Райгородский д я психология семьи


Отражает ли понятие «любовь» какую-то психологическую реальность или это всего лишь сбалансированный треугольник, состоящий из интимности, сексуальности и ответственности? Или, может быть, прав психоанализ и любовь — это всегда удовлетворение неизбежного желания самоутвердиться, бессознательное повторение непреодоленных конфликтов? Потребность в любви, любовь и брак, любовь и сексуальность, любовь и агрессия, любовь и … . Об этом книга. 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Эрих Фромм

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

1 Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении. Поэтому я хочу сначала поставить некоторые вопросы, касающиеся этих отношений. Если бы я мог побудить своих читателей с помощью этих вопросов к собственным размышлениям, то они, вероятно, исходя из своего опыта, могли бы найти некоторые собственные ответы.


рвый вопрос, который я хотел бы задать: а не содержится ли уже в самой теме ложный вывод? Наверное, следует предположить, что трудности в отношениях между мужчиной и женщиной обусловлены, в сущности, половыми различиями. Но это не так. Отношения между мужчиной и женщиной — между мужчинами и женщинами — это прежде всего отношения между людьми. Все, что есть хорошего в отношениях между одним человеческим существом и другим, следует считать хорошим и в отношениях между мужчиной и женщиной, и все, что плохо в отношениях между людьми, является также плохим в отношениях между мужчиной и женщиной.

Главные недостатки в отношениях между мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или женскими чертами характера, а отношениями между людьми. Я хотел бы еще раз вернуться к этой проблеме, но вначале я охарактеризую тему в целом. В отношениях между мужчинами и женщинами речь идет об отношениях между победившей и побежденной группами. Возможно, в 1949 г. в Соединенных Штатах эта мысль казалась необычной и немного странной, однако если мы хотим понять, как влияет история на взаимоотношения полов сегодня и на то, что они знают друг о друге и чувствуют друг к другу, то мы должны рассматривать историю отношений между мужчинами и женщинами за прошедшие пять тысячелетий. Только тогда мы сможем подойти к вопросу, в чем состоит специфика сущностных различий между мужчинами и женщинами, что является характерным для отношений между мужчинами и женщинами: что является проблемой sui generis, а не проблемой человеческих взаимоотношений.


чнем со второго вопроса и дадим определение отношениям между мужчинами и женщинами как отношениям между победившей и побежденной группами. Я уже говорил раньше, что сегодня в Соединенных Штатах это звучит странно, так как там, особенно в больших городах, что очевидно, женщины не ведут себя как побежденные и не чувствуют себя побежденными. По данному вопросу, кто является сильнейшим полом в настоящей современной культуре, было много дискуссий, и не без оснований. Однако я ни в коем случае не считаю, что проблема решена, даже если и говорят, что женщины Америки добились эмансипации и имеют поэтому одинаковый социальный статус с мужчинами. На мой взгляд, тысячелетняя борьба в отношениях между мужчинами и женщинами еще острее ощущается в нашей современной культуре. Существует несколько убедительных доказательств того, что патриархальное общество, как оно было представлено в Китае и Индии, в Европе и Америке на протяжении прошедших пяти-шести тысячелетий, не является единственной формой, в которой оба пола организовали свою совместную жизнь. Многое свидетельствует о том, что если не везде, то во многих местах патриархальные общества, в которых власть принадлежала мужчинам, уступали место матриархальным. Это выражалось в том, что женщины и матери были опорой семьи и общества. Женщина занимала господствующее положение в общественной и семейной жизни. Еще сегодня в различных конфессиях заметны следы ее господства. Следы старой организации находят также в документе, который нам всем хорошо знаком: в Ветхом Завете.

