Вацлавик как стать несчастным без посторонней помощи


Почему же нам бывает так трудно осознать тот факт, что жизнь – это отнюдь не одна из разновидностей игры с нулевой суммой? Почему мы так упорно не хотим понять, что, отказавшись от навязчивой идеи непременно повергнуть в прах партнера, дабы помешать ему одержать над вами верх, мы можем оказаться в выигрыше оба – как один, так и другой? И почему, наконец, те из нас, кому удалось стать классными мастерами игры с нулевой суммой, совершенно не в состоянии даже представить себе, что можно жить в ладу и гармонии с нашим основным, всеобъемлющим и вездесущим партнером – жизнью?

Все это не более чем чисто риторические вопросы, сродни тем, что имел в виду Фридрих Ницше, когда заметил в своей книге «По ту сторону добра и зла», что безумие редко поражает отдельных индивидуумов, зато правит целыми группами, нациями и эпохами. Действительно, с чего это нам, простым смертным, претендовать на то, чтобы быть мудрее политиков, идеологов и далее сверхдержав? Куда бы ты ни шел, не забудь прихватить с собой дубину, или, как говаривал кайзер Вильгельм, «viel Feind, viel Ehr», «чем больше врагов, тем больше почета».


Существует лишь одно простое правило, следуя которому можно положить конец этой затянувшейся игре, причем оно вообще не имеет к подобным играм ни малейшего отношения. Его можно преподносить в различных формулировках, изображать различными символами, но все они в конечном счете приводят нас к таким извечным понятиям, как честность, терпимость и доверие. Без них наши игры грозят затянуться до бесконечности.

Собственно говоря, на чисто умозрительном уровне все мы вроде бы с детства знаем о существовании этого правила. (Известны даже всякие не слишком-то оптимистические поговорки, гласящие, что жизнь приносит нам то, чем мы пожелаем ее наполнить. Например, каков вопрос, таков и ответ; как аукнется, так и откликнется и так далее.) В общем, умом-то мы это понимаем, но, увы, не только разум движет нашими поступками. Есть еще уровень интуитивный, подсознательный – уровень души. И вот здесь-то в справедливость этого правила по-настоящему верят лишь немногие, истинно счастливые люди. Ведь верить в это означает не только осознавать, что мы сами являемся творцами наших собственных несчастий, но и понимать, что с ничуть не меньшим успехом мы можем своими руками сделать себя счастливыми.

Эта скромная книжка начиналась цитатой из Достоевского. Позвольте мне и закончить ее тоже выдержкой из произведения этого писателя. В романе «Бесы» один из самых загадочных персонажей Достоевского сказал следующее:


«Все. Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту».

Так что, как видите, ситуация действительно безвыходная и выход из нее безнадежно прост.

Первое, что сделало это смешное существо – пожалуй, самое смешное из всех существующих на свете, – как только поднялось на задние лапы и схватило передними палку, так сразу же нарекло себя homo sapiens, или человек разумный. А затем сорок тысяч лет (по некоторым данным, даже больше) исключительно тем и занималось, что доказывало абсолютную несостоятельность хвастливого самоназвания.

Как только два таких существа сходились вместе и при этом случайно оказывались противоположного пола, они тут же образовывали так называемую семью и начинали отравлять жизнь друг другу с такой изобретательностью, что становились общим посмешищем, хотя обоим было не до смеха.

Как только таких существ собиралось побольше, они создавали так называемое учреждение, и тут уж взаимоотравление жизни становилось настолько масштабным, что сами же сотрудники обычно именовали свое заведение серпентарием, или, в переводе с латинского, гадюшником.

Наконец, как только существа собирались толпами, они тут же начинали так называемые захватнические войны – занятие наиболее бессмысленное и наименее смешное, потому что после каждой войны оставались лишь горы трупов и никаких других видимых результатов. И даже в этом случае они все-таки ухитрились поставить себя в смешное положение, нагородив такую гору вооружений, что достаточно малейшей неосторожности, чтобы на Земле не осталось ничего живого.


