Мифы о ведьмах


Мифы о ведьмахКто  такие ведьмы знают многие. Но  немногим известно об этимологии названия этой нечисти. От двух древних слов происходит слово ведьма: «ведь» — знание и «мать». Отталкиваясь от  этого, можно достоверно утверждать, что к ведьмам относили женщин, которые обладали сакральными  знаниями, полученным от Матери-Земли. Есть предположения, что её жрицами они были изначально. Однако впоследствии возникло немало  верований, которые наложили свой отпечаток на сущность ведьм, как представительниц нечистой силы. Свое влияние оказало и христианское бытование. Ведьм стали воспринимать совсем иначе. Однако  первоначальное суждение в народном создании об этих нечистых существах не изменилось.


 

 

В демонологии, которая сложилась у западных и восточных славян, страшные ведьмы являются одними из главных персонажей. В себе эти существа несли две сути – именно об этом утверждали народные  представления, которые  существовали в древние века. При этом две эти сути были друг от друга совершенно независимы. Первая из них – человеческая. А вторая – демоническая.

 

Внешность

Много разных представлений существовало относительно внешности ведьмы. Некрасивую старую женщину считать ведьмой было принято  в северных землях России. В народе считали, что в юную деву она могла превратиться в любой момент. Совершенно иное суждение об облике ведьмы было у южных славян, в Украине. Там полагали, что ведьма может иметь внешность молодой девушки. В старую и некрасивую женщину она превращалась после того, как  заманивала душу мужчины в свои сети. Примерно так  и описывается в известном произведении Н. Гоголя «Вий» Панночка. Однако стоит  отметить, что несмотря на присутствующие различия у обоих народов отмечается, что ведьма – это существо, которое имеет вневозрастной статус.

 

 

 

Как стать ведьмой

 

Было несколько способов, которые позволяли женщине стать ведьмой:


1. Получить ведовскую силу, которая и делала обычную женщину ведьмой, можно было по наследству от своей материи или бабушки. Наследственными считались такие ведьмы, поскольку дар, которым они обладали, был у них врожденным.

 

2. Вполне обычная женщина могла стать ведьмой, если в неё вселился злой дух или дьявол. Превратится в ведьму она могла и после вселения в неё неуспокоенной души умершего человека   или грешника, который не раскаялся в своих грехах. Отметим, что вселение могло происходить по согласию женщины или против её воли. Одержимыми было принято называть  женщин, которые стали ведьмами таким путем.

 

3. Сожительство с чертом приводило к тому, что женщина становилась ведьмой.

 

4. Ведьмой женщина могла стать, если она заключила сделку с дьяволом сделку с целью собственного обогащения.

 

5. Получить ведовскую силу от умирающей ведьмы, которая не имела наследниц – это  еще один способ стать  ведьмой.

 

6. Поверья существовали у некоторых народов. Согласно им, девочки, родители которых в период их младенчества вели себя неправильно, могли стать ведьмами. Например, если на протяжении двух лет после рождения  мать  кормила свою дочь грудью (три Великие пятницы). Другой случай: если сама мать или рожденная дочь появились на свет вне брака.


 

Проделки

 

Способность насылать порчу на людей, домашних животных, а также на  растения продукты – это главное, что приписывалось ведьмам. В результате порчи сначала люди и животные заболевали, а потом наступала их гибель. Люди, на которых наложена порча, не могли спать по ночам. Новорожденные  плачут. По причине наложенной  порчи расстраивались свадьбы, без видимых причин портились продукты.  В то, что ведьмам по силам наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, верили в Украине и в Карпатах. Также люди в тех землях считали, что кроме этого ведьмы могут вызвать засуху и др. бедствия. Наибольшую опасность для людей ведьмы представляли в полнолуние. Активность они проявляли в ночь на Ивана Купалу и в Юрьев день. Другие дни, в которые люди опасались их: недели, предшествовавшие Благовещению, Пасхе, Троице и Рождеству. В таких живых существ, как кошка, собака, жаба и других ведьмы могли обращаться в такие дни. В дни своей активности ведьмы занимались тем, что пугали людей, насылали порчу и творили всяческие безобразия.

 

Опознать и обезвредить

 

Принимая во внимание силу и способности, которым обладали ведьмы, становилось понятно, что для обычных жителей деревень эти представительницы нечистой  силы несли большую угрозу. Поэтому большое значение придавали тем способам, с помощью которых можно было опознать ведьм.


 

 

Основные способы распознания ведьмы

 

1. Нужно постараться как можно ближе к Купальскому озеру заманить ведьму. Физические боли возникают у ведьмы при нахождении в непосредственной близости от костра. Для избавления от неё ведьме нужно  на минимальное расстояние подойти к костру. Следующие способы приманивания ведьм считались основными:  кипятить кусок сырого полотна, в которое воткнуты иглы и осиновые колышки; молоко, полученное от коровы, испорченной ведьмой, нужно  было вылить на огонь или на раскаленный серп.

 

2.Ожидать в хлеву, пока не появится ведьма. В виде  жабы она обычно туда и проникала или  принимала облик другого животного, характерного для ведьмы. Распознав её, нужно было подбить её глаз или лапку. На следующий день нужно было найти женщину, которая имела подбитую часть тела. Обнаруженное  животное, в обличие которого скрывалась ведьма, можно было убить или бросить в воду.  Было принято считать, что ведьма после этого должна была или утопиться, или умереть.

 

3. Во время церковной  службы можно было распознать ведьму. Особенно,  если проходила рождественская или пасхальная служба. Спиной к  алтарю старается стоять ведьма. Крестным ходом вместе со всеми она не ходит, а стоит отдельно. Во время службы она предпринимает попытки дотронуться или до иконы, или хоругви, или рясы священника.


 

4. Следующий способ распознать ведьму существовал в Украине. Скрутив кукиш под мышкой, нужно было пройти мимо толпы  разговаривающих женщин. Если среди них есть ведьма, то она сразу начнет браниться и ругать прошедшего мимо человека.