  • Назад
  • Вперёд

Источник: psychologi.net.ru

Настроение сейчас — психология семьи райгородский

Райгородский д я психология семьи

психология спорта скачать
ответы +по клинической психологии
трансперсональная психология обучение
психология криминальной среды
психология учения
центральная нервная система +в психологии
институт психологии ран опечатан
реферат +по дошкольной психологии
курсовая +по психологии эмоций
психология педагогического взаимодействия скачать
бесплатные библиотеки +по психологии
типология личности +в психологии
пикап гел
работа +в коллективе психология
цитаты +о психике
теоретическая психология
пикап съем +без правил скачать
методологические основы психологии личности
образ человека +в психологии
богомолова социальная психология печати
предмет +и методы психологии
атлас +по психологии скачать бесплатно
picku.


21 урок нлп
спортивный пикап
актуальные темы +по психологии
упражнения нлп
новости +из мира психологии
направления исторической психологии
пикап фокусы
общая психология вайнштейн
психология лжи jar
ниссан 300 пикап
ваз пикап фото
актуальные проблемы современной психологии развития
н +с пряжников психология труда
pickup
мудрик психология +и воспитание скачать
психологія підручник
маркова психология труда учителя
войтасик л психология политической пропаганды
психология окружающей среды
факультет клинической психологии мгмсу
уроки практической психологии
реферат +на тему психоанализ
основы коррекционной педагогики +и психологии
психология +и педагогика радугин скачать
контрольная +по возрастной психологии
психология религии
психология полов
зигмунд фрейд лекции +по психоанализу
психология преступ.

роисшествия
семейная психология практическая
ощущение +в психологии
рабочая программа +по психологии личности
сборник психологических тренингов
предмет истории психологии
взаимосвязь теоретической +и практической психологии
теория психологии народов
задачи +и значение психологии
психология трудовой дисциплины
значение психологии +в жизни человека
тренинги +по психологии +для школьников
психология творчества
клиническая психология карвасарский +б д
основные течения +в психологии
гальперин ждан история психологии
скачать пикап mp4
песня +из фильма пикап
психология жизни книги
психология труда учебник
психология подростков 10 12 лет
книги +по психологии фрейд
программа +по психологии +в школе
психология +как победить страх
азбука нлп
психология шнейдер
психология малых групп межгрупповые отношения
психо.

нко м м
перрон история психоанализа скачать
рефераты +по школьной психологии
тест +на психику
психология следственного эксперимента
основные отрасли современной психологии
нлп ричард бендлер
chevrolet s10 pickup
максименко загальна психологія скачать
психология любви +и близких отношений
термины пикапа
+есть ли психика +у растений
психология ростов +на дону
психологическая сущность программированного обучения
психология обыска реферат
нлп +в коммуникации
связь тела +и психики
курсовая когнитивная психология
место социальной психологии
соотношение понятий психика +и сознание
современные представления +о предмете психологии
психология человека аудио книга
центр прикладной психологии
социальная психология реферат бесплатно
бесплатные психологические тренинги
психология человека скачать учебник
юридическая психология скачать книгу бесплатно

Источник: www.liveinternet.ru


  1. Зацепин А. И. Брак и семья / Зацепин А. И. — 3-34
  2. Джемс М. Корни брака / Джемс М. — 35-64
  3. Дружинин В. Теоретическая типология моделей семьи / Дружинин В. — 65-81
  4. Здравомыслова О. М. Психологические и социально-культурные функции семьи / Здравомыслова О. М. — 82-91
  5. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи / Алешина Ю. Е. — 92-112
  6. Смелзер Н. Семья / Смелзер Н. — 113-152
  7. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990) / Попеное Д. — 153-168
  8. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с 1960 г. до наших дней / Зидер Р. — 169-212
  9. Миронов Б. Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? / Миронов Б. Н. — 213-237
  10. Дружинин В. Семья в советской и постсоветской России и ее соотношение с православной моделью семьи / Дружинин В. — 238-244
  11. Голод С. И. Моногамная семья / Голод С. И. — 245-258
  12. Альперович В. Семья серебряного и золотого возраста / Альперович В. — 259-282
  13. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / Агеев В. С. — 283-293
  14. Алешина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Алешина Ю. Е., Волович А. С. — 294-307
  15. Алешина Ю. Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов / Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. — 308-320

