Роман признаки


Что такое роман и повесть

Романом называют довольно крупное художественное прозаическое произведение. Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.

Повесть – это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.


Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

Чем отличается роман от повести: выводы

Подведем итоги:

  • Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования.

  • Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах.
  • В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями.
  • Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести — в очень ограниченном.
  • Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них.
  • Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Романы и повести: примеры

Перечислим произведения, которые являются примерами повестей:

  • «Повести Белкина» (Пушкин);
  • «Вешние воды» (Тургенев);
  • «Бедная Лиза» (Карамзин).

Среди романов можно назвать следующие:

  • «Дворянское гнездо» (Тургенев);
  • «Идиот» (Достоевский);
  • «Анна Каренина» (Л. Толстой).

Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.

Источник: FB.ru

Возникновение рыцарского романа

Становление жанра рыцарского романа происходило в последней трети 12 века в Германии. В рыцарском романе в основном встречаются те же интересы и чувства, которые были присущи рыцарской лирике. В первую очередь это тема любви, осознаваемая в более или менее возвышенном смысле. Еще одним элементом рыцарского романа является фантастика в двойственном понимании этого слова:


  • Как все исключительное, необычное, приподнимающее героя над обыденностью бытия;
  • Нечто сверхъестественное.

Обе эти формы, как правило, тесно связанные с любовной темой, покрываются понятием авантюр или приключений, случающихся с рыцарями. Рыцари совершают свои подвиги не ради национального, общего дела, как герои эпических поэм, не во имя интересов или чести рода, а во имя своей личной славы.

Рыцарский роман по своей технике и стилю имеет существенные отличия от героического эпоса. В нем видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания героя, живые диалоги, подробное описание обстановки действия, изображение внешности персонажей.

Первыми опытами этого жанра стали обработки некоторых произведений литературы античности. Средневековые рассказчики в них могли найти как любовные истории, так и невероятные приключения, которые отчасти перекликались с рыцарским идеями. В обработках мифология тщательно изгонялась, однако легендарные сказания о героических подвигах воспроизводились полностью. Еще одним не менее благодарным материалом для рыцарского романа были кельтские народные сказания. Эти сказания как продукт поэзии родового строя были насыщены фантастикой и эротикой.

Признаки рыцарского романа

Для рыцарского романа свойственны основные признаки романного жанра:


  • Картина мира – романная, а не эпическая;
  • В центре внимания произведения находятся семейные отношения, частная жизнь, любовь, дружба;
  • Рыцарский роман – любовно-авантюрный;
  • Вассальские отношения здесь мыслятся как дело личного выбора героя;
  • Концепция человека как личности, которая живет согласно своим интересам. Подчеркивается важность и законность интересов.

Для рыцарского романа характерно стремление показать жизнь в ее динамике, движении. Важная роль здесь принадлежит сюжету, где много фантастического и неожиданного. Нередко образы романтических героев эволюционируют. Герои рыцарского романа самостоятельно преодолевают сложности, решают важные вопросы, при этом руководствуясь личным опытом и чувствами.

Верность рассматривается как дисциплинированное исполнение своих обязанностей в сословной пирамиде. Здесь от вассала требуется преданность своему сюзерену, послушание, а сюзерен своей щедростью призван обеспечить своим вассалам достойный их сословию образ жизни.

Рыцарь должен любит искусство, иметь способность заниматься им, знать иностранные языки и соблюдать определенные правила поведения в обыденной жизни. рыцарь обязан следовать соблюдению норм, в любой ситуации сохранять самообладание и чувство гордости и собственного достоинства.


Большинство произведений перегружены описаниями сокровищ, великолепно сделанного вооружения, сбруи, одежды. Это было доказательством того, что дворянство вело образ жизни, достойный его положению в обществе. Такой образ жизни предполагал радость от обладания земными богатствами и восхищение красотой человека. Рыцарь здесь – красивый человек, внешность, образ жизни и одежда которого отделяют его от угнетенных, которые в своем большинстве выглядят как отталкивающие, безобразные внешне и сомнительные в нравственном плане персонажи.

