Теория комплементарных потребностей


Полезным будет вкратце рассмотреть эти теории.

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основана на принципе «противоположности притягиваются». То есть каждый выбирает в супруги того, кто сможет удовлетворить максимум его потребностей. При этом влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. В качестве факторов, способствующих сближению будущих супругов, Уинч приводит удовлетворение, вознаграждение и удовольствие. Таким образом, с помощью этой теории можно объяснить, почему из нескольких, казалось бы, подходящих партнеров мы выбираем в супруги какого-то определенного, причем необязательно способного полностью удовлетворить наши потребности. Например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине могут нравиться энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, а некоторые из них больше присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.


Теория «стимул – ценность – роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших положениях. 1. На каждой ступени развития прочность взаимоотношений партнеров зависит от так называемого равенства обмена.

Происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, часто даже не осознавая того, партнеры устанавливают некий баланс положительных и отрицательных характеристик друг друга. Если активы превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза.

2. Брачный выбор включает серию последовательных стадий, которые проходят мужчина и женщина. Тот из них, кто не соответствует условиям той или иной стадии, выбывает из «игры».

Эти стадии выглядят следующим образом.

– Стадия первая – «стимул». При первой встрече мужчина и женщина невольно оценивают себя и своего партнера по таким параметрам, как внешность, интеллект, умение держать себя в обществе партнера. Если первое впечатление оказывается положительным, пара переходит ко второй стадии.

– Стадия вторая – «сравнение ценностей». На этом этапе партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, воспитание детей и т. п. и либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения переходят в третью стадию.


– Стадия третья – «ролевая». Партнеры проверяют, насколько ролевое поведение одного соответствует ожиданиям другого.

Как показывает практика, большинство людей предпочитает пройти все три стадии взаимоотношений с партнером, осознать как достоинства, так и недостатки друг друга, прежде чем принять решение о вступлении в брак.

В основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса также лежит идея деления процесса выбора брачного партнера на несколько стадий. Схематично процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.

Так, первый фильтр «место жительства» отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться; фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными, а на последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий.

«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора супруга через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.


1. Установление взаимосвязи. Чтобы этот процесс протекал успешно для обоих партнеров, при общении друг с другом мужчине и женщине необходимо чувствовать легкость и комфорт, которые, в свою очередь, зависят от социально-культурных факторов (положения в обществе, образования, вероисповедания, воспитания), индивидуальных особенностей человека и от его способности налаживать отношения с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает процесс раскрытия себя.

Источник: www.rulit.me

Причины идеализации партнёра

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях. Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнеров собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.


2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих способностей, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т. е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т. д. [6, c.33 — 34].

Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др. Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано. Можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.


В рамках психологической науки систематический анализ проблем любви начался в 40-е гг. ХХ в. Первые работы о любви были в основном теоретическими, в наши дни значительно больше эмпирических исследований. В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость [6, c.34].

Современное представление о любви получило название романтической концепции любви. Романтическая любовь рождает чувство личной уникальности и индивидуальности, закладывает основы для равных отношений. Один из американских психотерапевтов Н. Бренден считает, что романтическая любовь удовлетворяет необходимые потребности человека: любовь, взаимность, общение, сексуальность, самореализацию. Другой психотерапевт, С.Пил, считает романтическую любовь проявлением социальной и индивидуальной патологии, которая сродни наркотику, напоминает умопомрачение [9, c.22 — 23].

Под романтической любовью часто подразумевают мгновенное влечение – «любовь с первого взгляда». Однако, в той мере, в какой непосредственное влечение является частью романтической любви, оно должно быть совершенно четко отделено от сексуально-эротических принудительных влияний страстной любви [2, c.65].

В основе любви, согласно Э.Фромму, лежит глубочайшая потребность человека преодолеть свою отделенность. Он жаждет покинуть тюрьму своего одиночества, ибо осознание своей отдельности без воссоединения в любви является для человека источником стыда, вины и тревоги [4, c.4].


Вот что писал примерно в 1020 году Авиценна: «Любовь – это заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию…Определение предмета любви есть одно из средств лечения…» [7, c.100].

Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «Я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности) [6, c.34].

Несколько признаков, которые характеризуют любовь (по Егидес А.П.): не хочу с ним расставаться ни на минуту; на расстоянии постоянно думаю о нем; не хочу никого другого; боюсь его потерять; ценю его как личность; считаю его хорошим человеком и т.д. [3, c.7].

Модели и типы любви

В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

Теоретики пессимистического направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.


«Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Мacлоу и других представителей гуманистической психологии. Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста [6, c.34 — 35].

Способность любить, которую В.А. Сухомлинский назвал «самым тонким человеческим умением», определяется уровнем общей культуры человека, степенью его психологической и социальной зрелости. С этой точки зрения выделяют 2 типа любви:

1. собственническая, когда объект любви высоко ценится как средство удовлетворения тех или иных потребностей любящего, и тогда возникающие противоречия разрешаются путем не взаимной уступчивости, а конфликтов и борьбы

2. бескорыстная любовь, когда главный интерес сосредоточен на благополучии объекта любви [8, c.17].

Когда один из партнеров начинает сурово навязывать свою волю другому и начинает слишком бесцеремонно вторгаться в его личное пространство, появляется ревность [4,c.88].

Ревность – это болезненное ощущение зависимости от партнера, возникающее у неуверенных в себе людей [5, c.187]


Можно смело предполагать, что собственническая любовь – один из источников ревности. В отношениях, основанных на настоящей любви, как считал В.Франкл, нет места для ревности, потому что в ней с человеком не обращаются как с предметом собственности.

