Жесты открытости


 

  Главная      Учебники — Разные     Лекции (разные) — часть 17

 

Поиск            

 

Лекция по деловому общению На тему “Жесты проявление внутреннего состояние собеседника ”

 

             


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

На тему “Жесты – проявление внутреннего состояние собеседника ”

Исполнил

Проверил


Содержание:

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Невербальные реакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.1. Мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2.2. Глаза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

3. Жесты открытости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Жесты подозрительности и скрытности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

4.1. Жесты и позы защиты . . . . . . . . . . . . . . 7

4.2. Жесты размышления и оценки. . . . . . . . . . . 8

4.3. Жесты сомнения и неуверенности. . . . . . . . . 9

4.4. Жесты несогласия. . . . . . . . . . . . . . . . 9

4.5. Поза обиды . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

4.6. Жесты и позы, свидетельствующие

о нежелании слушать . . . . . . . . . . . .9

4.7. Жесты, свидетельствующие о желании

преднамеренно затянуть время . . . . . . . 10

5. Жесты, свидетельствующие о лжи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10


5.1. Жесты готовности . . . . . . . . . . . . . 12

5.2. Жесты, связанные с манерой курить . . . . 12

6. Рукопожатие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

7. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Введение.

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные языки, язык программирования и т.п. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык мимики, жестов и телодвижений человека.

Наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Особым спросом «язык телодвижений» пользуется в сфере бизнеса и предпринимательства. Во время деловых встреч, бесед, переговоров, необходимо, с одной стороны, контролировать движения и мимику, а с другой — уметь интерпретировать реакции партнера.


Когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируя, человек подчеркивает наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользоваться жестами необходимо по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не стоит жестикулировать руками на протяжении всей речи, т.к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестов. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Однако эти навыки у каждого разные. С другой стороны, есть сферы человеческой деятельности, в которых знания, умения и навыки работы с людьми являются профессионально – значимыми.


Невербальные реакции .

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Сопровождая вербальные сообщения, невербальные сигналы могут их дублировать (обычно имеет место при выражении эмоций), уточнять (жестикуляция), заменять (попытка избежать словесного выражения) или противоречить им.

Невербальные сигналы могут быть использованы для передачи самостоятельного значения, для сопровождения и дополнения вербального сообщения, а также регулирования процесса вербального общения, обеспечивая участников информацией о времени смены реплик, завершении коммуникативного акта, о возникновении неуверенности или неловкости и т.д.

Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же позы, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

При помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Преднамеренная передача невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, — трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать.


1. Мимика.

Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движение мышц лица). Например:

1) горизонтальные складки образуются при максимальном раскрытии глаз (поднятые брови) – при удивлении, беспомощности, неверии, неспособности что-то понять или же при наступившем вдруг понимании;

2) вертикальные складки на лбу над переносицей – «волевые складки» — могут толковаться как:

а) показатель решимости, готовности к борьбе, ведение сопротивления, упорство;

б) сконцентрированное размышление;

в) возбуждение, требующее действий, гнев, злость, ярость;

г) переработка внутреннего конфликта.

Одновременно вертикальные и горизонтальные переходящие друг в друга складки называются «складками нужды» — признак какой-либо внутренней «нужды», страданий и беспомощности, бедственного внутреннего положения.

2. Глаза.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.

Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость, а прикрытые, «занавешенные» глаза говорят об отсутствии интереса.


Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше.

Прямой взгляд говорит о полном, неделимом интересе к другому и к делу, о готовности к прямому взаимодействию. Уклоняющийся взгляд всегда уходит, убегает из-за чувства слабости, неуверенности, боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Взгляд искоса используется для передачи заинтересованности (обычно он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой) или враждебности, подозрительности (опущенные вниз брови, нахмуренный лоб, опущенные уголки рта).

Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд свысока. Если вы заметили такой взгляд у своего собеседника, учтите, что ваше поведение вызывает отрицательную реакцию и нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление. Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояние людей, их отношение, ситуацию, в которой они находятся.


Жесты иногда расходятся по своему значению с вербальной информацией тем, что сам человек говорит. Однако потом оказывается, что жесты были правдивее.

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Жесты открытости .

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся:

1) жест «раскрытые руки» — состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника;

2) жест «расстегнутый пиджак» — также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.


Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней. Если собака проявляет покорность и подчинение победителю, подставляя свою шею, то человек делает это с помощью своих ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

Жесты подозрительности и скрытности.

Жесты, относящиеся к этому типу, свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой (например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера).