 

5.Через полено или через доску, на которую клали гроб, можно было рассмотреть ведьму.

 

6.Через борону, которую из древесины осины  изготавливали за один день, можно было увидеть ведьму.

 

7. Нужно налить молоко в сковородку и поставить её в печь перед этим, кинув в неё по девять иголок  три раза.

 

8.Необходимо взять живую форель положить её под корову и подоить её на эту рыбу.

 

9.В печи нужно развести огонь из поленьев, которые откладывались каждый понедельник на протяжении Великого поста, в Пасхальное воскресенье.

 

10. Бросить женщину, предварительно связанную в водоем, — это самый жестокий способ выявления ведьмы. Было принято считать, что ни при каких обстоятельствах ведьмы не тонут. Указания на испытания ведьм водой встречаются в украинских судовых актах. «Судом Божьим» — именно так в этих документах называется данное  испытание. Случай, который произошел в 1709 году, можно  привести в качестве примера. В тот год испытывали водой шляхтинку Яворскую следующим образом: с женщины сняли всю одежду, потом связал накрест. Далее продернув шнур  опускали её в воду. Если подозреваемая начинала тонуть, то её сразу же признавали невинной. Похожий сюжет описывается в повести украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма». Многим сюжет данного  произведения может показаться невероятным. Но на самом деле в основе этой повести лежат реальные события.


 

Обереги от ведьм

 

Нарисовать дёгтем на дверях крест на Юрьев день – эти  наиболее действенный способ защиты от ведьминских проделок. Рассыпанные семена мака также хорошо помогали от проделок этой нечисти. Считалось, что  так как ведьмы очень  любят мак, то пока они будут собирать его по крупинке,  у них не останется времени на вредоносные действия.

 

Смерть ведьмы

 

Было принято считать, что трудной смертью ведьма наказывается за связь с нечистой силой. Пока она не передаст свои знания, она не умрет. Буря поднимается во время агонии ведьмы. Также может появиться огромная черная собака, которая исчезнет только после похорон. Следующее говорили в Полесье: пока потолок в доме ведьмы не разберут или пока её тело не будет накрыто телячьей шкурой, она не умрет. В народе верили, что свой дом умершая ведьма посещает по ночам. Во избежание таких визитов  её хоронили лицом вниз. Часто её гроб при погребении пробивали осиновым колышком.

 

 

 

Источник: hellstory.ru

История происхождения ведьм


Слово «ведьма» происходит от «ведающая». Не зря их ещё называют ведуньями или чаровницами. Много веков людей, владеющих особыми знаниями, уважали и боялись. В Средние века было устойчивое мнение, что ведьма – это женщина, заключившая договор с самим Дьяволом.

С ведьмами связаны следующие мифы:

  • интимная связь с демонами в образе мужчин – инкубами;
  • принесение в жертву или поедание младенцев;
  • посещение шабашей.

Из-за суеверий в средневековье ведьм преследовали и подвергали различным пыткам. Этот процесс был известен, как «охота на ведьм». Несчастных женщин могли обвинить в колдовстве практически из-за чего угодно.

Достаточно было девушке иметь рыжий цвет волос или нестандартную внешность, как её уже признавали пособницей нечистой силы и сжигали на костре.

На Руси ведьм преследовали не так жестоко и в основном приписывали им следующие обвинения:

  • убийство домашней скотины;
  • массовая гибель урожая;
  • превращение людей в зомби;
  • управление погодой и вызов природных катаклизмов;
  • посылание болезней на население.

Предполагалось, что для того, чтобы стать ведьмой, женщина должна научиться этому у другой более опытной колдуньи или даже заключить сделку с Сатаной.

Существует множество ритуалов, связанных с инициацией. К ним причисляют осквернение икон, перебрасывание через плечо ножа, умывание кровью и жертвоприношение.

Род занятий ведьм


В сказках и кинофильмах люди привыкли видеть ведьм исключительно, как злых существ, насылающих на всех подряд болезни и неудачи. Это совсем не так. Среди колдуний есть множество женщин, занимающихся предсказаниями и исцелением.

Безусловно, нельзя упускать тот факт, то есть и те, кто предпочитает чёрную магию, давая отпор каждому, кто перейдёт им дорогу.

Род занятий ведьм обширен и среди их деятельности наиболее выделяются:

  • гадания и предсказания – другое название мантика. Все ведьмы умеют обращаться с картами или рунами;
  • деструктивная магия. Сюда входит наведение порч, оморочек, крадников, проклятий. Также к вредительскому колдовству относятся любые негативные манипуляции, связанные с отношениями: рассорки, остуды;
  • любовная магия. Это привороты, сексуальные привязки, вызовы, ритуалы, связанные с выходом замуж и т.п.
  • цельтельство. К исцеляющей магии относятся чистки, избавление от болезней, бесплодия, вредных привычек.

Современные ведьмы

Современные ведьмыОшибочно полагать, что нынешние ведьмы выглядят так, как описывают их в книгах: уродливое лицо, покрытое бородавками, крючковатый нос, немытые волосы. Ведьмы это такие же обычные женщины, только владеющие оккультными знаниями.


С виду вы можете не отличить незнакомку, наделённую способностями от других девушек. Однако бытует мнение, что ведьм можно распознать по тяжёлому взгляду, который сложно выдержать.

Современная магия – это совсем не то, что мы себе представляем. Колдуньи вряд ли постоянно проводят сейчас кровавые обряды с кровью, хотя это всё же имеет место быть в некоторых ритуалах.

Для того, чтобы распознать ведьму, достаточно немного последить за её поведением и замашками. Например, какой литературой она интересуется, куда отправляется на прогулку вечером, какой у неё круг общения и так далее.

Также о многом может сказать стиль в одежде. Тем не менее, далеко не все ведьмы соответствуют описанным признакам.

Источник: potu-storony.ru

1. Бриджет Бишоп и другие Салемские ведьмы

В 1692-м году в английском городке Салем состоялся самый громкий суд над ведьмами в истории. В общей сложности в колдовстве были обвинены от 172 до 200 человек, 19 из которых повешены, а остальные брошены в тюрьму.
Началось всё с того, что две девочки, 9-летняя Бетти и 11-летняя Абигайл, начали странно себя вести: впадали то в апатию, то в лихорадочное веселье.


