивыми в плане женской заинтересованности могут быть глаза и губы. Самый известный вариант обольщения — взгляд кокетки. Когда женщина смотрит несколько искоса, из-под полуприкрытых век, томно и загадочно, слегка улыбаясь. Еще один вариант — хлопанье ресничками с той же легкой улыбкой. Здесь все зависит от темперамента кокетки: одна будет стыдливо опускать глаза, другая — играть взглядом, а третья — смело с вызовом смотреть в глаза симпатичному собеседнику. Если при разговоре женщина не отводит глаза, это тоже можно расценивать как знак заинтересованности.
  7. Покачивание туфлей. Еще один классический прием соблазнения — игра туфелькой, когда соблазнительница легонько покачивает ею на кончиках пальцев ноги. При этом нога, на которой призывно качается туфелька, закинута на другую и направлена в сторону объекта внимания. Наиболее эффектно смотрятся туфли на шпильке. Естественно, что дамам, которые захотят использовать такой способ обольщения, нужно учесть несколько очень важных деталей: внешний вид туфлей, целостность и чистоту колготок (или ухоженность своих ног при их отсутствии).
  8. Открывание шеи и плеч. Женщина, которая готова к более близкому контакту, инстинктивно оголяет перед объектом интереса свою шею, отбрасывая волосы или поворачивая голову. Она может проводить по ней рукой, подчеркивая изящный изгиб этой части своего тела. И в этом есть не только эстетический подтекст. Этими действиями женщина демонстрирует свое доверие и принятие. Подобным эффектом обладает и оголение плеча, особенно если при этом обольстительница еще и касается его щекой. Такой знак является однозначным сигналом к тому, что она не против более тесного, телесного контакта.
  9. Голос. В присутствии мужчины, внимание которого хочет завоевать женщина, ее голос неуловимо меняется. Он становится глубже, мягче, тягучее. В нем появляются томные, игривые нотки.
  10. Дистанция. Вышедшая на тропу соблазнения женщина не боится нарушить личное пространство своей мишени. Она старается занять место поближе, а при разговоре больше наклониться навстречу. Явным признаком симпатии является тактильный контакт, поэтому она не упускает случая как-бы невзначай прикоснуться к своему избраннику — проходя мимо, танцуя, выходя из-за стола, во время разговора и т.п.
  11. Демонстрация. Явным проявлением того, что представительница прекрасного пола хочет обратить на себя внимание противоположного пола является демонстративное прихорашивание перед зеркалом. Это может быть поправление прически или подкрашивание губ, мимолетный взгляд на себя сбоку или откровенное любование собой красивой. Не менее откровенным проявлением интереса со стороны женщины может быть облизывание губ, расстегивание верхних пуговиц блузки, демонстрация ног (максимально выгодные позы, распахивание разреза на юбке или платье и т.д.), вождение пальцем в зоне декольте. Готовность к близкому контакту также проявляется манерой есть (медленно, томно) и пить (особенно через трубочку), глядя своему избраннику прямо в глаза.

Мужские сексуальные жесты

Мужские проявления интереса более прямолинейны по сравнению с женскими «штучками». И не удивительно — такова природа мужчин. К тому же это не делает их менее эффективными.

Основные сексуальные жесты мужчин:

