Как развить свою речь


"Ради красного словца" (о развитии красивой, грамотной речи)

Эра эсэмэсок и компьютерного сленга окончательно угробила грамотную устную речь. И если вспомнить перлы Черномырдина, то и в публичной сфере косноязычие уже не является признаком профнепригодности. А уж на бытовом уровне фразы–обрубки, слова–паразиты и нецензурная лексика стали почти нормой. Ораторскому мастерству у нас нигде не учат. Курс риторики у филологов не в счет, потому что не конвертирует теорию в практику.

А вот древние греки знали цену красному словцу. Выдающиеся мастера устного слова в Афинах — софисты — обучали красноречию всех желающих в специальных школах за плату. И представьте себе, от учеников отбоя не было. Граждане Афин знали цену риторики, обучение которой было высшей степенью античного образования.

В более поздние века среди политических трибунов, адвокатов, университетских профессоров тоже находились такие Цицероны, что послушать их набивались полные залы. А сегодня? Где преподаватели, на чьи лекции студенты ломятся как на хороший спектакль? Интеллект и глубокие познания — драгоценность, но без огранки ораторским мастерством они не заблестят!


И вот такая «ювелирная мастерская» недавно в Риге появилась. На сайте www.orator.lv я нашла приглашение на тренинги по методикам Московского Университета Риторики и Ораторского Мастерства Сергея Шипунова. Ирина Назарова, которая их ведет в учебном центре BSG, рассказала, кого и чему на этих курсах учат.

— Красивая, свободная, раскованная речь — это огромное преимущество того, кто ею владеет, чем бы он ни занимался. Вот у нас сейчас прошла первый этап девушка, у которой на носу защита диплома. После нескольких занятий она перестала трястись от ужаса, потому что знает, как преподнесет комиссии свою работу. Не только студентам, но и педагогам, преподавателям высшей школы такие навыки нужны. Когда я училась в университете, мы на некотрых лекциях буквально засыпали. Почему–то считается, что сухая академическая подача материалов — это хорошо. Да нет же! Лектор должен увлекать, воодушевлять аудиторию. Как и директор крупной фирмы, который каждый день проводит совещания, как и консультант или менеджер, которым надо уговорить клиента. В контактах один на один это умение тоже необходимо. В любой сфере, от личной жизни до коридоров власти, красноречие — это ваш инструмент влияния.


— Но оно зависит от образовательного уровня личности (словарный запас, начитанность) и харизмы. Разве можно за несколько часов тренировок что–то с этим сделать?

— На первом этапе мы учим, КАК говорить. Как стоять, двигаться, жестикулировать, смотреть в зал, как подготовить свой голосовой аппарат, как «разогреть» аудиторию. Именно манера говорить в первую очередь определяет тот эффект, который вы производите на людей. Правильно выстроенное выступление может вытянуть даже слабое содержание.

— За счет личного обаяния или набора технических приемов?

— То и другое неразделимо. Когда выступающий зажат, скован, то само его тело дает ясный сигнал слушателям: я боюсь! Напряженный, неуверенный в себе человек не может никого обаять. Мы же даем технологии, как снимать этот испуг перед аудиторией — неважно, состоит она из двух человек или из пятисот.

Между прочим, страх публичных выступлений, по исследованиям ученых–психологов, в иерархии человеческих страхов занимает второе место после страха смерти. Это страх потерять лицо, опозориться и оказаться в изоляции. Человек — социальное существо, и для него невыносимо, если он отторгается группой.

— Меня пару раз приглашали выступить на телевидение. Смотрела потом со стороны на свой дебют и ужасалась: здесь скособочилась, там фразу коряво построила… Стыдоба!

— Оценка себя со стороны — это очень важный этап обучения. Мы записываем краткие выступления участников на видео и потом разбираем ошибки. Просматриваем видеофрагменты из выступлений известных персон и анализируем их промахи. Это очень интересно, и наши ученики сразу отмечают, почему вот этот лидер такой харизматичный, а этого невозможно слушать.


— Есть такая шутка: умная мысля приходит опосля. И правда, в споре часто нужные доводы почему–то не находятся, а всплывают задним числом.

— Спор — это накал эмоций. Каверзный вопрос — как удар обухом по голове. У вас стресс, вы теряетесь и пасуете. Но есть замечательное упражнение, как убрать этот ступор и отрегировать быстро. В этом упражнении включается не логика, а творчество. Такой прием дает поразительные результаты.