Главное же, неистощимая изобретательность homo sapiens позволила перейти, так сказать, на самообслуживание и начать отравлять жизнь себе самому без посторонней помощи.

Долгое время высокоразвитое искусство подобного самообслуживания оставалось без должного научного осмысления, но вот появился человек, автор настоящей книги, и вознамерился восполнить этот пробел.

Павел Вацлавик – известный ученый-психолог и психиатр, видный специалист по социальной психологии, автор монографий и научно-популярных книг, переведенных на многие языки. Родился в 1921 г. в Австрии, получил образование в Европе, работал в Швейцарии, с 1967 г. живет в США.

Завоевавшая всемирную известность, став бестселлером в США, ФРГ, Англии, Франции, Италии и других странах мира книга П. Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи» – первоначальное название американского издания: «The Situation Is Hopeless, But Not Serious. The Pursuit of Unhappiness» – «Состояние безнадежно, но не серьезно. В погоне за несчастьем» – ближе к научно-популярному жанру. Пародируя очень распространенные на Западе издания типа «Как стать счастливым», «Как построить дом без посторонней помощи» и т.


, автор в остроумной манере, напоминающей популярную у нас книгу «Закон Паркинсона», пишет о вещах весьма серьезных и актуальных. Под видом практических советов тем, кто хочет освоить «технику отравления» собственной жизни и чувствовать себя глубоко, по-настоящему несчастным, описываются реально существующие в каждом из нас психологические «механизмы», повинные в тягостных ощущениях беспричинной неудовлетворенности, наваливающегося несчастья и приводящие порой к неврозам и стрессам. Помочь читателю осознать эти опасные «механизмы», вместе посмеяться над своими собственными «страхами», показать, насколько наше счастье, душевное здоровье зависит от нас самих, – вот цель и смысл настоящей книги.

Автор базируется, понятно, в основном на западноевропейских и североамериканских материалах. Если бы он обратился к примерам из нашей жизни, то книга, наверное, получилась бы убийственно смешной, ибо по части искусства сделать свою жизнь несчастной равных нам в мире не было, нет и, скорее всего, не скоро еще будет. Подобно тому как мы упорно проезжаем на дорожных перекрестках на красный свет, оставляя в буквально-статистическом смысле сто жертв вместо одной, с настойчивостью, достойной лучшего применения, мы движемся на красный свет и на всех мыслимых жизненных перекрестках. Количество жертв тут просто не поддается ни счету, ни описанию. Что мы ни делаем на дорожных перекрестках – и дороги непроезжие, и машины, ползущие со скоростью пешехода, втрое медленнее, чем на Западе, и гаишники на каждом шагу (не говоря уже о пожилых матронах с тяжеленными хозяйственными сумками в руках и с алой повязкой «Народный дружинник» на рукаве), – ничего не помогает. А ведь на жизненных перекрестках человек предоставлен самому себе: нет ни гаишников, ни дружинников – ни души. Выруливай сам, как умеешь. Ну и выруливаем…


Источник: ruread.net

Вацлавик П

Как стать несчастным без посторонней помощи

П.Вацлавик

КАК СТАТЬ НЕСЧАСТНЫМ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

ГЛАВА 1. ГЛАВНОЕ — ВСЕГДА БЫТЬ ВЕРНЫМ СЕБЕ И НИ ЗА ЧТО НЕ СДАВАТЬСЯ

ГЛАВА 2. ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ИГРЫ С ПРОШЛЫМ

ГЛАВА 3. РУССКИЕ И АМЕРИКАНЦЫ

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ С МОЛОТКОМ

ГЛАВА 5. ГОРСТКА БОБОВ

ГЛАВА 6. НАДЕЖНОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВ СЛОНОВ

ГЛАВА 7. оТАК Я И ЗНАЛ…п

ГЛАВА 8. ЛУЧШЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ С НАДЕЖДОЙ, ЧЕМ ДОСТИЧЬ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ

ГЛАВА 9. оЕСЛИ БЫ ТЫ ЛЮБИЛ МЕНЯ, ТО ТЫ ЛЮБИЛ БЫ И ЧЕСНОК…п

ГЛАВА 10. БУДЬ САМИМ СОБОЙ! ВЕДИ СЕБЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО!