  16. Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов на различных стадиях жизненного цикла семьи / Борисов И. Ю. — 321-323
  17. Смелзер Н. Сексуальные роли в Америке / Смелзер Н. — 324-346
  18. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство / Смелзер Н. — 347-360
  19. Обозов Н. Н. Семейно-брачные и родственные отношения / Обозов Н. Н. — 361-383
  20. Аргайл М. Влияние взаимоотношений на счастье и удовлетворенность / Аргайл М. — 384-400
  21. Антонов А. И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье / Антонов А. И. — 401-419
  22. Кроник А. Событийные группы / Кроник А., Кроник Е. — 420-473
  23. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Калмыкова Е. С. — 474-485
  24. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Гурко Т. А. — 486-492
  25. Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье / Олейник Ю. Н. — 493-504
  26. Кутсар Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье / Кутсар Д. — 505-512
  27. Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности / Волкова А. Н. — 513-520
  28. Обозов Н. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Обозов Н. Н., Обозова А. Н. — 521-527
  29. Левкович В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / Левкович В. П., Зуськова О. Э. — 528-546
  30. Сысенко В. А. Брачно-семейная адаптация, ее характер и содержание / Сысенко В. А. — 547-575
  31. Сысенко В. А. Чувство собственного достоинства и устойчивость брака / Сысенко В. А. — 576-638
  32. Кратохвил С. Основные типы семейных проблем и их решение / Кратохвил С. — 639-720
  33. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака / Тийт Э. — 721-733
  34. Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. — 734-745

Источник: spblib.ru

Предисловие

I. Диагностика психических состояний и свойств личности

• Гиссенский опросник

• Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности Рё настроения

• Методика диагностики темперамента РЇ. Стреляу

• Методика определения психологической характеристики темперамента

• Методика определения типа характера РїРѕ Рљ. Юнгу

• Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бука

• Методика диагностики самооценки Р§. Р”. Спилбергера Рё Р®. Р›. Ханина


• Методика измерения СѓСЂРѕРІРЅСЏ тревожности Тейлора

• Методика диагностики СѓСЂРѕРІРЅСЏ школьной тревожности Филлипса

• Методика диагностики СѓСЂРѕРІРЅСЏ субъективного ощущения одиночества Р”. Рассела Рё Рњ. Фергюсона

• Методика диагностики потребности РІ поисках ощущений Рњ. Цукермана

• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Р—СѓРЅРіРµ

• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Р’. Рђ. Р–РјСѓСЂРѕРІР°

• Тест Люшера

• Тест «Несуществующее животное»

• Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви

• Методика Р“. Айзенка – ЕРQ

• Методика диагностики самооценки психических состояний Р“. Айзенка

• Методика измерения ригидности

• Методика диагностики стрессоустойчивости Рё социальной адаптации Холмса Рё Раге

• Торонтская алекситимическая шкала

• Методика диагностики СѓСЂРѕРІРЅСЏ эмоционального выгорания Р’. Р’. Бойко

• Методика экспресс-диагностики невроза Рљ. Хека Рё РҐ. Хесса

• Методика диагностики показателей Рё форм агрессии Рђ. Басса Рё Рђ. Дарки

• Методика диагностики агрессивности Рђ. Ассингера

• Методика диагностики типа эмоциональной реакции РЅР° воздействие стимулов окружающей среды Р’. Р’. Бойко

• Методика многофакторного исследования личности Р . Кеттелла (в„– = 187)

• Методика многофакторного исследования личности Р . Кеттелла (в„– = 105)

• РћРїСЂРѕСЃРЅРёРє РјРёРЅРё-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня РњРњР I)

• Методика личностного дифференциала

• Методика определений акцентуаций характера Рљ. Леонгарда

• Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты РІ общении Р’. Р’. Бойко