— Будучи барышней, я нередко «тупила» при общении с незнакомыми людьми, потому что больше думала о том, как бы не сморозить глупость. Вижу, что и сейчас у многих девушек тот же комплекс.

— Это называется «фокус на себя». Нужно этот фокус взять и перенести на аудиторию. Контакт глазами уже переключит внимание. Хотя тут есть свои тонкости — не всегда и не всем можно смотреть прямо в глаза. Существует и много других техник, которым мы учим.

— Бывает, попадаешь в чужую компанию и чувствуешь дискомфорт, «встрять» в общий разговор никак не решаешься. Это преодолимо?

— Есть такой прием, как презентация на высоком уровне энергетики. Это привлечет к вам внимание людей, которые в вас не заинтересованы. Не важно, что вы говорите, важно, как вы себя преподносите.


90 процентов нашего тренинга — это практика и обратная связь с участниками. Навыки отрабатываются постоянным повтором: в полемике, дебатах, словесной импровизации на любую тему. Если в первые часы человек испытывает робость перед большой группой незнакомых людей, то под конец второго дня он уже не напрягается и говорит свободно. А к концу тренинга сам начинает объективно оценивать свою риторику и по ходу исправляет ошибки. То есть включается механизм самообучения, который действует и по окончании тренинга — человек постоянно шлифует свои речевые способности.

На втором этапе мы показываем, как правильно строить содержание речи. Это уже искусство презентации. Мы же постоянно презентуем себя, свои идеи, желания и взгляды, общаясь с коллегами, партнерами, клиентами, покупателями.

— Но у нас часто приходится презентовать себя на неродном языке…

— Законы ораторского искусства применимы, на каком бы языке ты ни говорил. Просто нагрузка больше и готовиться к выступлению нужно. Хотя мы как раз обучаем выступать, не готовясь.

Так говорили мудрецы

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.
Древнегреческий ритор Горгий.

Интервью с Ириной Назаровой

Источник: orator.biz

Что такое дикция и почему одной ее мало


Дикция – это четкое произношение звуков, слов и фраз. Она подразумевает внятную артикуляцию, каждый звук должен произноситься в фонетически чистой форме. Профессиональные дикторы, актеры и ораторы используют такую формулировку, как техника речи. Она включает не только внятное произношение, но и правильное дыхание плюс тренировку голоса. Если вы хотите поставить голос, нужно работать не только над внятностью и четкостью произношения, но также над дыханием и длящимся звуком. Тогда вы будете «звучать» приятно, выразительно, интересно.

Итак, что же делать, чтобы произношение стало чистым?

Упражнения для тренировки гласных звуков Большинство руководств по самостоятельной работе над произношением сосредотачиваются на согласных звуках, забывая про гласные. Но именно гласные – основа речи. Поэтому рекомендую начинать занятия с них:

  1. Вдохните, сделайте короткую паузу, а на выдохе с короткими паузами после каждого звука произносите гласные: И, Э, А, О, У, Ы. Четко артикулируйте каждый звук. Сначала произносите гласные беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Наращивайте не только громкость голоса, но и темп.
  2. Повторите упражнение, но уже с йотированными звуками: Е, Я, Ё, Ю.

Тренировка согласных звуков


Сначала отработайте гласные звуки, а только потом переходите к тренировке согласных. К каждому гласному звуку добавляйте согласный. Можно в алфавитном порядке, чтобы не запутаться: БИ, БЭ, БА, БО, БУ, БЫ; ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВУ, ВЫ и т.д. Тренируйтесь по такому же принципу, как с согласными: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Увеличивайте темп. Когда отработаете это упражнение на согласные, усложняйте задачу – присоединяйте к гласному звуку два согласных: БИМ, БЭМ, БАМ, БОМ, БУМ, БЫМ. После того как отработаете четкую артикуляцию каждого звука, выпишите слова со сложным сочетанием звуков и тренируйтесь по уже знакомому вам принципу – от беззвучного к громкому произношению. Примеры слов со сложными сочетаниями звуков:

  • Взлет;
  • Брандспойт;
  • Взойдет;
  • Громоотвод и т.д.