  • Внешнее преображение. Попадая в поле зрения объекта вожделения, мужчина в прямом смысле распускает хвост подобно павлину и молодеет буквально на глазах. Появляется оживление, он распрямляется, подтягивает живот, расправляет плечи. Чтобы продемонстрировать свою мужественную красоту и силу, он начинает играть мышцами, включает «спортивную» походку, потягивается. Его руки автоматически тянутся поправлять галстук (воротничок рубашки, лацкан пиджака, запонки, прическу и т.д.), стряхивать мнимую пыль с плеча, поглаживать горло.
  • Демонстративные позы. Если женщина ставит перед собой задачу показать свою женственность и беззащитность, то у мужчин подход более прямолинеен. Его козырь — его мужественность и мужское достоинство. Учитывая то, что современный мужчина скован моральными догмами, которые не позволяют ему показать все и сразу, животные приоритеты все же проявляются при виде понравившейся представительницы противоположного пола. Это проявляется в том, что мужчина сидит или стоит с широко расставленными ногами, кладет руки на бедра, вытягивает ноги вперед. Особенно ярким в отношении заинтересованности является закладывание больших пальцев рук за пояс. О том же могут свидетельствовать спрятанные в карманы брюк (куртки, пиджака) руки с торчащими наружу большими пальцами.
  • Взгляд. При виде своего объекта вожделения в глазах мужчины появляется блеск, огонь. Заинтересованный «охотник» смотрит на свою «добычу» особым, мужским взглядом — «раздевающим». Он осматривает ее всю — с ног до головы. Менее открытым, но все же таким же признательным является и взгляд, который задерживается на понравившейся женщине чуть дольше или чаще приличного.
  • Мимика. На появление симпатии в поле зрения реагирует не только тело мужчины, но и его лицо. Оно заметно оживает, становится радостным, добродушным и открытым. Цвет лица меняется в сторону свежести и здоровья, исчезают мешки под глазами. Брови приподнимаются, появляется улыбка, подбородок начинает двигаться вперед-назад.
  • Поведение. Маскулинная основа заставляет представителей сильного пола постоянно соревноваться друг с другом, особенно в отношении женщин. Поэтому они будут стараться выделиться из толпы мнимых или явных конкурентов красивыми жестами, яркими и неординарными поступками.
  • Дистанция. Заинтересованный мужчина совсем не против нарушения границ личного пространства объектом своего интереса. И не упускает возможности нарушить их сам. Поэтому он старается занять место поближе, прикоснуться при разговоре к руке или плечу, приобнять, поцеловать запястье. Более официальный жест — пожать руку. Не говоря уже о таких явных признаках симпатии, как приглашение на танец или предложение покормить «из ложечки».
  • Игры. Разыгравшееся воображение с подсознательными «задатками» заставляют мужчину в присутствии объекта желания машинально теребить в руках или играть с предметами круглой формы, которые напоминают ему приятные округлости женского тела.

Сексуальные жесты унисекс

Есть диапазон поведения, где сексуальные жесты женщин переплетаются с сексуальными жестами мужчин. То есть диапазон жестов, который используется обоими полами.

Универсальные сексуальные жесты:

  1. Прихорашивание. Представители обоих половин человечества при виде объекта интереса начинают поправлять на себе все, что можно поправить — прическу, одежду, аксессуары. Втягиваются животы, выпрямляются спины, меняется походка и плавность движений. Проявляется буквально преображение внешности.
  2. Тактильный контакт. Еще одна общая женско-мужская черта в состоянии заинтересованности — стремление быть ближе к выбранному объекту, прикоснуться к нему.
  3. Взгляд. Игры глазами также присущи обоим участникам увлекательного действа межполовых взаимодействий. Знаками унисекс считаются два варианта взгляда: частое поглядывание на понравившегося представителя противоположного пола или задержка взгляда на нем чудь дольше, чем предписано этикетом.
  4. Позы. И мужчины, и женщины предпочитают инстинктивно направлять в сторону избранника носок ноги, колено или корпус своего тела.
  5. Мимика. Если объект интереса вызывает достаточно сильные эмоции, скрыть их на лице трудно представителям обоих полов. На лице сразу появляется улыбка, а глаза искрятся огоньками желания.
  6. Копирование. Заинтересованные в сближении разнополые личности подсознательно подражают друг другу, повторяя жесты и движения. К примеру, он кладет одну ногу на другую — и она делает то же; он откидывается на стуле — и она повторяет за ним.

Интересно, что все перечисленные выше сигналы могут направляться сразу нескольким объектам. Побеждает тот, который оказывается наиболее «отзывчивым», то есть дает больше ответных сигналов симпатии.

Смотрите видео о сексуальных жестах:

Приведенные в статье сексуальные жесты — обобщенная выборка, среднестатистический перечень. Поэтому оценивайте поведение и жесты других людей с учетом их индивидуальности, обстановки, настроений. Жесты прихорашивания TutKnow.ru

Источник: tutknow.ru

1. Как понять, что мужчина влюблён, по каким жестам? Насколько жесты могут быть искренними?