• Методика диагностики СѓСЂРѕРІРЅСЏ субъективного контроля Дж. Роттера

• Методика диагностики коммуникативной установки Р’. Р’. Бойко

• Методика определения «типа личности» Рё «вероятности расстройств» данного типа Дж. Олдхэма Рё Р›. РњРѕСЂСЂРёСЃР°

II. Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

• Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга

• Методика диагностики межличностных отношений Рў. Лири

• Методика Рене Жиля

• Методика PARI E. Шеффер Рё Р . Белла

• Методика диагностики родительского отношения Рђ. РЇ. Варга, Р’. Р’. Столина

• Методика диагностики социально-психологической адаптации Рљ. Роджерса Рё Р . Даймонда

• Методика В«Q-сортировка» Р’. Стефансона

• Методика диагностики предрасположенности личности Рє конфликтному поведению

• Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено

• Методика диагностики СѓСЂРѕРІРЅСЏ эмпатических способностей Р’. Р’. Бойко

III. Психодиагностика профессионального подбора кадров

• Методика диагностики личности СЃ помощью психогеометрического теста РЎ. Деллингер

• Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

• Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. И. Ильина

• Методика определения нервно-психической устойчивости, СЂРёСЃРєР° дезадаптации РІ стрессе «Прогноз»

• Многоуровневый личностный РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРє «Адаптивность» Рђ. Р“. Маклакова Рё РЎ. Р’. Чермянина

• Методика диагностики оценки самоконтроля РІ общении Рњ. Снайдера

• Методика диагностики направленности личности Р‘. Басса

• Методика «дифференциально-диагностический РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєВ» (ДДО) Р•. Рђ. Климова

• Методика «Карта интересов»

• Методика выявления «Коммуникативных Рё организаторских склонностей» (РљРћРЎ-2)

• Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы «человек-машина-знаковая система»

• Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника»

• Методика диагностики «помех» РІ установлении эмоциональных контактов Р’. Р’. Бойко

• Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой

• Методика диагностики «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала»

• Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

• Методика диагностики личности РЅР° мотивацию Рє успеху Рў. Элерса

• Методика диагностики личности РЅР° мотивацию Рє избеганию неудач Рў. Элерса

• Методика диагностики степени готовности Рє СЂРёСЃРєСѓ Шуберта

• Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Р”. Марлоу Рё Р”. Крауна

• Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

• Методика диагностики социально-психологических установок личности РІ мотивационно-потребностной сфере Рћ. Р¤. Потёмкиной

• Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

• Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера

• Методика определения стиля руководства коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева

Источник: psytests.org

http://psymania.info/femil/raigorod/ Райгородский

Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). ХРЕСТО-МАТИЯ. Редактор-составитель — Д. Я. Райгородский. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с.
Расширяющийся круг проблем российской семьи, кризис семьи в России рассматривается в книге с точки зрения психологических функций семьи, в «момент», когда происходит смена традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную.

В этой ситуации в межличностных отношениях выделяются компоненты, обеспечивающие психологическую солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Но все это происходит при адекватной полоролевой дифференциации («роль мужа» — «роль жены»).

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В.И. Зацепин

БРАК И СЕМЬЯ (Молодая семья. Киев. 1991),

ЧТО ТАКОЕ БРАК. КАК И ПОЧЕМУ ОН ВОЗНИК?

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.

Брак—это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т.д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т.д. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом (от лат. promiscuis — смешанный, всеобщий).

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина — каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то есть браком внутри данной общности — «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношений между полами в то время фактически еще не существовало. Это была просто биогенная добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.

Впоследствии, в связи с тем, что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была по существу первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.

Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключения из правил — только в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами — то, что мы называем ныне браком. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века.

Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака — парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда, любой из этих «напарников» мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более — последовательно, «по расписанию» или по мере исчезновения привязанности к данному партнеру, с другими людьми, партнерами или партнершами. В это время все хозяйство, производство вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости по-прежнему оставалось еще в рамках первичного рода. Одно только деторождение, производство потомства вышло за его границы. А работали и жили «супруги» отдельно друг от друга, в рамках своих родов. (По-нынешнему говоря, это были «приходящие» супруги).