О пользе скороговорок вы наверняка слышали. Но большинство людей, которые тренируют скороговорки самостоятельно, делают это неправильно. Чтобы развивать произношение, нужно сначала прочесть скороговорку про себя, уяснить ее смысл. Затем произносите ее медленно и беззвучно, но четко артикулируя каждый звук. Затем медленно и шепотом, тихо и громче, громко и быстро. Не заучивайте скороговорки механически и не торопитесь как можно скорее произнести их быстро. Вы учитесь говорить не быстро, а правильно и красиво, поэтому старайтесь произносить скороговорки, словно с определенной целью: удивить, предостеречь, обрадовать. Это придаст голосу выразительности. Отрабатывайте скороговорки без спешки, через преувеличенно медленную и четкую речь. Только тогда речевой аппарат приучится произносить те же звуки в быстром темпе без потери красоты звучания.

Упражнения для выработки четкого произношения


1.Сядьте или станьте прямо. Разверните плечи, сделайте вдох. После короткой паузы, на естественном выдохе, произносите скороговорки сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко: «Мама мыла Милу мылом», «Купи кипу пик», «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Проворонила ворона вороненка». И более длинные: «Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?», «Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался». Постепенно ваше произношение будет развиваться, и вы можете усложнить упражнение, произнося скороговорки слитно в ряд, например: В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком как решетом, так и сеет: а на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Это нужно произносить без пауз на одном выдохе. Без правильного, экономного дыхания это невозможно, поэтому я и рекомендую заниматься не только произношением, но одновременно дыханием и голосом. Комплексный подход к технике речи дает лучшие и более быстрые результаты. 2.Читайте стихи, как будто приплясываете под них: ритмично отбивая такт хлопками и легко двигая плечами. Для тренировки подойдут любые стихи с короткими строчками, но я рекомендую детские стихотворения.


них подходящий ритм, и читая такие стихотворения, легче соблюдать четкую и внятную артикуляцию, не скатываясь в быстрое и неразборчивое бормотание, которое так любят многие современные поэты. Лучший поэт, который почти век служит будущим актерам и ораторам, – Чуковский. Купите его книгу или поищите стихи в интернете, это лучший тренажер для тех, кто хочет развить речь. Например: Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Не забывайте про преувеличенно медленную и четкую артикуляцию. Без нее упражнение теряет смысл.

Артикуляционная гимнастика

Еще одна вещь, которую нужно освоить во имя развитой речи, – это артикуляционная гимнастика. Она подготовит ваш речевой аппарат к упражнениям, укрепит мускулы, снимет мышечные зажимы, которые мешают внятному произношению:

  1. Тренировка губ. Подтяните верхнюю губу, обнажая зубы, будто в улыбке. Челюсть не сжимайте, десна не должны быть видны. Повторите 6 раз, а затем переходите к тренировке нижней губы. Принцип тот же: обнажайте нижние зубы. Главное: не напрягайте челюсть. Наконец, чередуйте оба упражнения.
  2. Еще одна тренировка губ. Соберите их в трубочку или хоботок и двигайте вправо-влево, вверх-вниз.
  3. Гимнастика для языка. Высовывайте язык наружу «лопатой»: он должен касаться боковыми краями уголков рта. Повторите 8 раз, затем высовывайте язык изо рта «жалом»: теперь он не должен касаться краев губ. Повторите это движение 8 раз, а затем чередуйте «лопату» и «жало» 6-8 раз.

  4. Тренировка внутриглоточной мускулатуры. Актеры используют приём, который подойдет и для самостоятельных тренировок, но важно следить за правильностью выполнения. Прием называется «зевок с закрытым ртом». Сохраняя губы сомкнутыми, разожмите челюсти, как будто зеваете. Для проверки правильности выполнения проведите пальцами по щекам: нижняя челюсть должна быть опущена так низко, что вы без труда прощупаете пространство между разомкнутыми зубами через щеки. На зевке произнесите: «Ба-баба». Повторите 3 раза.
  5. Гимнастика для мускулатуры. Еще один прекрасный прием для развития речевой мускулатуры – тренировка со сжатыми челюстями. Сожмите челюсти, но без лишнего напряжения: не скрипите зубами. Двигая одними губами, не торопясь, произнесите: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок». Затем повторите фразу медленно и внятно с разжатыми челюстями.

Дикционных упражнений намного больше, чем я успел перечислить в статье. Артикуляционная гимнастика тоже не исчерпывается названными упражнениями. На своих занятиях для каждого ученика я составляют индивидуальную программу, которая соответствует его запросам: одним нужно уделить больше внимания снятию зажимов в челюсти, других – артикуляции. Приходите в мою школу «Ораторис», и я научу вас говорить красиво и внятно! Записаться на занятия можно через сайт или по телефону: +7 (812) 929-32-59 (в Санкт-Петербурге), 8 (800) 302-02-78 (в Москве).