Есть ряд жестов, по которым можно распознать заинтересованность человека. Наиболее очевидны — жесты прихорашивания, они выдают как мужчин, так и женщин. Мужчина может, например, поправлять волосы, устранять какие-то недочеты в одежде, расправлять плечи. Женщинам свойственно поправлять макияж, чаще смотреться в карманное зеркальце или другие отражающие поверхности. Жесты прихорашивания могут быть выраженными, а могут быть едва уловимыми, когда мужчина, сам того не замечая, бегло проверяет все ли в порядке с одеждой, поправляет галстук, волосы. Но стоит помнить, что одни и те же жесты могут трактоваться по-разному, в зависимости от ситуации, ведь прихорашиваться мы можем и на кануне каких-то ответственных встреч. Поэтому для правильной интерпретации, жесты нужно оценивать в совокупности со словами и контекстом ситуации.

Например, принято считать, что человек настроен скептически или даже враждебно, если сидит, скрестив ноги или руки. Но если это холодный зимний день, то «закрытая» поза может быть простым способом сохранить тепло. Если же человек скрестил руки и откинулся на спинку стула во время беседы, скорее всего ему не очень интересно то что он слышит. Если это происходит во время деловых переговоров — подобный жест будет говорить о скептическом отношении к высказываниям собеседника. Так же и с симпатией: человек может прихорашиваться потому что ему свойственно тревожиться о том, как он выглядит в глазах окружающих, а вовсе не потому что он заинтересовался вами. А недобросовестный человек и вовсе может использовать жесты для того чтобы ввести окружающих в заблуждение, преследуя при этом свои корыстные цели. Примером могут служить многочисленные курсы по соблазнению женщин, в программу которых входит в том числе и освоение языка жестов. Они исходят из того, что, проявляя симпатию мы становимся более интересны своему собеседнику. Отличить такую неискренность помогает интуиция: даже если внешне все выглядит правильно, наше подсознание считывает мельчайшие сигналы несоответствия между внутренним состоянием и внешними проявлениями человека.

Появляется ощущение «как будто что-то не так». Думаю, на это ощущение ориентировался Станиславский, когда говорил актерам «не верю». Более правдиво расскажут о влюблённости не жесты, а физиологические реакции. Под действием гормональных процессов влюбленный человек находится в приподнятом эмоциональном состоянии и стремится как можно больше находиться рядом с объектом влюбленности, ведь именно от этого взаимодействия происходит эмоциональный подъем. Физиологические процессы в период влюбленности сходны с теми, что вызываются наркотическими веществами. Поэтому и влюбленный человек проявляет большую чем обычно зависимость от своего партнера: от его мнения, настроения, присутствия. Через телесные признаки это проявляется как поворот корпуса в сторону объекта своей страсти, уменьшается физическая дистанция между людьми. Пребывание рядом с возлюбленной вызывает общее повышение активности, в зависимости от типа личности — это может проявляться по-разному. Одни стремятся сдерживать эти проявления — и таким людям свойственно смущаться, краснеть, много улыбаться. Другие направляют эту энергию на активную демонстрацию своих преимуществ перед другими и такой человек становится подвижным, динамичным, более разговорчивым.

2. По каким жестам можно понять, что мужчина испытывает к женщине сексуальное влечение?

Нужно помнить, что требуется некоторое время и наблюдательность для того, чтобы научиться толковать жесты. Первое на что стоит обратить внимание – как близко человек находится. Чем интимнее наши отношения с другими людьми, тем ближе разрешается им проникать в наше пространство. Так называемая, интимная зона распространяется на 15 -46 см. В эту зону могут вторгаться только близкие люди – партнер, друзья, родственники. Человек с сексуальными намереньями так же стремится преодолеть дистанцию: близко подходит во время разговора, невзначай касается вашего плеча или руки. Дистанция между двумя целующимися может много рассказать вам о характере взаимоотношений между этими людьми. Любовники крепко прижимаются телами друг к другу и находятся внутри интимной зоны друг друга.

Совершенно другим будет расстояние, если вас целует посторонний человек, или муж лучшей подруги,жесты мужчиныпоздравляющий с Новым годом. В обоих случая нижняя часть тела будет уводиться назад, на расстояние как минимум 15 см, а то и больше от вашего тела. Продвижение в интимную зону свидетельствует об интересе к человеку, а в отношениях мужчины и женщины это еще и способ заигрывания. Сигналом, что заигрывания не принимаются служит увеличение дистанции в ответ на приближение. Если же ухаживания принимаются, человек позволяет «нарушителю» оставаться внутри его интимной зоны. Но как и все другие жесты, сокращение дистанции может иметь двоякое прочтение. Так для восточных культур свойственна меньшая, чем для европейцев физическая дистанция. А в некоторых случая мы приближаемся физически чтобы так сказать грудью защитить свои интересы, поэтому опять же для правильной трактовки учитываем контекст происходящего. Другой жест, который в совокупности признаков говорит о сексуальном влечении — большие пальцы рук, выглядывающие из карманов. Иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации.