Поскольку биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети, рожденные данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина. «Мужья» и «жены» имели раздельное хозяйство, и если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи, то часть эта фактически отрывалась, изымалась им из имущества того рода, к которому принадлежал данный мужчина. Иными словами, создавая более благоприятные условия для женщины и детей чужого рода, он в какой-то мере лишал этих благоприятных условий свой род, и в том числе детей своих сестер. Как видим, уже с самого своего зарождения формирующаяся семья входила в противоречие с более широкой общностью, с родом. В самом конце каменного века, а особенно в бронзовом и железном веках, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара оказывались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, за судьбу потомства все более переходила к мужчине, к отцу. Вместе с ней, естественно, переходила и власть. Таким образом матриархатные отношения постепенно перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (то сеть единобрачная) семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века. С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак (хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору).

Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, подчас целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке — и не только в экономическом и правовом отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина здесь имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же — одновременно с несколькими женщинами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.

Справедливости ради надо бы отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев — и получалась так называемая фратериальная, или братская, семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Известно, что частная собственность по существу есть своеобразное отношение между двумя слоями общества, из которых один является полным, верховным собственником средств производства, а другой или полностью лишен их, или выступает лишь подчиненным собственником. Поэтому одни, представители общества имеют возможность присваивать часть труда других себе. С возникновением частной собственности и распределение стало осуществляться уже не по принадлежности к данному роду, как это было в начале истории человечества, на первых стадиях первобытнообщинного строя, и не по количеству вложенного труда, как это было в конце существования родового строя, а по собственности, то есть в зависимости от того, чем владели члены общества. При этом тот, кто владел большей собственностью, и получал больше независимо от того, сколько труда он вложил в общее дело.

Превратившись в собственника семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и жены, а они — в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью, за счет чьего труда — главы или самих членов данной семьи — жила семья. Он считался кормильцем лишь потому, что являлся собственником средств производства. Положение женщины резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню.

Установление отношений наследования богатства резко поставило проблему биологического отцовства. Мужчина теперь был крайне заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Отсюда появились законы, требующие от женщины сохранять девственность до вступления в брак и хранить верность мужу в браке. Измена супруги стала рассматриваться как тяжкий грех, и за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах и государство становилось на защиту прав мужчины: в частности, еще в середине XIX века во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком до двух лет.

Но в принципе при моногамной форме патриархатного брака в отношениях между полами существовало как бы равенство: и женщина могла иметь только одного мужа, и мужчина мог иметь только одну жену. В действительности, однако, это равенство всегда носило формальный характер. Прежде всего, исходя из принципа «стерпится — слюбится», к голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Кроме того, сразу же после возникновения моногамного брака мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями. Родившиеся от такой связи дети по закону не имели отца, но они считались его собственностью, то есть собственностью владельца рабыни. «Именно существование рабства рядом с моногамией, — писал Ф. Энгельс, — наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины». Кроме того, существовал также и институт гетер, гетеризм (крайней формой его является проституция). Это еще более способствовало нарушению моногамии мужчины.

Правда, справедливости ради нужно сказать, что женщины тоже не оставались в долгу. Ф. Энгельс язвительно заметил, что хотя «мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое».

Что касается трудящихся, и особенно рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Это делало ее экономически более равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархатно-моногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В последнее время такой брак, независимо от социального строя, находит все большее распространение у всего человечества, во всех слоях населения.