Исторической основой этого являются крестовые походы, когда западное рыцарство для себя открыло феодальную знать Востока. Чрезвычайно высокоразвитая арабская культура у рыцарей вызывала зависть и порождала стремление обладать чем-то подобным. Такое стремление связывалось с исполненным уважения признанием мужественности и храбрости противника, его воинского мастерства. Был понят монотеистический характер ислама как высокоразвитой и родственной христианству религии. Отчетливо стала ясна ошибочность представлений церковных догматов, в которых магометане изображались коварными, мерзкими, порочными язычниками. Но в первую очередь западный рыцарь смог ощутить себя частью интернациональной рыцарской общности. Из такого чувства солидарности с восточными рыцарями сформировался образ так называемого «благородного язычника», являющегося равноправным представителем того же сословия.


На немецкую идею рыцарства свой отпечаток наложило соприкосновение с французской дворянской культурой. Отсюда возникла идея куртуазной любви. Во Франции за благородной дамой закреплялись определенного рода привилегии – право жаловать земли в свободное владение и возможность личного наследования. Понимание любви как служения благородной даме возникло из эмоционально окрашенного отношения вассала к супруге своего сюзерена. В куртуазной любовной поэзии и служении даме воедино связывалась стихийно-природная эротика и воспитание культуры чувств. Проявлялось стремление к выработке образца рыцарского поведения соответственно с главными принципами феодальной идеологии.

В рыцарском романе благородная дама, супруга сюзерена, является хранительнице культурных ценностей и воспитательницей рыцаря. Он, служа даме, исполняя ее волю в области культурных запросов, совершенствуется, становится образцом привилегированного сословия.

Эротические притязания рыцаря и брак в рамках служения благородной даме являются неразрешимыми противоречиями. Поэтому тематика миннезанга в этом случае ограничивается восхвалением дамы, а также выражением печали и тоски из-за невозможности добиться столь желаемого вознаграждения.

Источник: spravochnick.ru

Текст научной статьи


В жанровой специфике современного романа XXI века намечены некоторые основные противоречия, отличающее его от данной жанровой разновидности прошлых эпох, но в тоже время позволяющие убедительно доказать, что роман как жанр обладает своими типологическими классификационными признаками. Как справедливо отмечает исследователь Г.К. Косиков в статье «К теории романа»: «Усилия современных исследователей не в последнюю очередь направлены на то, чтобы выявить внутреннее единство романа на всех этапах его существования. Трудность заключается в выделении критериев такого единства, предполагающих определенное представление о характере развития этого жанра и о фазисах его исторической эволюции»[5, 52-53]. Исследователь Н.Л. Лейдерман полагал., что «…все ответы о специфике романа как жанровой формы кроются в структурном принципе этой самой сложной, самой гибкой, но все же имеющей свои границы и обретающей в результате творческого акта свою устойчивость, свою статику жанровой формы» [7, 140]. На наш взгляд, достаточно разграничить типологические признаки романа, которые были ему присуще на протяжении всех эпох существования жанра и структурные, которые изменялись под влиянием литературных и экслитературных причин, чтобы выделить закономерности жанра и спрогнозировать его дальнейшее развитие. С этой целью обратимся к разнообразным подходам в исследовании жанра романа. Их можно в целом свести к следующим (классификация Л.Н. Лейдермана): 1.


ксометрический подход к жанру, сводится к тому, что он должен быть «единицей классификации»; 2. Релятивиский подход, по которому в основе жанра его постоянная изменчивость, а значит и его неуловимость; 3. Структурно-семантический подход, который определяет любой жанр как «речевое действие»; 4. Генетический подход, ориентирован на установление семантики жанровых форм, через мифологическую концепцию и концепцию «памяти жанра». Постараемся объединить различные концепции и выделить ядро жанра романа, которое смогло бы удовлетворить и примерить существующие теории и помочь в дальнейших исследованиях данного жанра. С этой целью определим типологические и структурные черты данного жанра. Типологические черты романа — свойственны романам различных временных эпох Бахтин М.М. в своих исследованиях настаивает на том, что жанр есть «сложная система средств и способов понимающего овладения и завершения действительности», а если говорить о жанре романа, то исследователь указывает на «вместимость» или «невместимость» [10, 181-185] определенной концепции действительности. Исходя из этого, можно справедливо утверждать, что начиная с работ М.М. Бахтина, одним из типологических признаков романа следует считать особенность изображения и представления действительности. То есть предметом изображения романа и его типологическим ядром является современная писателю действительность, которая заключена в конкретной авторской идее — второй типологический признак жанра . Данная идея, в свою очередь, преломляется в определенную «модель мира» — третий типологический признак романа.

