Может ли жестокий человек совершить добрый поступок


Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

Анна ЧайниковаТекст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

Комментарий ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Словарная работа

ДОБРОТА


1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

ЖЕСТОКОСТЬ

1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. 

Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

В обыденном понимании жестокий человек — это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни.


стокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. <…> Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя. — Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.


Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.


Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.


«Равнодушие есть наивысшая жестокость», — сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде.


одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

Примерные формулировки темы

  • В чем причины жестокости?
  • Чем опасна жестокость?
  • Может ли добрый человек проявлять жестокость /жестокий человек проявить доброту?
  • Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
  • Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
  • Может ли добрый человек быть равнодушным?
  • Может ли доброта быть неискренней?
  • Может ли жестокий человек измениться?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Нужно ли проявлять доброту к врагам?
  • Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
  • Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
  • Может ли доброта изменить мир?
  • Может ли жестокое слово убить /доброе слово спасти?
  • Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
  • Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)?
  • Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
  • Может ли жестокость быть вынужденной?
  • Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
  • Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками (Л. Н. Толстой).
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле (Л. Н. Толстой).
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
  • Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром (Эзоп).
  • Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л. Н. Толстой).
  • Без доброты невозможна истинная радость (Т. Карлейль).
  • Делать добро легче, чем быть добрым (Ж. Вольфром).
  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак).
  • Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости (Ф. Ницше).
  • Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие (Конфуций).
  • Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет (Данте Алигьери).
  • На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа).

Источник: godliteratury.ru


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.


На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.


Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных.


тьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать.


радоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Источник: 4ege.ru

У. Шекспир «Король Лир»

  • Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

    • Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

    • Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

    • На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    • В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

    • Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

  • Н.В. Гоголь «Шинель»

    • Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

  • А.И. Солженицын «Матренин двор»

    • Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
      Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    • Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

    • В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

  • И.А. Гончаров «Обломов»

    • В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

    • И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

  • Оноре де Бальзак «Отец Горио»

    • К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.

  • Источник: bingoschool.ru

    опреступление

     

    Доброта и жесткость. Как противоположны по своему значению эти понятия! Доброта – это желание помочь другому, прийти ему на помощь, успокоить и делом, и словом. А жестокость – это зло, которое приносит человек, проявляющееся по -разному: можно произнести жестокие слова, ранив до глубины души человека; можно принести и физическую боль, страдания, даже совершить самое непоправимое – убийство. Могут ли доброта и жестокость быть свойственны одному и тому же человеку? Способен ли добрый человек совершить ужасный, жестокий поступок? На эти вопросы пытается дать свой ответ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский.

    Родион Раскольников – главный герой произведения писателя. Буквально с первых страниц романа читатели понимают, как сложен, даже противоречив характер этого человека. Кажется, в нём много положительных качеств. Он искренне любит мать и сестру Дуню. «Великодушен и добр», – так говорит о своём сыне Пульхерия Ивановна. А вспомним сцену, когда герой последние деньги отдаёт на похороны Мармеладова.Однако всё это – лишь небольшие штрихи к портрету героя. Главное в его образе – огромное самолюбие, тщеславие, высокомерие, заносчивость. Ещё учась в университете, который он потом бросил из-за нехватки денег за обучения, Раскольников почти не имел товарищей. Всех отталкивало от него то, что он был «как-то надменно горд», смотрел « на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями». Не случайно вскоре от него все отвернулись.Родион живёт в нищете, но исправить это положение своим трудом он не хочет. Если сначала какое-то время он давал частные уроки, то потом забросил это занятие и практически целыми днями лежал на диване, размышляя, думая о жизни, о том, как раздобыть деньги. Страшное решение, принятое им, – убийство старухи-процентщицы – пришло в его голову не потому, что он хотел спасти тех, кто был должен ей. Это внешняя отговорка, оправдание поступка. На самом деле здесь было две причины. Первая – обычное желание получить деньги, чтобы обеспечить учёбу в университете, не зависеть от матери, и «сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить». Эта причина уже ужасна по своей сути, но не менее страшна вторая – стремление проверить, к какому роду людей, по его теории, он относится: к «низшему»(«материалу»), к заурядным людям, «послушным и консервативным», или к «собственно людям», «которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя». Он уверен, что преступления таких людей относительны. Герой хочет быть именно «собственно» человеком, которому дозволено «разрушение настоящего во имя лучшего». Он уже до преступления был «готов переступит через кровь», хотел «сделаться Наполеоном». Вот какова истинная сущность Раскольникова. Одно преступление неминуемо влечёт за собой другое. Убив старуху, он лишает жизни ни в чём не повинную, такую же униженную, как те, кому он хотел якобы помочь, – Лизавету.Убийство, совершённое Раскольниковым, зачёркивает все его добрые поступки и намерения. Жестокость победила в борьбе с добротой. И только благодаря Сонечке Мармеладовой, её любви, истинной доброте, милосердию и отзывчивости, он через какое-то время понял свои ошибки. Душа героя воскресла для новой жизни, и сделала это любовь.
     

    Доброта несовместима с жестокостью. Какие бы оправдания, благородные, даже возвышенные, не придумывал человек, совершая жестокий поступок, они всегда будут ничтожны, если приносят страдания, боль, гибель. Ни о какой доброте здесь не может быть и речи. Как писал сам Ф.М. Достоевский, «чтобы любить добро нужно всем сердцем ненавидеть зло», а не использовать его во имя совершения добра.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

     

     

    Источник: literatura-ege.ru


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.