В нашей стране принятый в 1918 году декрет «О введении равной оплаты за равный труд для женщин и мужчин» покончил с экономической дискриминацией женщин. Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «О расторжении брака» (1917 год) и другие документы о семье строились на таких принципах, как единобрачие (запрещение браков с лицами, которые уже состоят в браке), равноправие супругов в отношении к имуществу и во взаимоотношениях в семье, обязательность материальной поддержки нетрудоспособных членов семьи и т.д. Современное состояние государственного регулирования семейно-брачных отношений в нашей стране более подробно освещается во втором разделе издания.
СЕМЬЯ: ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Определение, как видим, достаточно простое, и, тем не менее, правильное понимание его трудно встретить даже у высокообразованных людей. Можно иногда прочитать: «Мама + папа + Я = семья». Но так ли это? Давайте подумаем. Отец, мать, ребенок — это лишь составляющие общего целого, которое представляет собой некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, т.е. членов семьи. Она обладает своими, только ей присущими свойствами, особенностями, закономерностями, не характерными ни для одной из составляющих ее величин по отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать чаще всего невозможно, во всяком случае очень сложно, даже если знаешь свойства будущих членов семьи.

Иными словами, семья — это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут таинственным образом исчезнуть, подобно тому, как группа атомов может «исчезнуть» и превратиться в совершенно новую реальность, называемую полупроводником или плазмой, своеобразие которых нельзя извлечь из особенностей составляющих их атомов. Семья — это, прежде всего, и главным образом именно отношения между составляющими ее лицами.

Но ограничиться только этим едва ли можно, потому что, если вдуматься, все, что мы видим, — это отношение, соотношение. Именно оно придает прочность, форму, красоту или безобразие предметам действительности. Именно на него мы обращаем свое внимание, прежде всего, рассматривая тот или иной объект, потому что до того, из чего он состоит, нам дела нет, если мы не специалисты. Нас восхищает киевская София или московский Василий Блаженный, и мы не задумываемся над тем, что это просто сумма камней или кирпичей и связывающего их вещества. Мы видим их форму, то есть закономерность связи различных строительных материалов и элементов. Мы игнорируем то, что одни из них образуют фундамент, другие — стены, третьи — своды, четвертые — башни, звонницы и т.д. Нам важно, что храм, собор — велик, одухотворен, устремлен, что он зовет ввысь, утешает, радует глаз и т.п.

В семье же, особенно своей, мы чаще всего, наоборот, не замечаем, что мы части целого, что наша «функция» — быть в своде или быть в фундаменте. Что наша индивидуальность в данном случае выступает лишь в качестве строительного материала этого нового храма — семьи. Иными словами, мы зачастую не понимаем, что создать семью — это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью — это значит построить отношения любви, взаимопонимания, поддержки.

Вопрос о том, что первично — брак или семья, пока еще дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой, ядром семьи, но окончательного вывода нет ни в теории, ни в обыденной жизни. Каждая перепись населения в нашей стране, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто, по-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три ее признака: 1. Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами. 2. Совместное проживание в одном помещении. 3. Общий семейный бюджет. Как видим, юридическая сторона, юридическое оформление тут не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени надо проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает в себя весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы наиболее объективны, фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака. Если брак фиксируется, прежде всего, государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

Семья, как отмечалось в предыдущем параграфе, начала развиваться вместе с развитием брачных отношений в обществе. При этом менялись ее функции, общественные роли. Вместе с увеличением числа общностей, в которые входил тот или иной человек (молодежные группы, производственные объединения, клубы по интересам и т.д.), семья постепенно уступала часть своих функций другим группам. И в то же время с самого своего возникновения и до наших дней среди всех этих групп она играет особую роль.

Ныне становится все более ясным, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Это не значит, конечно, что все произошло из семьи, как считали некоторые мыслители (Руссо, Кондорсе, Гердер и др.), что общество с его социальными институтами — это всего лишь разросшаяся семья, что и политика, и государство и т.д. получили свое начало в семье. Конечно же, у развития общества свои законы. Но, тем не менее, находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое — и довольно заметное — воздействие на общество. Прежде всего, своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является и своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли и желания людей. Это и отношения между полами (отношения детопроизводства), и экономические отношения между членами семьи в процессе непосредственного производства необходимых им материальных благ (особенно в семьях крестьян и ремесленников). На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда (в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании семьи).

Источник: perviydoc.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.