Источник: oratoris.ru

Следите за языком тела


Говорите собеседнику, что рады его видеть, и скрещиваете руки на груди? Или говорите, что внимательно его слушаете, и утыкаетесь в телефон? Если это про вас, то вам точно следует заняться языком своего тела. Наши жесты влияют на разговор так же, а то и сильнее, чем слова. Научитесь управлять своими жестами. Некоторые материалы на Лайфхакере могут вам в этом помочь.

Избавьтесь от слов-паразитов

«Эээ», «ммм» — не самые лучшие слова для того, чтобы вести беседу. Вы стараетесь с их помощью избавиться от неловких пауз, но делаете только хуже. Начните с отслеживания этих слов, чтобы избавиться от них раз и навсегда. Эти паузы гораздо менее заметны, чем вам кажется.

Подготовьте несколько тем для разговора

Ситуации, когда вам нужно перекинуться парой слов с человеком, случаются часто. И хорошо, если вы от природы коммуникабельны и не страдаете замкнутостью. Если же тему для разговора придумать сложно, воспользуйтесь такими темами для разговора:

  1. Семья.
  2. Профессия.
  3. Развлечения, хобби.
  4. Мечты.

Эти темы составляют метод FORD (family, occupation, recreation, dreams). Спросите собеседника об этом, и ваш небольшой разговор превратится в интересную беседу.

Расскажите историю

Вот только не говорите, что у вас скучная жизнь и нет ни одной интересной истории. Иногда истории, которые нам кажутся уже обыденными, могут произвести фурор. А эта книга поможет вам улучшить свои навыки в сторителлинге.

Не бойтесь задавать вопросы

Спросите собеседника о его планах на лето, о работе, о детях. В конце концов, поставьте себя на его место и подумайте, какой бы вопрос вы бы хотели услышать. Придумали? Смело задавайте.

Также не бойтесь переспрашивать, если не расслышали что-то. Это гораздо лучше, чем сказать «угу» и после понять, что вас спрашивали о любимом фильме.

Не отвлекайтесь

Мы знаем, как вы любите свой смартфон, но не дайте узнать об этом вашему собеседнику. Мне кажется, что нет ничего хуже, когда во время твоего рассказа собеседник утыкается в смартфон. Ещё раз поставьте себя на место собеседника и поймите, что смартфон подождёт.

Помните о своей аудитории

Аудитория может быть разной. Это могут быть ваши сотрудники по работе, друзья вашего ребёнка из детского сада или друзья на вечеринке. Одно можно сказать точно: стиль вашей речи должен отличаться во всех трёх случаях. Вы не будете орудовать сложными словами, чтобы донести своё послание детям. И также не будете гримасничать и веселить своих сотрудников по работе. Выбирайте тот стиль, который подходит под вашу аудиторию.

Выражайтесь чётко

Не лейте лишнюю воду во время беседы. В этом пункте нужно знать меру. С одной стороны, эпитеты, описания и различные метафоры могут украсить вашу речь и сделать её интереснее. С другой стороны, излишняя пространность сделает вашу беседу мутной и непонятной собеседнику. Поэтому будьте в меру понятным, точным и кратким.

Сопереживайте и ставьте себя на место собеседника

Если вы стараетесь ставить себя на место собеседника, то уже заранее можно сказать, что вы понимаете, как нужно вести себя в беседе. Подобная техника сделает беседу более непринуждённой и уберёт неловкость, которая часто возникает, когда ваши точки зрения не сходятся.

Слушайте

Важнее этого не может быть ничего. Слушать, действительно слушать — не самая простая задача, но усилия, потраченные на её освоение, окупятся с лихвой. И если вы встретите такого же слушающего человека, ваша беседа точно станет интересной.

Мы все владеем искусством общения, а значит, у каждого из нас есть свои методы сделать беседу интереснее. Делитесь ими в комментариях!

Источник: Lifehacker.ru

TEXT.RU - 100.00%
Ни для кого ни секреgallery-1-1378[1]т, что умение красиво говорить, правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес, кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда.  Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать «шутя». Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

 Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на «кривляние» перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок, и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не «съедая» звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов.  Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то, что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Источник: lenakleimenova.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.