огда они падали на пол, бились в судорогах, кричали и звали кого-то, причём порой не на родном языке. Когда отец, городской пастор Сэмюэл Пэррис, начинал читать над ними молитвы, сестры затыкали уши и кричали ещё громче.
Служившая в доме негритянка Титуба решила, что в детей вселились бесы. Чтобы это проверить, она облила кусок мяса их мочой, поджарила его, а затем скормила собаке. Девочкам это не помогло, но одна из них в корчах прошептала имя негритянки — бедную женщину тут же обвинили в колдовстве и заключили под стражу.
Потом сестры стали называть и другие имена, весь город переполошился, под стражу заключали всё новых и новых женщин. Первой казнённой стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп. Она была известной в городе особой, успешной женщиной, но общественное мнение осуждало её за излишнюю экстравагантность — любовь к откровенным красным платьям. Бриджет обвинили в колдовстве — в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании в колдовских целях кукол. Некоторые местные жители говорили о том, что видели, как она использовала этих кукол: втыкала в них иголки, поджигала куклам пятки и тому подобное. А некто Сэмюэл Шаттак показал, что Бишоп просила его покрасить для неё крохотные кружева, которые были слишком малы, чтобы использовать их для украшения платья.
Во время суда Бишоп вела себя крайне вызывающе, в итоге её повесили. За этим последовали казни других женщин. Неизвестно, выздоровели ли больные девочки, но восковых кукол в доме Бриджет Бишоп действительно нашли.

2. Агнес Семпсон

В 1590-м году, в канун Дня Всех Святых, у берегов Шотландии разыгрался страшный шторм. Штормы в этих местах были делом обычным, но в тот раз буря потрепала корабль принцессы Анны — невесты шотландского короля Иакова IV. Судно уцелело только чудом, и всей флотилии пришлось остановиться в Норвегии, чтобы переждать непогоду. Бури затянулись надолго, и король лично отправился встречать будущую жену и смог добраться до неё. Но когда королевская чета попыталась прорваться морем в Шотландию, буря налетела снова.
После долгого изнурительного путешествия чета всё-таки добралась до места. Суеверный король был уверен: обрушившаяся на их корабли буря — не просто разыгравшаяся стихия, а самое настоящее колдовство. Так в Шотландии началась охота на ведьм.
Первой обвинили повитуху из графства Ист-Лотиан Агнес Семпсон. Ей приписывали колдовство и посещение шабашей, где присутствовал сам Сатана. Говорили, что именно Сатана приказал Агнес и другим ведьмам вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну. Женщину подвергли пыткам: сначала надели на неё особое приспособление под названием «ведьмина узда», а когда она призналась во всём и выдала ещё пять своих сообщниц, удушили и сожгли на костре.
История на этом не заканчивается. Позже в залах Холирудского дворца якобы часто встречали призрак Агнес и говорили, что тот, кто увидит его, непременно утонет.

3. Анна Колдингс

Анна Колдингс была ещё одной женщиной, обвинённой в колдовстве во время шотландской охоты на ведьм. Именно её имя вышеупомянутая Агнес Семпсон назвала первым.
Надо сказать, что Анна действительно вела себя странно — по крайней мере, по мнению жителей того времени. Она любила бродить одна по полям и лесам Шотландии, редко ходила в церковь и почти ни с кем не общалась. Женщина была бедна, не имела влиятельных родственников, так что обвинить её в колдовстве было проще простого. Она также призналась под пытками в своей причастности к вызову бури и сношениях с Сатаной. Более того, она рассказала о том, что во времена своего девичества кормила грудью маленького сына Сатаны. Анну заживо сожгли на костре, и в историю она вошла под именем Матери Дьявола.

4. Мария Лаво

7 леденящих душу историй про самых известных ведьмИзвестная как «Змеиная королева», Мария Лаво была, пожалуй, самой известной жительницей Нового Орлеана. Своё прозвище она получила из-за того, что держала у себя огромного питона по кличке Зомби. Более того, она считается основательницей культа вуду в Новом Орлеане. Местное духовенство Марию ненавидело и боялось, но сделать ей что-то в «просвещённом» 19-м веке, да ещё и в Америке, не могли.
Именно Мария ввела в орлеанский вудуистский культ моду на использование некоторых христианских символов: распятия, образа святых. Так она надеялась показать, что вуду ни в коей мере не противоречит христианству. При этом многие культовые службы включали в себя распитие петушиной крови и последующие дикие оргии. Она добилась в Новом Орлеане большого влияния, имела обширные связи с нужными людьми, и, по легендам, вылечила от эпилепсии дочь мэра.
Другая история, связанная с Марией: одну девушку из влиятельной и богатой семьи хотели насильно выдать замуж за старика. Молодая невеста любила другого и угрожала наложить на себя руки, если её принудят к замужеству. Обеспокоенный жених обратился к Лаво с просьбой дать ему приворотное зелье. После этого с юной невестой как по волшебству произошли удивительные перемены: она перестала сопротивляться и покорно пошла под венец. После венчания на свадебном пиру престарелого жениха хватил удар, и он умер на глазах у толпы гостей. Дело в том, что невеста успела обратиться к Лаво раньше, и та предпочла помочь именно ей. Девушка получила состояние и вышла в итоге замуж за своего возлюбленного, а Лаво досталась от благодарных молодых солидная награда за помощь.
Умерла Мария своей смертью в возрасте 87 лет как католичка и была похоронена на кладбище, в святой земле.