ГЛАВА 11. С ЧЕГО ЭТО ВДРУГ КТО-ТО ДОЛЖЕН МЕНЯ ЛЮБИТЬ?

ГЛАВА 12. ЛОВУШКИ АЛЬТРУИЗМА

ГЛАВА 13. OX УЖ ЭТИ ИНОРОДЦЫ!..

ГЛАВА 14. ВСЯ НАША ЖИЗНЬ — ИГРА

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

КАК СТАТЬ НЕСЧАСТНЫМ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ П.Вацлавик — известный ученый-психолог и психиатр, видный специалист по социально-психологическим проблемам человеческой коммуникации, автор монографий и научно-популярных книг, переведенных на многие языки.


Родился в 1921 г. в Австрии, получил образование в Европе, работал в Швейцарии, с 1967 г. живет в США, возглавлял научно-исследовательский институт в Пало Альто, с 1976 г. профессор Станфордского университета.

Автор в легкой, живой, остроумной манере пишет о вещах серьезных и актуальных. Под видом практических советов тем, кто хочет освоить «технику отравления собственной жизни» и чувствовать себя глубоко, по-настоящему несчастным, описываются реально существующие психологические механизмы, приводящие к неврозам и стрессам. Помочь читателю осознать эти опасные механизмы, вместе посмеяться над собственными «страхами», показать, насколько наше счастье и душевное здоровье зависит от нас самих,цель настоящей книги. Написанная известным ученым и основанная на многолетней психотерапевтической практике, книга — при всей легкости и элегантности стиля — повествует о важных психологических проблемах. Книга завоевала всемирную известность, став бестселлером в США, ФРГ, Италии, Франции и др. странах.

Paul Watziawick

THE SITUATION IS HOPELESS,

BUT NOT SERIOUS (THE PURSUIT OF UNHAPPINESS)

W. W. Norton Company New York. London

Была когда-то в самом сердце Европы одна огромная империя. В ней бок о бок соседствовало такое множество совершенно не похожих друг на друга культур, каждая со своими традициями и понятиями, что жители этой империи не могли достигнуть разумного решения даже самой пустяковой проблемы — кому-то обязательно казалось, что это решение противоречит здравому смыслу.


до того дошло дело, что единственным возможным способом существования стало там полное отсутствие здравого смысла, или попросту говоря, абсурд. Жители ее — читатель, вероятно, уже догадался, что речь идет об Австро-Венгерской империи,- приобрели легендарную известность не только своей неспособностью разумным образом решить самую ерундовую проблему, но и умением словно по какому-то недосмотру совершать порой, казалось бы, совершенно невозможное. Ну как иначе объяснить, что Англия, по утверждению остроумцев, проиграла все сражения, кроме решающих, Австрия же потерпела поражение во всех битвах, за исключением самых безнадежных. (Впрочем, чему тут удивляться, если самых почетных военных наград удостаивались те австрийские офицеры, которые умудрялись вырвать победу в безнадежных ситуациях, предпринимая в последний момент неожиданные действия, находившиеся в полном противоречии с первоначальным генеральным планом сражения?)

Некогда огромная империя стала теперь крошечной страной, но абсурд по-прежнему лежит в основе отношения к жизни ее обитателей, в чем автор этих строк отнюдь не составляет исключения. Жизнь для них — болезнь безнадежная, но не такая уж серьезная. Можно ли найти лучших советчиков для тех, кто желает научиться искусству стать несчастным без посторонней помощи?