Женщины также прибегают к этому жесту. Кроме того, любители этого жеста часто встают на цыпочки, чтобы стать повыше ростом. Еще один из популярных жестов, который показывает сексуальное влечение к девушке — «сексуальная вызывающая поза» (большие пальцы рукзатыкаются за пояс или за прорези карманов). Этот жест очень распространен среди актеров телевизионных вестернов, чтобы показать мужественность любимых героев- гангстеров. Руки служат средством притяжения внимания, акцентируя его в области гениталий. Мужчины используют этот жест, чтобы отметить свою территорию или показать другим мужчинам, что они их не боятся. Когда жест используется в присутствии женщин, он может истолковываться так: «Я мужчина. Я над тобой властвую». Этот жест в сочетании с расширенными зрачками и, если при этом, носок одной ноги направлен в сторону женщины, хорошо понятен многим женщинам. Именно благодаря этому жесту все намерения мужчины становятся явными, т.к. они таким невербальным способом недвусмысленно сообщают женщине о том, что у них на уме. Эти жесты всегда считались чисто мужскими, но, когда женщины стали носить джинсы и брюки, они тоже стали пользоваться этим жестом.

3. Жесты — это ведь ещё не все что выдаёт любящего мужчину, например, как меняется поведение мужчины?

Поведение мужчины, когда он влюблен и стремится к продолжению отношений, так или иначе проявляется в обозначении «территории». Это активно выражается в том, что мужчина жестами или даже вербально показывает, что «это моя девушка/возлюбленная». Такое поведение будет усиливаться при появлении других мужчин, которые могут претендовать на возлюбленную. Если мужчина заинтересован, то он будет каким-то образом обозначать статус отношений, их наличие, чаще обычного применять местоимение «мы». Так же это будет выражаться в построении совместных планов.

4. Стоит ли обращать внимания на жесты?

Люди общаются не только словами, через тело они получают гораздо больше информации. Даже если мы эту информацию не осознаем, она все равно считывается нашим подсознанием. Невербальное, то есть не оформленное в слова, взаимодействие между людьми несет куда больше информации чем вербальное, словесное. Доля невербалики приходится примерно на 80%. Но как мы видим по предыдущим примерам жесты могут трактоваться по-разному, и я бы рекомендовала обращать внимание не столько на сами жесты, сколько на соответствие между жестами и словами. В психологии такое соответствие называется конгруэнтностью.

Наличие конгруэнтности свидетельствует о том, что человек искренен, а без искренности невозможны отношения. С другой стороны, может ли человек быть искренним, если постоянно анализирует поведение и жесты окружающих? Думаю, нет, поскольку человек заинтересован не собеседником, а своими собственными размышлениями. Поэтому лучше не анализировать жесты, а довериться интуиции. Как я уже говорила выше об отсутствии конгруэнтности подскажет чувство «что-то не так». Это чувство не всегда говорит о чем-то отрицательном, о корыстных планах, манипуляциях собеседника. В нашей культуре многих воспитывают таким образом, что мы стараемся не выражать и положительные переживания и идеи.

5. Жесты – это врожденное или приобретенное качество человека?

Не смотря на множество проведенных исследований до сих пор существуют разногласия относительно того, какие жесты считать приобретенными, а какие врожденными. Есть жесты, которым считают врожденными и которые присущи людям независимо от культурных различий. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны — хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да». Похоже, это врожденный жест, так как он также используется глухими и немыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки. Тем самым он очень быстро приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия или отрицательного отношения.

На врожденные и приобретенные в младенчестве жесты в дальнейшем наслаиваются культурные и национальные особенности и улыбка взрослого человека уже может быть не естественной, спонтанной реакцией, а культурно обусловленным явлением. Значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Поэтому для достоверного прочтения жестов нужно учитывать контекст в котором они проявляются.

Источник: avmira.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.