Если человек стремится не смотреть на вас вообще, то, скорее всего, он что-то от вас скрывает. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается – это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность. Вообще же жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, имеют общий смысл – негативный. Жестами отрицания характерны сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, – это отворачивание тела в сторону, касание носа, взгляд сбоку. Если ступни или все тело повернуто по направлению к выходу, то это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и уйти.

Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

В этой ситуации надо либо чем-то заинтересовать собеседника, либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

1. Жесты и позы защиты .

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех и более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер.

Если кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак – это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постарайтесь сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), означает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу.

Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит, что ваш собеседник «на пределе». И если не принять оперативных мер, может произойти срыв.

Еще один популярный среди деловых людей жест – те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большого пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

2. Жесты размышления и оценки .

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на какой-то проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на его лице слегка прищуренные глаза – он как бы что-то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы – ниже рта), – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

3. Жесты сомнения и неуверенности .

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

4. Жесты несогласия .

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма являются одним из таких жестов. Собеседник, общипывающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды – это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

5. Поза обиды .

Поза обиды принимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает плечи и опускает голову. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Вам следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.

6. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать .

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите: нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест, связанный с почесыванием уха, вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов и говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

7. Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время .

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связываются с очками. Одним из способов затянуть время для обдумывания окончательного решения служит сосание дужки очков. Это также постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы наблюдаете, такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании.

Жестом, служащим знаком того, чтобы не спешить, является «расхаживание». Многие собеседники прибегают к этому способу, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Нос тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию решения.

Жесты, свидетельствующие о лжи

Во время любого делового разговора очень важно наблюдать за жестами, которые свидетельствуют о лжи. Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас с головой, когда мы пытаемся говорить ложь. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Психологи утверждают, что вруна, как бы он не старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, выраженными жестами и сказанными словами.

Во время беседы или переговоров у вашего собеседника или партнера может появиться жест, связанный с приближением рук к лицу. Это должно насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что-то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если такой жест используется собеседником в момент речи – это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает – это значит, что он чувствует, как вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением к носу.

Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону или еще чаще в пол.

Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда они лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими является:

1) «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что, чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это;

2) «закладывание рук за голову». Этот жест характерен также для «всезнаек». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними. Существует несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?» Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле обозрения и ждите ответа.

Хорошим способом взаимодействия будет копирование его жеста. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, все, что вам нужно сделать, – это повторить его позу. Однако в случае, если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, копировать его жесты не следует, чтобы не разозлить его.

1. Жесты готовности

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу. Они выражаются подачей корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или обе руки держатся за края стула. Если любой из этих жестов проявляется во время разговора, следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

2. Жесты, связанные с манерой курить

Жесты, связанные с манерой курить, указывают, как собеседник относится к сложившимся обстоятельствам: положительно или отрицательно. Прежде всего, нужно обращать внимание на направление, в котором тот выпускает дым изо рта – вверх или вниз. Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх постоянно. И наоборот, негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями будет почти всегда направлять струю дыма вниз. Выдувание струи вниз из уголков рта говорит о еще более негативном и скрытом отношении. О том, настроен ли человек положительно или негативно, можно судить и по скорости выдыхания дыма. Чем быстрее струя выпускается вверх, тем увереннее и высокомернее чувствует себя человек; чем быстрее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек.

В процессе делового общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение, т.к. гораздо лучше слов передают истинные мысли, внутреннее состояние и настроение.

Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен.

Плечи, спадающие вперед, – чувство слабости и подавленности, покорности, комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед – наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владение ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то установить, сомнения, раздумья.

Если руки упираются в бедра, то это демонстрация другим своей тревоги, уверенности, стабильности и превосходства. Руки, поддерживающие верхнюю часть туловища, опираясь на что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и так далее, т.е. поддерживание верхней части тела, говорит о стремлении к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Поднятая голова и опущенные плечи – выраженное чувство уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы, открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху дают критическую дистанцию, критическую бдительность. Запрокидывание головы назад – активная готовность, или желание деятельности, вызов по отношению к другим.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная на бок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

О внутреннем состоянии человека многое говорит положение тела.

Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями.

Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломанной. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, обычно принимает позу докладчика. Сутулая спина – смирение, покорность, угодничество.

Хорошая непринужденная осанка – высокая восприимчивость и открытость окружающему. Неподвижность или напряженность тела – реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться.

О состоянии, самочувствии человека, его характере и возрасте можно также судить по походке.

Озабоченный человек ходит в позе «мыслителя», голова опущена, руки сцеплены за спиной. Человек, находящийся в угнетенном состоянии, – руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Уверенный человек ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать. Заносчивый человек – высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль – «вышагивание лидера».