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

о…Чего же можно ожидать от человека?.. Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, так он вам и тут,- человек-то, и тут,- из одной неблагодарности, из одного пасквиля мерзость сделает. Рискнет даже пряниками и нарочно пожелает самого пагубного вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко всему этому положительному благоразумию примешать свой пагубный фантастический элемент. Именно свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой…п1 Эти слова принадлежат человеку, которого Фридрих Ницше считал величайшим из психологов,- Федору Михайловичу Достоевскому. И все же эту мысль можно свести к банальности, известной еще с незапамятных времен, а именно, что человек весьма плохо приспособлен к тому, чтобы сносить абсолютное блаженство. Пожалуй, давно уже настало время расстаться с бабушкиными сказками насчет того, что, дескать, удача, счастье и удовлетворение — это все, чего следует желать от жизни. Слишком долго нам твердили — а мы наивно верили,- будто погоня за счастьем так или иначе ведет к счастью.

Это утверждение выглядит особенно абсурдно, когда мы обнаруживаем, что не в состоянии даже точно определить, что же, в сущности, означает это самое пресловутое слово осчастьеп.


чем состоит счастье — вот вопрос, который еще с незапамятных времен не перестает волновать умы,- пишет философ Роберт Шпеман в своем эссе о счастливой жизни.- Варрон2, а вслед за ним и Августин3 насчитали ни более ни менее, как двести восемьдесят девять различных точек зрения на счастье. Всякое человеческое существо желает быть счастливымп. И здесь Шпеман приводит мудрый еврейский анекдот о сыне, который сообщает отцу о своем желании жениться на девице по фамилии Кац. Отец возражает, ведь у девицы Кац нет никакого приданого. Сын настаивает, он может быть счастливым только с ней одной. оБыть счастливым? — изрекает отец.- А что ты от этого будешь иметь?п4 Чтобы возбудить у нас подозрения, достаточно хотя бы краткого экскурса в мировую литературу. Всякие ужасы, трагедии, преступления, грехи, безумия, опасности — вот что издавна служило исходным материалом для великих литературных творений. Ведь в своем оАдеп Данте проявил куда больше изобретательности, чем в оРаеп. То же самое можно сказать и о оПотерянном раеп Мильтона5, рядом с которым его оВозвращенный райп выглядит по меньшей мере пресным. Первая часть оФаустап вызывает у нас слезы, вторая — зевоту.

Так что хватит дурачить самих себя всякими красивыми историями. Настала пора честно и прямо поставить вопрос: к чему бы мы все пришли и во что бы превратились, не будь у нас наших несчастий? Они нам просто чертовски, в полном смысле слова чертовски, необходимы.


Не в лучшем положении оказались и наши теплокровные собратья из царства зверей. Вы только посмотрите, к каким катастрофическим последствиям приводит укрытие и содержание этих прекрасных созданий в зоопарках, где им не грозит голод, они надежно защищены от опасностей и болезней, включая даже зубную боль. В результате всех этих забот мы превращаем их в некие звериные подобия человеческих психопатов и неврастеников.

Наш мир уже буквально наводнен бесчисленными руководствами, советами и рецептами, которые на все лады учат нас, как стать счастливыми. Пора бросить спасательный круг и тем обездоленным, кто стремится стать несчастным. До каких пор психологи и психиатры будут ревностно хранить за семью печатями столь необходимые этим людям знания о тех процессах и механизмах, которые приведут их к вожделенному ощущению несчастья?

Следует признать, что на свете существует достаточно много людей, от природы наделенных талантом самостоятельно мастерить свой маленький персональный ад. Но ведь еще больше тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Вот для них-то и предназначается эта книга, в надежде, что она послужит им не только вводным курсом, но и практическим руководством.

Источник: www.litmir.me

Венское остроумие знатока коммуникации

Павел Вацлавик родился в Вене вскоре после того, как Австро-Венгерская империя приказала долго жить, произошло это в 1921 году. Венский блеск остроумия не поугас, юный Павел рос и развивался в интеллектуально насыщенной и мультикультурной атмосфере, предопределившей его дальнейший интерес к психологии.