этой модели «все сущее обретает свою цель и свой порядок, сливается в завершенную картину бытия, совершающегося в соответствии с неким общим законом мира» [7, 18]. В пользу первого типологического признака, выделенного нами, говорят и исследования И.А. Виноградова, который в отношении жанра романа отмечал, что ему свойственна «… большая концепция, охватывающая связи объективного мира» [2, 293]. По мнению М.М. Бахтина, основным предметом романа является «незавершенная, становящаяся действительность» [1, 445]. Следовательно, начиная с работ М.М. Бахтина, исследователи одним из типологических элементов жанра романа считают особенности отражения в нем « концепций действительности», то есть если малые жанры только фиксировали закономерности современных реалий автору, то роман аккумулировал основные тенденции жизни в завершенные художественные миры. Исследователи разных лет неоднократно отмечали в своих работах, что роман как жанр акцентирует внимание на «связях между гранями и процессами жизни, он ищет «всеобщую связь явлений». В работе М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» четко отмечается «предмет романа — незавершенная, становящаяся действительность, источник романа — современность, её познание, стремление предсказать будущее, мир романа не замкнут, он раскрывается в становлении как в процессе, человек в романе незавершен, он или больше своей судьбы, или меньше своей человечности» [1, 455] Ученый Скобелев В.П.