5. Лори Кэбот

Лори Кэбот — современная ведьма, живущая и здравствующая по сей день. В 1977-м году она удостоилась официального звания «ведьмы Салема» от массачусетского губернатора. Будучи шестилетней девочкой, Лори часто поражала взрослых неизвестно откуда взявшимися откровениями. Она говорила, что все эти удивительные вещи ей рассказывают «голоса». В 14 лет юная Лори переехала в Бостон, где встретила двух ведьм, имена которых неизвестны, и именно они разглядели в девушке настоящий талант к оккультным наукам и стали обучать её всему, что по их мнению положено знать настоящей ведьме.
Лори оказалась смелой и в конце 1960-х годов решила открыто заявить общественности о том, что она — самая настоящая ведьма. Кэбот стала носить длинные чёрные одеяния, пентакль и другие ритуальные украшения. Поначалу над ней смеялись, её боялись, но в итоге привыкли. Лори переехала в Салем — город в Массачусетсе — и стала учить желающих гадать на картах Таро. Параллельно с этим она с помощью ясновидения помогала полиции в раскрытии сложных преступлений, проводила диагностику болезней по человеческой ауре, а позднее основала «Лигу общественного признания ведьм». Лори сделала очень многое для того, чтобы ведьм не считали опасными, а также активно боролась за права ведьм и их признание в обществе. Её перу принадлежит книга «Сила ведьм», развенчивающая большинство стереотипов о ведьмах и их основном предназначении.

6. Каэль Мерри

Во времена инквизиции в нидерландском городке Рурмонд начали происходить странные события. Неизвестно чем болели и умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне приписали деяниям ведьмы — датчанки Каэль Мерри.
Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и просто выслал Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наёмник.

7. Энтьен Джиллис

В ходе того же процесса в Нидерландах были обвинены в колдовстве и другие женщины. В частности, казнили повитуху Энтьен Джиллис. Под пытками у Энтьен вырвали признание о том, что в молодости она спала с Дьяволом, убивала ещё нерождённых детей и крохотных младенцев. Женщина назвала ряд имён и, по легенде, прокляла весь город перед тем, как её повесили.
Всего во время этого процесса было казнено 63 женщины. Все признались в том, что вершить свои злодеяния им велел Дьявол, и они не могли ослушаться.

8. Молл Дайер

Молл Дайер – женщина, жившая в 17-ом столетии в графстве Св.Марии, Мэриленд. Многое о ней покрыто тайной, но всем было известно, что она являлась странной женщиной. Целительница травами и изгой, выживавшая благодаря великодушию других, она, в конечном счете, была обвинена в колдовстве и ее избушку подожгли в холодную ночь. Но она сбежала в лес, и в течение нескольких дней ее никто не видел….пока местный мальчик не нашел ее тело.
Молл Дайер умерла от холода на большой скале, в коленопреклонном положении, с поднятой рукой, проклиная мужчин, которые на нее напали. Ее колени оставили след на камне. Жители деревни быстро выяснили, что потревожили не ту женщину. Проклятие Молл Дайер пало на город, и в течение нескольких столетий, вызывало холодные зимы и эпидемии.
Ее призрак, часто сопровождаемый различными странными животными, был замечен много раз, и до сих пор говорят, что он преследует это место. Ее жуткая репутации, в конечном счете, стала источником вдохновения для фильма «Ведьма из Блэр». Хотя Молл Дайер – влиятельная народная фигура в американском колдовстве, надежных исторических свидетельств о ее существовании, не найдено.

9. Джордж Пикинджилл

Джордж Пикинджилл звучит так, как будто он сошел со страниц романа ужасов. Высокий, пугающий человек 19-ого столетия с враждебным поведением и длинными, острыми ногтями. Он был известным хитрым человеком, который практиковал народное колдовство. Старый Джордж, как всего его называли, был сельскохозяйственным рабочим, который утверждал, что он наследственный ведьмак.
Его волшебная родословная могла быть прослежена полностью вплоть до 11-ого века, к ведьме Джулии Пикинджилл, которая была своего рода волшебной помощницей местного лорда. Пикинджилл был мерзким, несимпатичным человеком, который часто терроризировал других сельских жителей за деньги и пиво. Однако, его уважали так же, как боялись. Как говорили, Джордж был квалифицированным целителем и иногда улаживал споры между сельскими жителями.
В тайных кругах Пикинджилл был суперзвездой — по существу Алистер Кроули своего времени. Он был признан помощником древнего рогатого бога, частым союзником Сатанистов и обладал основной властью в колдовских искусствах. Даже его адвокат разыскивался другими ведьмами. Однако, эта власть была несколько подпорчена фактом, что Пикинджилл был чем-то вроде фанатика (он мог одобрить шабаш ведьм, если его участники могли доказать, что они имели чистое происхождение), и что-то вроде женофоба (вся работа на его шабашах была сделана женщинами, которые также должны были подчиняться некоторым, довольно сомнительным, условиям).

10. Анжела де ла Барте

Анжела де ла Барте была дворянкой и печально известной ведьмой, которая жила в 13-ом столетии. Она была сожжена на костре инквизицией, за ряд совершенных зверских дел. Ее преступления ограничивались не только сексуальной связью с демоном, рождением демона змеи и волка, обвиненным в исчезновении детей, но и тем, что она вообще была неприятным человеком.
В действительности, конечно, Анжела была, возможно, психически нездоровой женщиной, и главное ее преступление состояло в поддержке религиозной секты гностического христианства, которую отрицала Католическая церковь. Ее необычное поведение привело к обвинениям в колдовстве, которое в свою очередь привело к ужасной смерти. В те времена такая участь была довольно распространенной.

11. Маг Абрамелин

Подлинная история, о такой личности 15 века, как маг Абрмелин, была утеряна. Тем не менее, его наследие продолжает жить в виде тысяч последователей и подражателей. Абрамелин был сильным колдуном, который описывается у Авраама Вюрцбурга, учеником мага, который убедил Абрамелина передать ему свои секреты. Авраам сделал кропотливую работу по магической системе Абрамелина, включающую в себя сложные процессы по командованию над духами, злыми и добрыми.
Система была основана на магических символах, которые могли активироваться только в определенное время и с использованием определенных ритуалов.
В 1900 году, рукопись была напечатана в виде книги под названием «Книга священной магии Абрамелина». Книга мгновенно стала хитом в оккультном сообществе, и произвела непосредственное влияние на пресловутых практиков, в том числе, таких как Алистер Кроули.