Ученую степень в области аналитической психологии Вацлавик получил в 1954 году в Институте Карла Юнга (г. Цюрих), после чего некоторое время работал в университете Сальвадора. В 1960 году Вацлавик возглавил Институт исследования психики в Пало-Альто (США). Среди его научных достижений следует отметить внедрение системного подхода в теорию семейных коммуникаций. В частности, Вацлавик разработал пять аксиом общения, обеспечивающих существование семьи как социальной единицы. Также он автор таких книг, как «Прагматика человеческих коммуникаций» [2], «Насколько действительно настоящее» [3] и др., но подлинную славу ему принесли не насыщенные научными терминами исследования, а сборник шуточных «вредных советов».

Хочешь быть несчастным? Будь!

Пародируя образчики массовой научно-популярной литературы, Вацлавик показывает в четырнадцати главах книги основные психологические механизмы, которые отравляют человеку существование. Например, вера в то, что раньше все было лучше, чем сейчас и выбор заведомо недостижимой цели; привычка заранее переживать о всевозможных проблемах и упорное следование неэффективным моделям поведение (в просторечии «наступать на те же грабли») – все, о чем пишет Вацлавик, в той или иной степени присуще каждому человеку.

Конечно, воспоминания о юности — это всегда лишь одна из множества возможностей. В качестве другого примера можно назвать безутешную скорбь о разрыве романтической связи. Ни в коем случае не поддавайтесь доводам разума, не верьте собственным воспоминаниям и оставайтесь глухи к увещеваниям добрых друзей, в один голос твердящих вам, что роман все равно был обречен на неудачу и что время от времени вы и сами уже мечтали, как бы вырваться из этого ада. Не верьте, если вам будут говорить, будто разрыв — это еще не самое страшное и что могло быть гораздо хуже. Наоборот, попытайтесь в сотый раз убедить себя в том, что если бы вам снова удалось начать с начала — но только уже по-серьезному, по-хорошему,- то все бы сложилось самым прекрасным образом. (Совершенно очевидно, что ни малейших шансов на благополучный исход романа нет и не предвидится.) Отметайте все сомнения и руководствуйтесь следующим, в высшей степени логичным, соображением: раз утрата возлюбленной вызывает у вас такие адские муки, то каким же райским блаженством было бы обрести ее вновь! [1, с.16]

Продолжайте «накручивать» себя, настойчиво отказывайтесь от всяческих конструктивных изменений, ищите врагов, выдавайте самосбывающиеся пророчества – и тогда боль, обида и разочарование никогда не уйдут из вашей жизни, уверяет Вацлавик. Отдельно следует отметить блестящий анализ, который провел автор относительно провальных коммуникативных техник. А для тех, кто еще недостаточно в них преуспел, предусмотрены шуточные упражнения.

Упражнение 1

Попросите партнера оказать вам какую-нибудь услугу. Как только он направится исполнять вашу просьбу, тут же, не давая опомниться, обратитесь к нему с новым поручением. Поскольку партнер сможет выполнить обе ваши просьбы только поочередно, а никак не одновременно, победа вам практически обеспечена. Если он предпочтет сперва довести до конца первое дело, то вы сможете упрекнуть его в невнимании к вашей второй просьбе, и наоборот. В том же случае, если партнеру вздумается рассердиться, не упустите возможности кротко и грустно заметить, что в последнее время он почему-то стал очень раздражительным. [1, с.41]

Вацлавик не только описывает основные психологические ловушки, но и объясняет, каким образом они появляются в сознании человека. Важную роль здесь также играют модели и сценарии поведения, которые буквально навязывает человеку современная культура (причем не только массовая) и национальные традиции. К примеру, патологические отношения между партнерами, в которых один играет роль вечной жертвы, а другой – вечного спасателя, увековечены во многих шедеврах всех культур и эпох.