ной из особенностей данного жанра считает «стремление выявить закономерности непосредственно наблюдаемой «неготовой действительности» как некого универсума, как всеобщей действительности». Данная действительность, по мнению В.П. Скобелева, «несет в себе высокий идеал ориентированный на будущее» [15, 4]. Как утверждает в своих исследованиях Н.С. Лейтес, в романе «предметом художественного познания является не человек сам по себе, не общество как таковое — это всегда отношения между человеком и миром» [8, 9], именно они, на наш взгляд, и составляют романную действительность. В подтверждение тому, что основным предметом изображения в романе является «становящаяся действительность» в многообразии форм своего проявления, а не конкретная концепция личности и специфика её воплощения, говорит следующий факт. В начале XIX веке человек ощущает свою «самость», в конце XIX века переходит к чувству личности, чтобы в XXI предстать перед читателем полностью обезличенным. Авторов на протяжении всех эпох волнуют в целом жизненные процессы, а не их конкретное преломление. Пушкина, Лермонтова, Тургенева интересовали вовсе не судьбы их героев, а процесс появления «лишних людей» в современном обществе, писатели XXI века в познании действительности идут дальше, выводя её на первый план, полностью типизируя и обезличивая человека. Выделение в качестве основного предмета изображения в романе «концепции личности» приводит в литературоведении к теории Н.А. Вердеревской, которая выделяет «четыре вариации романа: роман линейно-биографических судеб, роман кульминаций личности, роман саморазвития личности и жильблазовского типа. Основание служит изображение личности в её взаимоотношении со средой и связанный с этим характер детерминизма, то есть степень зависимости личности от среды и вытекающая отсюда структура образа» [4, 18]. Однако данная концепция романа не объясняет появление документального, социологического романа, романа non-fiction, созерцания, романа-антиутопии, а ведь это все разновидности данной жанровой категории. Как быть с ними? Поэтому все-таки справедливее будет рассматривать в качестве предмета изображения- действительность современную автору, а в качестве объекта — преломление её в концепции личности. Наше суждение находит свое подтверждение в исследованиях немецкого ученого Lukacs G., который отмечает герой в романе «… лишь инструмент, центральное положение которого основано на его пригодности для раскрытия определенной концепции действительности» [16, 82]. Если анализировать существующие романные формы на современном этапе и сравнивать их с предшествующими, то взаимоотношение предмета изображения (действительность) и объекта изображения (личность) в романе можно представить следующим образом: Таблица 1 Романы XVIII века Романы XIX века Романы XX века Романы XXI века Предмет изображение — отдельная судьба, рок, объект изображения — человек, его биография, история его жизни Предмет изображения — социальная действительность её отрицательные и положительные черты, объект изображения- внутренний мир человека, его психологические и социальные переживания Предмет изображения- преобразование действительности согласно определенной доктрине, объект изображения — «человек творящий» Предмет изображения — идея преобразования действительности, объект изображения — обезличенный человек, примеряющий теорию преобразования на себя Акцент сделан на то, что может пережить человек, с чем справиться Акцент сделан на борьбе личностного, индивидуального сознания и общественного устройства Акцент сделан на социалистических плюсах и минусах и роли человека в них Акцент сделан на новой концепции действительности и её воплощении в отдельной судьбе Культивируются: нравственные ценности, нравственные поступки, личные страдания Культивируются: внутренне богатый мир, разносторонняя личность, конфликт между личностным и общественным Культивируются: человеческие возможности и способность все преобразовать Культивируются: теоретические принципы и теории по преобразованию современности Следовательно, концепция личности в романе не является единственной ведущей стороной жанра, а вот изображаемая действительность и её особенности всегда в центре внимания романиста, поэтому действительность — это вечный предмет изображения романа, а объектом становится либо сам человек, его теории, либо законы и факты реальной автору действительности. Отсюда можно заключить, что концепция представления действительности составляет тот необходимый типологический признак, влияющий на вариации в формах романа и на его жизнеспособность и адаптивность к современности. Исходя из существующих романных форм на сегодняшний день, данный жанр, в зависимости от того с позиции какой науки рассматривает объективную реальность, пополняется новыми разновидностями. Именно благодаря этому свойству жанра: представлять переосмысленную автором действительность с позиции той или иной науки, близкой мировоззрению писателя, приводит к тому, что «каждый раз роман оказывается чем-то новым, не копирующим уже известные разновидности» [7, 141]. Так, например, если в центре внимания онтологические вопросы современной автору действительности, то перед нами философский роман. Психологический, социальный, социологический подход к анализу реалий повседневной автору жизни пополняет данный жанр соответствующими разновидностями. Писатель может во главу угла при анализе действительности ставить нравы и убеждения отдельных групп людей или лиц, что составляет предмет изображения этологического романа. В XXI веке повсеместное стремление к информации определяет то, что при исследовании действительности в романах авторы обращаются к фактам, документам, в результате на литературную арену «выходят» «документальные романы» и романы в жанре «non-fiction». Как отмечает исследовательница Г.