Из указанных видов походок для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка. К тому же правильная осанка делает любого человека стройнее. И наоборот, если у вас плохая осанка, вы производите впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Поэтому, чтобы создать о себе более благоприятное внешнее впечатление у окружающих, ваша осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.

Произвести хорошее впечатление очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научиться владеть собственным телом, не обязательно обладать какими-то особыми физическими данными, важно этого хотеть.

Итак, при помощи невербальных сигналов можно:

1) подтверждать, пояснять или опровергать передаваемую словесным путем информацию;

2) передавать информацию сознательно или бессознательно;

3) выражать свои эмоции и чувства;

4) регулировать ход разговора;

5) контролировать и воздействовать на других людей;

6) восполнять недостаток слов.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ.

Рукопожатие

Обмен рукопожатием является реликтом первобытнообщинной эры. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения и появились его модификации, такие как: помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие. Современная форма этого древнего приветственного ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их, что в большинстве англоязычных стран делается в моменты приветствия и прощания.

Рукопожатие – это жест дружелюбия при встрече или прощании, который не требует словесного сопровождения. Не принять протянутую руку крайне невежливо, человек, не подающий другому руки, выказывает ему тем самым свое неуважение. Подача партнеру левой руки при приветствии также считается проявлением неуважения.

Доминантное рукопожатие есть наиболее агрессивный вид рукопожатия, т.к. оно дает человеку мало шансов на установление отношений равнопартнерства. Этот тип рукопожатий характерен для агрессивного, властного мужчины, который всегда является инициатором рукопожатия и жестом руки, с ладонью направленной вниз, заставляет человека подчиняться, потому что ему приходится отвечать рукой, повернутой ладонью вверх.

Пожатие не согнутой, прямой рукой, как и доминантное, является признаком агрессивного человека. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Это рукопожатие используется также с целью защиты своей личной территории людьми, выросшими в сельской местности и имеющими более широкую интимную зону. Сельчане, однако, при этом будут наклоняться вперед или даже балансировать на одной ноге.

Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой не согнутой рукой, невыполненное до конца: вместо руки, по ошибке, в ладонь заключаются только пальцы. Даже если инициатор приветствия дружелюбно настроен по отношению к реципиенту, фактически он не уверен в себе.

Рукопожатие, при котором инициатор тянет руку реципиента на себя, может означать одно из двух:

— или это неуверенный в себе человек, чувствующий себя в безопасности только внутри своей собственной личной зоны,

— или же он принадлежит к нации, для которой характерна более узкая интимная зона, и в таком случае он ведет себя нормально.

Пожатие с применением обеих рук сразу выражает искренность, доверие или глубину чувств по отношению к реципиенту.

Заключение

Не забывайте, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется, т.е. чем выше социально-экономическое положение человека, тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом – самим человеком.

Список литературы

1. «Основы делового общения» А.В. Сорокина, Издательство «Феникс», Ростов н/Д, 2004 год

2. «Язык тела» Фаст Дж., М.: Вече, 1997 год

3. «Невербальное поведение», Лабунская В.А., Ростов н/Д., 1986 год.

4. «Все о человеке, его характере и языке тела» Б. Вирт, Из-во « Гранд», 2004 год.

 

 

 

Источник: zinref.ru

Расширьте свое восприятие

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

 

Визуальный контакт

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Визуальный контакт

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека,

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Жесты и позы

Немецкий антрополог Карстен Нимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза». К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом /например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др./.

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция «некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь /например, другую руку/ — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то /например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д./ — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Жесты открытости

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ньюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, расстегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии/. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта /позиция «подождем-посмотрим»/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция «это замечательно!»/. Наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест «хорошо, давайте подумаем»/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» /например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться С СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ /16/.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Неподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода /одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д./ свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек /ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони/, с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве /»выступает павой»/. Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Походка

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих;

— равномерная /по типу армейского маршевого шага/ — волевая деятельность или стремление к цели;

— широкие шаги — часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

— короткие, маленькие шаги — чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

— ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ — наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч | в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

— беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

— посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке/ — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Ньюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл /Нью-Йорк, 1978/. Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

На спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Голос

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

— скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

— громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

— артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

— высота: фальцет /дословно — «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос — мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

— режим и течение речи: ритмичное говорение/ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера /типичная для шизотимиков/ характеризует трезвое, целесообразное мышление /33/.

Интересы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на -а /ха-ха/ — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на -е /хе-хе/ — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на -и /хи-хи/ — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на -о /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на -у /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете  научиться управлять людьми

Источник: nlp.nnov.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.