Если обратиться к литературным примерам, то сразу же приходят в голову бесчисленные романы и либретто XVIII и XIX веков, повествующие о юном аристократе, который посвящает свою жизнь спасению распутной, одержимой порочными страстями — но, как оказывается, в глубине души совершенно невинной, обворожительной и наделенной всевозможными достоинствами — женщины легкого поведения. Более современный и близкий нам пример представляет собой некая особа женского пола — как правило, умная, интеллигентная, вполне респектабельная и склонная к самопожертвованию,- одержимая роковой манией нежной силою своей любви спасти и вернуть к нормальной жизни какого-нибудь алкоголика, любителя азартных игр или преступника и вплоть до самого печального финала упрямо продолжает в том же духе: в ответ на ничуть не меняющееся поведение избранника она с не меньшим постоянством одаривает его все новыми и новыми порциями преданности и готовности прийти на помощь. [1, с.50]

Может показаться, что Вацлавик слишком саркастичен в своем повествовании, но на самом деле это не так. В действительности же, сильные сторонами его книги являются здоровый юмор и гуманистический подход. Автор не просто верит в то, что человек создан для счастья, а он глубоко убежден, что счастье и несчастье человека в конечном счете зависят только от него самого. Прочитайте «Как стать несчастным без посторонней помощи» – и вы поймете, что это действительно правда.

Литература:
  • 1. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи; пер. с англ. О.В. Захаровой. — М.: ПРОГРЕСС, 1990. — 96
  • 2. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций/ П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон; пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000. — 320 с. (Серия «Психология. XX век»).
  • 3. Watzlawick, P. How real is real? : Confusion, disinformation, communication. — New York : Random House, 1976. — 266 p.

Автор: Жанна Ивченко, Психолог

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Источник: PsychoSearch.ru

Небольшое эссе психологического толка… )) В сущности, брошюра. Но жаловаться не приходится — оно и издано, как брошюра. А мне вообще досталось в подарок от лабиринта, так что… )))

В общем, автор рассуждает об общем настрое, о моделях поведения, которые ведут ко всяким нехорошим и неполезным последствиям. Использует, так сказать, прием — «доказательство от противного». То есть, получается так: автор намекает: хочешь быть несчастным и иметь кучу проблем — поступай вот так и вот этак. Ну и примеры… которые он тут именует упражнениями. Просто и доходчиво.

Тут говорится и касательно одного человека, человека самого по себе, и об отношениях в паре, к примеру. Касательно последних, изложенное автором можно, наверно, свести к одному — если кто хочет испортить отношения, он их испортит. Это легко и просто. Ну а вот добиться противоположного результата — это тяжелый и беспрестанный труд…

Лично мне особенно понравился один момент — ну, я давно об этом размышляю… )) В частности, автор говорит, что прямой путь к несчастьям — это настойчивое копание в прошлом. Это, по автору, нездорово, и не имеет вообще никакого положительного смысла. Вот, думаю я! это же идет в противоречие с основным — вроде бы, если судить по книгам и кино/сериалам — принципом, продвигаемом в западном обществе. Ну, вот это самое — чуть что, бежать к психоаналитику и совместно изучать в микроскоп свои прошлые болезненные опыты и полученные травмы. Типа что — на тебя в детсадовском возрасте папа один раз накричал, а сейчас у тебя вообще ничего не получается в жизни, вот он корень зла! Не говоря уж о каких-нибудь еще более тяжелых и кошмарных случаях. По автору получается наоборот — лучше постараться не концентрироваться на этом и заняться чем-нибудь конструктивным! Я тоже так считаю! Все эти их психоаналитики (и вообще психологи ))) ) были мне всегда подозрительны. )) С другой стороны — а кто сказал, что именно это и не является главной целью? насильственно удерживать как можно больший процент населения в состоянии бессмысленного невроза… ???