М. Рембель: «… в конце XX- начале XXI века разные потоки опять сливаются в единый, и художество оказывается необходимым мотором, не только движущим текст, но и отвечающим на потребность осмысления самой действительности» [13, 34]. Исходя из вышесказанного, действительность современная автору — это необходимый предмет художественного познания романа, преломление его сквозь призму близкой авторскому миросозерцанию науки — оформляет ту необходимую разновидность жанра, а воплощение исследуемой действительности в конкретном человеке или собирательном образе — это объект нашего эстетического восприятия для осознания как авторской действительности, так и разновидности жанра. По мнению исследователя М. Полякова, « с точки зрения семантической поэтики литературное произведение представляет своеобразное отражение и оценку действительности», поэтому жанр романа «как социальное явление …. функционирует на двух уровнях — как высказывание о действительности и как образ самой действительности» [12, 5]. Причем роман отличает от других жанров (эпопеи, рассказа, повести) именно специфика представления образа действительности, которую можно проследить, по мнению Н.Т. Рымарь, только в том случае, если мы будем рассматривать роман «… в системе прочих эпических жанров…» [14, 16]. Наглядно это можно представить в следующей таблице. Таблица 2 Специфика представления образа действительности в романе и других жанровых формах Эпопея Рассказ Повесть Новелла Роман Представляет «идеальную действительность». Ту норму организации реальности, которая должна быть, а если что-то идет не так и общество отклоняется от нормы, всегда есть то зло, которое напоминает о законах действительности и её нормах и герой, возвращающий миру, через испытания и лишения, прежнюю гармонию. Данное представление действительности близко к фольклорному и мифологическому мировосприятию Представляют действительность с точки зрения значительных и актуальных проблем современности, но уже, получивших в обществе соответствующие разрешение. РАЗЛИЧИЕ Действительность в рассказе полностью воссоздается автором, а из реальности берутся только значимые проблемы Действительность в повести основывается на реальных судьбах, событиях, биографиях Действительность в новелле основывается на реальных общественных событиях, преломленных в личных судьбах Примеры Рассказы М. Зощенко, вымышленные ситуации но значимые и актуальные вопросы для России того периода: квартирный вопрос, подхалимства, краж, ханжества. Автор высмеивает данные проблемы, но уже исходя из тех норм и правил борьбы с этими явлениями, которые выработало само общество того времени Повесть М. Шолохова «Судьба человека» представляет подобную тысячам других судеб в после военные годы жизнь человека, который потерял многое в годы войны и глубоко одинок, но общество уже выработало варианты разрешения этого послевоенного одиночества и по одному из них и поступает герой, приютив мальчика Ваню. Боккаччо «Декамерон» рамочная композиция соединяет все отдельные судьбы в общую историю, которая стала возможна под влиянием сложившихся условий исторической действительности (в городе свирепствует чума), герои, находят выход из сложившейся ситуации, выработав собственную программу спасения Вот почему в послевоенное время роман теряет свои главенствующие позиции, обществу, выработавшему свои варианты решения проблем, необходимы адекватные жанры — жанры способные популизировать предложенные варианты разрешения социально-значимых проблем, а это рассказ и повесть, новелла, именно в этот период говорят о «смерти романа», но как окажется напрасно Представляет действительность, разрываемую новыми теориями, мировоззрениями законами, нормами, типами людей, типами сознания, к которым общество, современное автору, ещё не готово, так как не знает, к чему эти новшества приведут. Задача автора спрогнозировать и описать возможный вариант развития действительности, исходя из новых веяний. Вот почему «смерть» романа не возможна, так как данный жанр не только имеет дело с «неготовой становящейся действительностью», но и со всем новым, пугающим общество, так как у него нет ответа на данные проблемы. Очертим их примерный круг, начиная с XIX века до настоящего времени: проблема «лишних людей», возрастающего влияния теорий «сверхчеловека», «нигилизма», развития пассивного существования гомофлорусов, гомососов, постлюдей, проблема появления загадочной Кыси в нашем сознании, стремления к «сначальной жизни», «оранжевому небу». Роман — это жанр переходных эпох, когда старые ценности уходят, а новые окончательно не закрепились Следовательно, как справедливо отмечает в своей работе Н.Т. Рымарь, «…среди эпических жанров в большей мере… материалом романа является проза обыденной жизни, современная социальная действительность, обладающая громадным многообразием индивидуальных форм»[14, 20]. Однако, встает вопрос, если роман фокусирует внимание на так называемых не разрешимых в отдельную историческую эпоху проблемах человечества, то как тогда быть с этологическими и производственными романами, которые выявляют анти — норму и борются с ней, тем самым снимая противоречие. Обратимся к исследованию М. Полякова «Вопросы поэтики и художественной семантики», в котором он выделяет три категории художественной реальности: «категория «видения» выражает определенную точку зрения писателя в его подходе к материалу действительности … категория «образ мира» связана с пространственно-временной характеристикой вымышленного мира произведения. Обе они в процессе создания произведения объединяются в концепцию мира»[12, 23]. Однако, материалом для «видения» может быть совершенно различный материал, это зависит от авторского миросозерцания, в