12. Элис Кителер

В течение долгого времени, Ирландия не напрягалась по поводу колдовства, нежели чем континентальная Европа. В конечном счете, охота на ведьм, прибыла и туда. Одна из первых и самых известных жертв была дама Элис Кителер, богатая ростовщица, чьи мужья имели неприятную привычку умирать и оставлять ей все. Четвертый муж начал чувствовать себя больным, а дети начали вонять, как крысы – именно тогда, когда они увидели, что отец собирается все оставить Кителер.
В 1324 году, церковь признала даму Кителер в заговоре с тайным еретическим обществом. Она была не только первой ирландской женщиной, которую обвинили в колдовстве, но и той, которая имела отношения с инкубом. Власти пытались посадить Элис несколько раз, но у нее было много союзников и она, всякий раз, избегала приговора.
В конечном счете, Кителер исчезла, оставив своего сына и слугу. Как говорят, она сбежала в Англию, где прожила в роскоши до конца своих дней. Действительно ли она проявляла себя в темных искусствах или нет, но ее помнят по сий день, как первую ведьму Ирландии.

13. Тэмсин Блайт

Известная фигура 19-ого века в Корнуолле, Англии, Тэмсин Блайт была глубокоуважаемой знахаркой и природной ведьмой. Термин природная ведьма пришел из того факта, что европейские деревни были окружены оградой или лесом, и выступали в качестве символа границы между этим миром и другим. Блайт, как говорили, была особенно хороша в устранении заклятий и проклятий, а также в целительстве. Она могла входить в транс и предсказывать будущее.
Так или иначе, у нее также был арсенал плохих фетишей, и ее репутации была запятнана мужем, Джеймсом Томасом, таким же магом, как и она. Хотя Томас и был уважаемым магом, но он часто выпивал и начинал хулиганить, за что все его не любили. В конечном итоге, Тэмсин рассталась с ним, но они сошлись опять в конце ее жизни.
Проклятия Тэмсин Блайт были эффективными на практике, из-за ее репутации и уважения. Тэмсин прокляла сапожника, который не исправил ее обувь – она не собиралась за это платить – в результате чего, сказала, что он останется без работы. Когда об этом прошел слушок, никто не стал вести дела с этим мужчиной, в результате чего, он был вынужден покинуть свое место.

14. Элифас Леви

Альфонс Луи Констант был известен под именем Элифас Леви Зэхед. Он потребовал, данное от рождения имя, перевести на иврит. Альфонс был человеком ответственным за мистические искусства, так как они известны сегодня. В течение 19-ого столетия Элифас Леви исследовал множество вероучений — от Христианства до Иудаизма, чтобы соединить убеждения, такие как Таро и письма исторических алхимиков — в странный гибрид, который стал известным как "Оккультизм".
Подготовленный теолог, который почти стал священником, Леви, всегда был больше ученый, чем практикующий маг. Однако, он был чрезвычайно харизматичен и имел обширные знания во многих областях колдовства. Он написал много книг по ритуальной магии. Леви был особенно известен его работой «Бафомет», сатанинским божеством, которому предположительно поклонялись рыцари ордена тамплиеров.
Он считал эту фигуру представлением "абсолюта”. Элифас нарисовал известную картину «Бафомет» как крылатую, женскую фигуру с головой козы. Одна из первых картин, о которой подумает любой, когда упомянут оккультизм.

15. Агнес Уотерхаус

Агнес Уотерхаус, обычно известная как Мать Уотерхаус, была одной из самых известных ведьм, которых когда-либо знала Англия. Преступления, в которых она обвинялась, были довольно отвратительны — Мать Уотерхаус и две другие ведьмы предстали перед судом за развлечение с дьяволом, проклянания людей, и даже за нанесение телесных увечий и многократные смертельные случаи из-за их черной магии.
Удивительно то, что церковь нечего не делала по отношению к Агнес. Она была первой английской ведьмой, приговоренной к смерти светским судом. В ее свидетельских показаниях Агнес открыто призналась, что практиковала темные искусства и поклонение дьяволу.
У Агнес была кошка, которую она назвала сатаной, которую она, как утверждала, посылала, чтобы убить домашний скот ее врагов, либо, при случае, и самих врагов. Она была грешницей и заявляла, что сатана сказал ей — она умрет, повешенной или саженной заживо, и Агнес нечего не могла с этим сделать. Мать Уотерхаус была действительно приговорена к повешению, несмотря на то, что две других ведьмы, столкнувшиеся с подобными обвинениями, были отпущены (одна была признана невиновной, другая — приговорена к году тюремного заключения — хотя более поздние обвинения привели к ее смерти).

16. Рэймонд Баклэнд

Рэймонд Баклэнд, "Отец американского Викканства» был глубоко впечатлен современным Гарднерианским Викканством. Он взял учение Джеральда Гарднера в «Новом Мире» и, в конечном счете, усовершенствовал его в собственной вариации под названием «Сикс-Викка».
Ветеран колдовства, Бэкланд был вовлечен в шабаши ведьм с 60-ых, обычно как лидер. Он — священник виканнов и уважаемый эксперт во всех неоязыческих вещах. До его отставки из активного колдовства в 1992, он провел десятилетия, как самый узнаваемый и передовой эксперт магического ремесла. В наши дни он живет в сельском штате Огайо, где он пишет книги о колдовстве и продолжает практиковать уединенную версию своего магического ремесла.

17. Алистер Кроули

Алистер Кроули — английский поэт, оккультист, каббалист и таролог.
Основатель учения Телемы и автор оккультных произведений, в том числе «Книги закона». Создатель колоды «Таро Тота». участник нескольких оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока».
К увлечениям Кроули относились шахматы, альпинизм и астрология.