Но это же, мне кажется, применимо и в более обширном плане! Имею в виду общество, социумы… или как там. Вот у нас, например, вот уже тридцать лет долдонят только об одном — посмотрите, в какой отвратной и мерзкой стране мы жили и живем, какое тут всегда было отвратное и мерзкое общество, и все его традиции и законы тоже, и население тут всегда было исключительно отвратное и мерзкое… Ну, на этом ничего доброго не построишь… ((

«Когда-то в самом центре Европы существовала великая империя. Она состояла из такого множества сильно отличающихся культур, что невозможно было найти какого-либо разумного решения любой проблемы, и следование абсурду стало единственно возможным образом жизни.»
***
«… Будучи вынужден выбирать между тем, как устроен мир, и тем, как, по его мнению, мир должен быть устроен, он неизменно выбирает последний вариант, с негодованием отвергая первый.»
***
«Говорят, время лучший лекарь. Возможно, это и так, но пугаться не стоит, ибо любому человеку вполне по силам оградить себя от целительного воздействия времени и обратить прошлое в надежный источник несчастья.»
***
«Дополнительным преимуществом глубокого погружения в прошлое является то, что оно оставляет не слишком много времени на противостояние настоящему. Только за счет сосредоточения внимания субъекта на прошлом можно избежать тех случайных, непроизвольных перемен в его взглядах на 90, а то и на все 180 градусов, чреватых открытием того факта, что настоящее предоставляет потенциал не только для большого несчастья, но и для не-несчастья тоже, не говоря уже о каких-то совершенно новых возможностях.»
***
«Все привнесенное в меня Богом, миром, судьбой, природой, хромосомами и гормонами, обществом, родителями, родственниками, полицией, учителями, врачами, начальниками и особенно моими приятелями так достойно сожаления, что даже простой намек на то, будто в моей власти как-то облегчить мою участь, добавляет к полученным травмам еще и обиду.»
***
«Подумаем, что может произойти, если так называемый душевнобольной недвусмысленно потребует, чтобы ему объяснили, в чем состоит его мнимое безумие. Один лишь этот вопрос может быть истолкован как еще одно подтверждение его ненормальности: «Не будь у вас расстройства, вы знали бы, о чем идет речь.»
***
«Полезным и эффективным средством осложнения взаимоотношений с партнером будет предложить ему на выбор две возможности. Как только он выберет одну из них, его можно упрекнуть в том, что он не выбрал другую.»
***
«Что обычно не замечают игроки, застряв на идее, что выигрыш заключается в том, чтобы не проигрывать, — это того, что главным оппонентом для всех является жизнь и все, что она может предложить кроме побед и поражений.»

Источник: www.livelib.ru

Перебирала шкаф и нашла там книгу Павла Вацлавика "Как стать несчастным без посторонней помощи"
Я уже и забыла какая она потрясающая. Очень #рекомендую

Вацлавик — известный ученый-психолог Рё психиатр, видный специалист РїРѕ социально-психологическим проблемам человеческой коммуникации. 
Р’ РєРЅРёРіРµ РїРѕРґ РІРёРґРѕРј практических советов тем, кто хочет освоить «С‚ехнику отравления собственной жизни» Рё чувствовать себя глубоко, РїРѕ-настоящему несчастным, описываются реально существующие психологические механизмы, приводящие Рє неврозам Рё стрессам.
 
Вот несколько упражнений:
 

Упражнение 1

Попросите партнера оказать вам какую-нибудь услугу. Как только он направится исполнять вашу просьбу, тут же, не давая опомниться, обратитесь к нему с новым поручением. Поскольку партнер сможет выполнить обе ваши просьбы только поочередно, а никак не одновременно, победа вам практически обеспечена. Если он предпочтет сперва довести до конца первое дело, то вы сможете упрекнуть его в невнимании к вашей второй просьбе, и наоборот. В том же случае, если партнеру вздумается рассердиться, не упустите возможности кротко и грустно заметить, что в последнее время он почему-то стал очень раздражительным.

Упражнение 2

Скажите или сделайте что-РЅРёР±СѓРґСЊ такое, что партнер может СЃ равным основанием воспринять как РІ шутку, так Рё всерьез. Теперь, РІ зависимости РѕС‚ реакции партнера, РІС‹ сможете обвинить его либо РІ стремлении превращать РІ шутку серьезные вещи, либо РІ полном отсутствии чувства СЋРјРѕСЂР°. 

Источник: www.b17.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.