результате «образ мира», по мнению М. Полякова «может дорастать до «концепции мира», а может быть её частичной реализацией» [12, 23]. Следовательно, каждое произведение художественной литературы, с одной стороны, «охватывает определенное явление действительности», а с другой, « выражает отношение к ней писателя» [12, 17]. Именно эти реляционные связи художественного произведения и действительности создают авторский образ мира, а значит та или иная концепция действительности организует в романе писательское видение мира, а оно формируется под влиянием господствующей в данный период времени формы познания. Если до XXI века существовало две распространенные формы познания мира: чувственное и рационалистическое, отсюда появление либо психологических, сентиментальных романов, либо реалистических, просветительских, то в XXI веке в художественной форме романа они не только соединились, но и пополнились прогностической формой познания. Исследователь А.А. Никитин по данному поводу писал: « в XXI веке наметился новый модус мышления, происходит смена культуры чувственного типа на культуру идеационального типа, то есть если чувственная культура опиралась на естественные науки, формы понятийного знания, то в культуре идеационального типа все видимые проявления бытия предстают лишь знаками невидимого мира» [11]. Это стало необходимостью для данной жанровой формы, так как одной из типологических черт жанра нужно считать представление автором «завершенной модели мира». Н.Л. Лейдерман отмечал по данному поводу, что «… форма познания (господствующая в тот или иной период) становится ступенью в развитии современного художественного сознания, а авторские эксперименты выливаются в новое осмысление жанра» [7, 128]. Однако, существенной особенностью представления действительности в романе, по сравнению с другими жанровыми формами, является то, что под каким бы углом зрения данная концепция не была рассмотрена, она не фрагментарна, она обладает обязательной «смысловой законченностью». То есть формирует некую модель мира, и даже если современная действительность пока не дает ответа на концептуально значимый для автора вопрос, он разрешает его сам, подводя читателя к ответу: либо через личный вывод, либо с помощью открытого финала, тем самым прогнозируя будущее. Прогностическую функцию романа на протяжении нескольких эпох его существования в общем и упрощенном виде можно представить следующим образом: Таблица 3 Разновидности модели мира в романных формах на протяжении различных эпох Романы XVIII века Романы XIX века Романы XX века Романы XXI века «Модель мира» — нравственная и праведная жизни отдельного человека с её заключениями и радостями. Прогностическая функция — явное или скрытое назидание автора о необходимой нравственности в человеке, которая в конечном счете обязательно вознаграждена. Данная прогностическая функция ведет свое начало от фольклорных и мифологических жанров «Модель мира» — типичный герой своего времени в типичных обстоятельствах, однако испытывающий конфликт между личностным и общественным. Прогностическая функция — заключается в авторских вариантах разрешения основного конфликта романа «Модель мира» — влияние господствующей идеологии на человека. Прогностическая функция проявляется либо в положительной оценке существующего строя и прогнозировании будущего процветания (социалистические романы), либо с отрицательной оценкой существующей идеологии и прогнозированием деградации человека (романы-антиутопии) «Модель мира» — «безвременье» нет ориентиров ни прошлого, ни настоящего, герой растерян, пытается выработать собственные новые идеалы. Прогностическая функция складывается как реакция на данную модель мира и поиски её дальнейшего и возможного развития, отсюда бесконечный авторский пессимизм при описании человека и анализе действительности. Эту особенность прогнозировать, присущую данному жанру в своих исследованиях отмечал М.М. Бахтин: «Роман хочет пророчить факты, предсказывать и влиять на реальное будущее, будущее автора и читателя» [1, 437] . На наш взгляд, именно типологический признак прогнозирования будущего определяет «завершенный образ мира» в романе. По мнению Н.Л. Лейдермана, роман представляет «… завершенный образ мира, где человек и его отношения с действительностью, отражаясь, одновременно выверяются самим устройством жизни, её законами…» [7, 66]. Следовательно, по мнению ученого, в основе данного жанра «лежит художественная завершенность», которой нет без «авторской идеи мира» в произведении [2, 125]. Г. Кант неоднократно по данному поводу отмечал в своих исследованиях: «…роман не был результатом творческого произвола, а возник из двойной потребности: потребности его создателя и потребности читателя. И тот, и другой хотят и хотели докопаться до сути; хотели и хотят выйти из своего узкого жизненного круга; искали, ищут познания мира, историй, в которых мир представлялся бы им более понятным»[2, 205]. Исследователь В.Я. Кирпотин в своих работах по жанру романа отмечал типологическую особенность данной категории следующим образом: « для создания романа… необходимо было, чтобы автор имел свое достаточно удовлетворительное объяснение ранящих душу противоречий, а также нужно было, чтобы в самой жизни наметились достаточно ясно те тенденции развития, которые, в конечном счете, могли бы вывести из переживших себя, ставших невыносимыми условий существования» [6, 244]. Таким образом, исследователь подчеркивает в качестве неизменного типологического признака романа не только действительность как таковую, но и авторское её осмысление как непременное условие жанра, то есть в основе романного единства авторская концепция. Именно данный жанр, по мнению Н.