18. Антон ЛаВей

Антон Шандор ЛаВей — основатель и верховный жрец организации «Церкви Сатаны», автор «Сатанинской Библии», известный как создатель авторского варианта сатанизма, один из «видных идеологов оккультизма и сатанизма».
Сам ЛаВей считал, что на его развитие сильно повлияла тёмная литература и сказания, журналы научной фантастики и ужаса, книги Джека Лондона, фильмы нуар, немецкий экспрессионизм и такие исторические личности, как Калиостро, Распутин и Василий Захарофф.

Источник: chernayamagiya.com

Салемские ведьмы

Этот знаменитый судебный процесс вошел в мировую историю. Проходил он в ново-английском городе Салеме, основанном пуританами. Именно там в 1641 году колдовство законодательно было признано уголовным преступлением.

Начался процесс в феврале 1692 года, а закончился в мае 1693. В результате 19 человек повесили, одного ведуна-мужчину раздавили камнями, а около 200 человек были отправлены в тюрьму, где не менее пяти заключенных скончались.

Началом истории послужил тот факт, что у пастора Сэмюэла Пэрриса заболели девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигейл Уильямс. Симптомы болезни были странными: девочки издавали страшные непонятные звуки, кричали, бились в судорогах, прятались под диванами, столами, кроватями. Заслышав слова проповеди Пэрриса, подростки затыкали уши, и припадки начинали усиливаться.

Затем последовала массовая истерия, которой стали подвергаться и другие девушки. Сегодня такой феномен объясняется психиатрами, но в прошлом ситуация повергла окружающих в ужас. Один из эскулапов предположил, что тут замешан сам дьявол.

В редкие минуты просветления дети жаловались, что их тела кто-то невидимый колет иглами и режет ножом, и поддержали врача, указав на рабыню Титубу, якобы наложившую на них проклятье. Вместе с ней были признаны виновными в колдовстве нищенка Сара Гуд и больная вдова Сара Осборн. Самым главным доказательством связи с нечистой силой стало их длительное непосещение церкви.

Паранойя разрасталась снежным комом. В список обвиняемых стали попадать не только взрослые, но и дети четырех лет, а также мужчины.

После 20 казней судьи признали, что совершили ошибку, и принесли извинения. Однако исправить ее уже было невозможно. Этот процесс вошел в мировую историю как великая трагедия Салема.

Урсула Саутейл — матушка Шиптон

Йоркширская ясновидящая, которая якобы предсказала Великий лондонский пожар, вторжение испанской армады и Великую чуму, родилась в 1488 году в местечке Нейрсборо, в пещере, ныне получившей имя Матушки Шиптон.

Из-за страшного уродства – у нее были искривленные конечности, огромная голова и покрытое фурункулами лицо – женщину посчитали дочерью дьявола. Живя вдали от людей, Урсула все-таки вышла замуж за плотника Тоби Шиптона. На пропитание себе несчастная больная женщина зарабатывала гаданием и предсказаниями.

Однако по прошествии множества лет историки, исследовавшие ее судьбу, сделали выводы: почти все они были приписаны Урсуле уже после ее смерти.

Матушка Шиптон покинула мир в возрасте 73 лет.

Флоренс Ньютон

Судебное разбирательство над «ведьмой из Йола» проходило в Корке. Флоренс обвиняли в том, что она навела чары на Мэри Лонгдон, доведя ее до судорог, а также на тюремного надсмотрщика Давида Джонса, который после этого скончался.

Обвинения строились на том, что якобы после размолвки Мэри и Флоренс последняя при встрече стала просить прощения за грубость и насильно поцеловала Мэри. А затем потерпевшую стали преследовать кошмарные сны с участием Ньютон и «маленького старичка, одетого в шелковые наряды».

Через месяц у Мэри начались судороги столь сильные, что четверо мужчин не могли ее удержать. К тому же несчастную стало рвать булавками, щетиной, гвоздями, соломой и шерстью. Сегодня этот феномен ученые называют аллотриофагией – психическим отклонением, из-за которого больной употребляет в пищу несъедобные предметы.

Доказательством связи Ньютон с нечистой силой послужила проверка на ведьмовство. Проводил ее целитель Валентин Грейтрейкс. В руки Флоренс втыкали шило, которое якобы гнулось, не раня кожу. А когда с третьей попытки удалось-таки вонзить острие в тело несчастной, кровь не пошла из раны. Это указывало на причастность женщины к колдовству. Только поранив и вторую руку Ньютон, палачи, наконец, увидели кровь, текущую из обеих рук.

Анжель де ла Барте

Во французском городе Тулузе была уличена в колдовстве довольно процветающая дворянка. В 1275 году Анжель казнили. В вину ей ставили приверженность к гностической христианской секте и сексуальную связь с дьяволом, в результате которой та родила страшного монстра.

Ребенок инкубаса и Анжель имел голову волка и хвост змеи. Кроме того, он якобы питался младенцами. Молодую мать обвиняли в похищении и убийстве детей, которых она скармливала своему отродью. Ей приписывали также осквернение могил младенцев, которых она будто бы выкапывала для еды монстру.

Под пытками из Анжель вырвали признание в связи с Сатаной. По решению суда сорокапятилетняя дворянка была заживо сожжена.

Катрин Монвуазен

Дочь дворянина по фамилии Деэ работала акушеркой. Выйдя замуж за Монвуазена, она родила дочь. Однако ее очень скоро ее супруг ушел в мир иной, оставив жену с дочкой без материальной поддержки.

Будучи авантюристкой по натуре и любительницей красивой жизни, Катрин быстро нашла себе любовника Адама Керэ-Лесажа. К своей деятельности они привлекли священника Даво.

Вместе они проворачивали грязные делишки: изготавливали яды, приворотные зелья, снадобья для прерывания беременности и продавали их. В списке покупателей числились мадам де Вивон, которая была официальной фавориткой короля, маршал Люксембурга, графиня Суассонская – племянница кардинала Мазарини, ее сестра герцогиня Бульонская и другие знатные особы.

Кроме этого Катрин Монвуазен занималась предсказаниями, гаданиями, вызывала чертей и духов покойников. За все это даму признали ведьмой и приговорили к сожжению заживо. Приговор был исполнен 22 февраля 1680 г.