Т. Рымарь, создает необходимый «диалог между художником и жизненным материалом…, потому что в структуре художественной формы авторская концепция предстает на уровне самого глубокого философского обобщения..», а материалом для данного обобщения становятся «… конкретные явления, проблемы, типы и обстоятельства [14, 34]. Так как роман, по мнению В.П. Скоболева, « предлагает нам такую систему ценностей, которая ещё создается, то, как писал Дж. Конрад, «поистине каждый романист должен начать с создания своего мира»»[15, 5]. Следовательно, одной из важных типологических черт романа, присущей всем его разновидностям на протяжении всего существования жанра можно назвать «стремление авторов прозаически упорядочить важный для них объект исследования — «неготовую, становящуюся действительность» в прогнозируемом будущем» [15,7]. Как отмечает Н.Т. Рымарь, «роман — это не просто изображение действительности и не просто изображение судьбы индивида, а художественная деятельность, перерабатывающая наличный материал особым образом» [14, 42]. В отличие от других жанровых форм автор в романе концентрирует внимание на обстоятельствах действительности, которые пока в современном обществе не имеют разрешения, и перерабатывает данную проблему в художественном пространстве с прогнозированием вариантов её разрешения. Таким образом, все романное пространство скрепляет авторская идея, которая посвящена злободневному вопросу эпохи, на который общество пока не готово дать ответа. Данная теория изначально сформулирована автором и высказана либо в лирических отступлениях, либо вложена в уста героя, либо носителем её, как в романах последнего время, является социальные нормы и законы. Затем писателем смоделировано её разрешение, которое для романного жанра обязательно, оно должно наметить пути решения назревших проблем или показать пагубность выбираемых обществом путей развития (в этом проявляется его прогностическая функция как жанра, ни один другой жанр этому не подвержен). Чтобы убедительно доказать верность данного признака как типологического для романного жанра, проследим его на примере существующих романов, начиная от XVIII века и заканчивая романами XXI столетия. Таблица 4 Романы XVIII века Романы XIX века Романы XX века Романы XXI века авторская идея = общественно значимый, неразрешимый вопрос, волнующий современное автору общество Существование праведных натур, которые несмотря на все злоключения не отчаиваются и за это вознаграждены Существование в обществе людей, которые не находят своим способностям должного применения, или наличие «лишних людей», автора волнуют не столько они сами, сколько причины их появления и возможная дальнейшая судьба Существование некой идеологии, способной преобразовать мир. Автора волнуют вопросы: как будет преобразовано общество, хороша ли принятая идеология Существование эпохи безвременья, в которой нет своих норм и законов, в которой чудовищным образом переплелись советские идеалы, перестроечные катастрофы, капиталистические нормы с лихими девяностыми Варианты воплощения общественно- значимой идеи Г. Филдинг «Домби и сын», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Дидро «Монахиня» Пушкин — Евгений Онегин; Лермонтов — Печорин; Тургенев — Рудин, Базаров Все производственные романы представляли существующую идеологию со знаком плюс, Все романы-антиутопии — со знаком минус Роман Толстой «Кысь», Роман А.А. Рубанова «Жизнь удалась», «Хлорофилия», « Живая земля», романы Пелевина, Ю.Б. Полякова Варианты разрешения В конечном счете праведная жизнь всегда вознаграждена, герои обретают покой, свободу, или желаемое. Как правило, герои так и не находят себя и гибнут при историческом, трагическом, фатальном стечении обстоятельств Производственные романы прогнозировали светлое будущее, прогресс и подъем современному обществу; Романы-антиутопии видели пагубность дальнейшего общественного развития по намеченному пути Всегда пессимистическое, если общество пойдет по уже принятым принципам развития Исходя из приведенной таблицы, можно сделать вывод о том, что «роман универсален по своему охвату и это связано с исходной установкой на то, чтобы воссоздать в модели мира «всю» действительность сразу — точнее говоря — создать некий эквивалент всей действительности, создать у читателя ощущение того, что перед ним воссоздается движение всей жизни сразу»[15, 12]. Однако авторская идея меняется на протяжении эпох и обусловлено это не только изменением общественно-значимых вопросов, но и долей личностного начала. Ещё в исследованиях М.М. Бахтина было отмечено, что слово и дело человека всегда сопряжены с идеей, следовательно в основе всего вопросы реальной, объективной действительности, герои могут меняться, как это показано выше в таблице, быть обезличены, как в современном романе, но авторская идея как движущий стержень повествования должна быть обязательно, потому что без неё роман превратиться в череду событий или детектив, рассказ или сжатое в диалогическом плане повествование, цепь событий или повесть. Однако, принципиальное утверждение о диалогичности романа на современном этапе развития жанра претерпевает изменение, общество, которое доверяет фактам, событиям создает необходимые себе формы романа — роман-антиутопию, социологический роман, которые концентрируют внимание не на полифонии и многоголосии, сколько на авторской идеи, то есть данные формы в «очищенном» от разговоров виде представляют авторскую концепцию. Современный роман сталкивает уже не героев-идеологов, разговорам мир больше не верит, а сталкивает события, реалии, а герои всего лишь примеряют их на себе. Если представить, исходя из нашей теории, всю закономерность развития авторской идеи в романном жанре, то она может выглядеть приблизительно так: Схема 1

Источник: publikacia.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.