Из-за того что во время судебного процесса были вскрыты многие нелицеприятные факты из интимной жизни высокопоставленных и приближенных к королю особ, дело это постарались замять.

Агнесс Семпсон

Повитуху из шотландского графства Ист-Лотиан заподозрили в участии в шабаше нечистой силы. Очевидцы свидетельствовали, что Агнесс вместе со своими помощниками вызвала шторм, в который попала каравелла с юной невестой Иакова IV, помазанной королевой Анной на борту. В результате ей пришлось остановиться в Норвегии.

Когда же сам король вышел на своих судах в Северное море, дабы помочь молодой королеве, разразился второй столь же сильный шторм.

Палачи легко вырвали у Агнессы признание, используя «ведьмину узду» — железное приспособление для особо жестоких пыток. Не выдержав мучений, женщина назвала и другие имена.

В суде над ведьмами в Северном Бервике было осуждено 70 человек. Саму Агнессу приговорили к удушению гарротой с последующим сожжением у столба.

Мария Лаво

Это была одна из самых влиятельных особ в Новом Орлеане конца XVIII и начала XIX веков. Вместе с дочерью, тоже Марией, она практиковала занятия вуду.

Ходили слухи, что мадам Лаво умела читать чужие мысли, предсказывать будущее, исцелять и наводить порчу.

По непроверенным данным, у Марии было 15 детей, прижитых от любовника Кристофа после смерти мужа Жака. Младшая дочь, тоже Мария, появилась на свет в 1827 году.

Лаво считается основательницей луизианского вуду, пытаясь представить течение как часть христианства. Благодаря своим покровителям из влиятельных кругов женщине удавалось несколько раз избегать преследований властей за противозаконную деятельность – связь с нечистой силой.

По легендам, женщина обладала мощной силой: умела заговаривать болезни, с помощью магии привораживать любовь и деньги. Кроме колдовства, Лаво зарабатывала на безбедную жизнь, не брезгуя содержанием публичного дома.

Мерга Бин

Беременную вдову приговорили к сожжению за убийство с помощью колдовства. Немецкий охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбах, будучи также мэром города Фульда и аббатом, обвинял женщину в смерти ее собственного мужа.

После казни Мерги Бальтазар в течение трех лет боролся против нечистой силы. Его стараниями было уничтожено еще 250 человек.

Изобель Гоуди

Бездетная женщина из Шотландии довольно приятной наружности самолично призналась в колдовстве, сношениях с дьяволом и ведовстве. На суде Гоуди в подробностях рассказывала о своих встречах с Сатаной, о посещении шабаша ведьм, о своих превращениях в зайчиху и кошку.

Эта странная женщина требовала у суда наказания для себя. Нынешние историки предполагают, что Изобель была больна эрготизмом — галлюцинациями и навязчивыми идеями, вызванными отравлением грибами.

Алиса Кителер

Аристократке из Ирландии, обвиненной в чернокнижничестве, ведовстве, колдовстве и наведении порчи, удалось избежать наказания.

В вину ей ставили смерти ее трех мужей. Алиса якобы изготавливала колдовские мази, в качестве ингредиентов для них используя внутренности петухов, принесенных в жертву дьяволу, и мозг некрещеных младенцев. Используя их на мужьях, она навлекала на них неизлечимые болезни.

Также женщину обвиняли в осквернении церквей, где она встречалась с Сатаной, получала от него советы, как творить зло, и вступала в преступную связь. Епископ потребовал Алису к себе, чтобы провести над ней испытания.

Но Алиса сбежала в Дублин, а затем в Англию. Вместо нее был схвачен ее сын Уильям, обвинен по всем пунктам. После тюремного девятинедельного содержания молодому человеку был предписан крупный штраф, после чего он был сослан в паломничество к могиле святого Томаса Кентерберийского.

Более жестоко была наказана камеристка Кителер по имени Петронилла де Мит. Ее били плетьми, пока женщина не признала все обвинения против госпожи. Тогда ее лишили сословия, признали ведьмой и сожгли.

Саму Алису после этого тоже признали виновной. Но поскольку наказать ее было невозможно – Англия не возвращала осужденных на родине иммигрантов, суд ограничился тем, что конфисковал у сбежавшей ведьмы оставшееся имущество и земли.

Источник: www.syl.ru

В духовном стихе, записанном А. В. Валовым в Пошехонье Яросл. губ., душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах:

«От коровушек молочко отдаивала,

Промеж межи полоску прожиновала,

От хлебушка спорынью отымывала».

В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы, в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее — малорусской. Если в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, по выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились в безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, где они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в то же время «глазами в поле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют». Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными, седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.) Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два» значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает). Этот ритуал избиения, определяющий как и чем надо бить, показывает, что кровавые расправы с ведьмами практикуются весьма широко. И действительно, их бьют и доныне, и современная деревня не перестает поставлять материал для уголовных хроник. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Зная повсеместный деревенский обычай давать коровам клички, сообразно с теми днями недели, когда они родились, а равно и привычку их оборачиваться на зов, ведьмы легко пользуются всем этим. Подманивая «авторок» и «субботок», они выдаивают их до последней капли, так что коровы после того приходят с поля такими, как будто совсем потеряли молоко. Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или другую ногу.) Многочисленные опыты в этом роде производятся повсеместно, так как крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не голодными соседками, не знающими, чем накормить ребят, а именно ведьмами. Притом же крестьяне, по-видимому, не допускают и мысли, что коровы могут потерять молоко от болезненных причин или что это молоко может быть высосано чужеядными животными.

Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами и, если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями), точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище (на лучший случай — отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший — выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести неоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало — до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха. Так, в первой половине XV века, одновременно с тем, как в Пскове, во время моровой язвы, сожгли живыми двенадцать ведьм, — в Суздали епископ Серапион вооружается уже против привычки приписывать общественные бедствия ведьмам и губить их за это: «Вы все еще держитесь поганского обычая волхования, — говорил св. отец, — веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы дожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских. Правила божественные повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: «Если начнет тонуть — невинна, если же поплывет — то ведьма». Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?» Однако, гласом в пустыне прозвучали эти слова убеждения, исполненные высочайших чувств христианского милосердия: через 200 лет, при царе Алексее, старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями после того, как она сама созналась, что портила людей и некоторых из них учила ведовству. В Перми крестьянина Талева огнем жгли и на пытке дали ему три встряски по наговору, что он напускает на людей икоту. В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе, при многочисленных свидетелях, женщина Федосья по оговору в порче и т. д. Когда (в 1632 г.) из Литвы дошли вести, что какая-то баба наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, — то тотчас, под страхом смертной казни, тот хмель запретили покупать. Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779 г.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей. Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воеводу с товарищем отрешить от должности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду. И вот с тех пор, как блеснул впервые в непроглядном мраке животворный луч света, — накануне XX столетия мы получаем нижеследующие известия все по тому же чародейскому вопросу о ведьмах: «Недавно (пишет корреспондент наш из Орла), в начале 1899 г., чуть было не убили одну женщину (по имени Татьяна), которую все считают за ведьму. Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее. И вот что произошло потом из-за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне со строгим запросом, она им обещала превратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: «Ты вот ведьма, а заговори мой кулак так, чтобы он тебя не ударил». И ударил ее по затылку. Татьяна упала, на нее, как по сигналу, напали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать. Баба кричала благим матом и защищалась настолько отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были руки. Хвоста, однако, не нашли. На крик Татьяны прибежал ее муж и стал защищать, но мужики стеши бить и его. Наконец, сильно избитую, но не перестававшую угрожать, женщину связали, отвезли в волость (Рябинскую) и посадили в холодную. В волости им сказали, что за такие дела всем мужикам попадет от земского начальника, так как-де теперь в колдунов и ведьм верить не велят. Вернувшись же домой, мужики объявили мужу Татьяны, Антипу, что жену его, должно быть, порешат послать в Сибирь, и что они на это согласны будут дать свой приговор, если он не выставит ведра водки всему обществу. За выпивкой Антип божился и клялся, что не только не видал, но ни разу в жизни даже не заметил никакого хвоста у Татьяны. При этом, однако, он не скрыл, что жена угрожает оборотить его в жеребца всякий раз, когда он захочет ее побить. На другой день пришла из волости Татьяна, и все мужики явились к ней договариваться о том, чтобы она в своей деревне не колдовала, никого не портила и не отымала у коров молока. За вчерашние же побои просили великодушно прощения. Она побожилась, что исполнит просьбу, а через неделю из волости получился приказ, в котором было сказано, чтобы впредь таких глупостей не было, а если что подобное повторится, то виновные за это будут наказаны по закону, и, кроме того, об этом будет доводиться до сведения земского начальника. Выслушали крестьяне приказ и порешили всем миром, что наверняка ведьма околдовала начальство, и что поэтому впредь не следует доходить до него, а нужно расправляться своим судом».

В деревне Теребенево (Жиздринск. у., Калужск. губ.) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору.

— Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим.

На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая.

То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье:

— Безбожница, зачем ты мне дочь испортила?

Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся и к старосте. Подумал, подумал староста и говорит:

— Нет, я тут действовать не могу, — иди к попу и в волость.

Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась.

— Ведьмы не молятся и не исповедуются!

И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался и посоветовал девчонку хорошенько выпороть.

— Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?

Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужиков и баб не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор.

В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил:

— Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу его я не подыскал.

Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, припоминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказывала, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья — что Марья в ночь на Ивана Купалу собирала травы и т. п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице показываться — чуть в глаза не плюют.

— Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас! — умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке.

С того времени прошло лет пятнадцать. Саша уже давно выросла, давно уверяет, что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: никому нет охоты жениться на ведьме.

Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных росстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эти ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями. Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок.

Один крестьянин Орловской губернии тяжко провинился перед новобрачной женой и, чтобы как-нибудь поправить дело, обратился за советом к хваленой старухе-знахарке, о которой шла молва, как о заведомой ведьме. Знахарка посоветовала своему пациенту пойти в луга и отыскать между стожарами (колья, на которых крепятся стоги сена) три штуки таких, которые простояли вбитыми в землю не менее трех лет; затем наскоблить с каждой стожары стружек, заварить их в горшке и пить.

А вот еще случай из практики ворожей.

— От суседей нет мне промытой воды, — жаловалась также известной калужской ведьме одна девушка, служившая у богатого купца, — обещал взять замуж да и обманул. Все смеются, даже малые ребята.

— Ты только принеси мне лоскут от его рубахи, — обнадеживала ее ведьма, — я отдам церковному сторожу, чтобы он, как станет звонить, навязал на веревку этот клок, тогда купец от тоски не будет знать, куда деться, и сам к тебе придет, а ты посмейся ему: я, мол, не звала тебя, зачем пришел?..

Жаловалась и другая бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которому она не нравилась.

— Ты, если можно, достань его чулки с ног, — присоветовала ведьма. — Я отстираю их и наговорю воду ночью, и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома, а другое ему под ноги, когда будет ехать, третье когда он придет…

Случаев таких в практике деревенских ведьм бесконечно много, но замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот еще несколько образчиков.

Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета.

— Посматривай на двор, где петухи дерутся, — рекомендует ведьма, — возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить — и опять полюбит он свой «закон» (т. е. жену).

Для присухи девиц советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила.

Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уводила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п. Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, и во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п.

Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках: наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходил, как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет.

Но самое действенное средство в любовных делах — это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство. Добываются эти косточки очень легко: стоит выварить в котелке совершенно черную кошку — и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платье). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она надоесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уходить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п.

По всем приведенным данным можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. В этом, конечно, надо видеть большое счастье и несомненный успех просвещения. Уже из многих мест, и притом славящихся своим суеверием, доносятся, например, такие отрадные вести:

— В старину ведьм много водилось, а нынче что-то не слыхать.

— Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.