Причины ревности можно искать как на обыденном, так и на более глубоком – психологическом уровне. На психологическом уровне причины лежат в самом ревнивце, одна из которых – та самая собственническая любовь. Лучший и самый верный способ избавления от ревности – это приобретение высокой самооценки и воспитание безусловной любви к самому себе [4, c.88 — 89].

Стадии возникновения любви

Л.М. Панкова выделяет три стадии возникновения любви.

Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т. д., то есть от самой личности.


Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека, нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь [6, c.35].

Л.Я. Гозман считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любви, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательностью одного для другого). Однако в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Например, С.В. Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, он приходит к выводу, что и ожидание любви, и даже самое ее существование в семье приводят к гибели супружества. Автор объясняет это тем, что, во-первых, взрослый, человек теряет свойственную детям и животным безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять такие феномены, как любовь и брак, ибо любовь может быть без брака и брак без любви.


жду браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. Автор считает, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, и приводит следующие аргументы. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, ибо живем мы с человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и другими личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «мы».

Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что супруги обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции и что уже в медовый месяц у них возникнут вопросы по этому поводу. Материальное обеспечение, уход за детьми и т. д. приводят к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что ведет к поискам любовного партнера вне брака и к супружеской неверности. Фетишизация любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство.

С данной точкой зрения можно частично согласиться. Как показывает практика, очень часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношения и взаимопонимания, способствуют идеализации партнера [6, c.35 – 36].

Специалист в области сексологии Ю. Рюриков полагает, что по способности любить всех людей можно разделить на 3 группы:

— «сильнолюбы»,

— «слаболюбы»

— «многолюбы».

При этом он считает, что однолюбы – это такие сильнолюбы, которым очень повезло или , наоборот, очень не повезло в любви. Второй вариант чаще встречается у меланхоликов и имеет место при неудовлетворенной любви без взаимности. В этом случае реальные отношения с живым человеком замещаются на романтическую влюбленность в некий образ, зачастую имеющий мало общего с объектом любви.

Что касается многолюбов, то в основе этого явления могут лежать различные причины: комплекс неполноценности, нереализованное желание к самоутверждению, которое толкает многих мужчин на многочисленные любовные связи; поиски идеала; различные мифы о продленной молодости . Многие мужчины верят, что от интенсивности их половой жизни зависит длительность жизни; устойчивое отвращение к постоянству и т.д. [9, c.113 — 114].

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и
В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы:

— бегство от родителей;

— долженствование (вступление в брак из чувства долга);

— одиночество;

— следование традициям (инициативе родителей);

— любовь;

— престиж;

— поиск материальных благ;

— месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь – это прекрасное чувство. На мой взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала [5, c.36 — 37].

В книге «Психология любви» автор выделяет еще и такие мотивы: ожидания близких, недоверие к своему внутреннему голосу, благодарность за внимание, сексуальная гармония, браки после утраты значимого человека и т.д. [4, c.30].

В некоторых случаях брак в нашем обществе – это контракт между двумя людьми на приобретение эксклюзивных прав на сексуальное обладание [1, c.532].

«Ловушки любви »

В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу. Здесь уместно упомянуть о так называемых «ловушках любви». «Ловушки любви» – это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.

Ловушка неполноценности . Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.

Ловушка жалости . На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.

Сексуальный комфорт . Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония — основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.

Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь [6, c.37 — 38].

Выводы по главе :

Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами.

В данной главе мы рассмотрели развитие отношений в добрачной паре; причины идеализации партнера; мотивы принятия решения о вступлении в брак; модели и типы любви; стадии возникновения любви; «ловушки любви».

Браки являются одной из важнейших структур и механизмов производства и воспроизводства общества. Изучая брачные стратегии поколений «отцов» и «детей», невозможно не согласиться с В.Райхом о том, что «Функция каждого молодого поколения – представлять следующую ступень цивилизации. Поколение родителей пытается удержать молодежь на своей ступени культуры».

Осмысление брачных практик современного города – вещь сложная в силу своей динамичности и незавершенности процессов. Еще не ясно, что ожидает в перспективе такие мотивы брака как любовь и послушание воли родителей, как еще может быть изменена роль сексуальной культуры в развитии брака.

Вступление в брак, как и многое другое в жизни, — довольно рискованное предприятие. Сколько бы человек не взвешивал и не проверял своего партнера, риск всегда остается, как и трудность последнего, решающего шага.

Во-первых, мы в соответствии с поставленной целью исследования изучили особенности процесса выбора брачного партнера в трактовке зарубежных и отечественных психологов.

Во-вторых, мы рассмотрели основные зарубежные теории выбора брачного партнера, изучили основные причины и мотивы вступления в брак; выявили особенности развития отношений в добрачной паре; рассмотрели чувство любви как главный мотив принятия решения о вступлении в брак.

 

 

 

Источник: zinref.ru

Предмет и тема. В ситуации затяжного кризиса коммерческим банкам требуется особый подход к подбору инструментов управления кредитным риском корпоративного кредитного портфеля. Одним из наиболее эффективных инструментов минимизации риска выступает отраслевая диверсификация. В статье исследуется проблема распределения отраслевого риска среди кредитов корпоративного портфеля коммерческого банка. Цели и задачи. Цель данной статьи заключается в выявлении противоречивых (парадоксальных) эффектов распределения портфельного риска по отраслям экономики на основе анализа диверсификации корпоративных кредитных портфелей коммерческих банков. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи: раскрыта сущность диверсификации в контексте разных подходов риск-менеджмента, выработан методический инструментарий для оценки диверсификационных характеристик корпоративных кредитных портфелей российских банков, определена зависимость между степенью отраслевой диверсификации и показателями качества корпоративных кредитных портфелей банков, выявлены положительные и отрицательные последствия отраслевой диверсификации банковских кредитов. Методология. В работе использовались общенаучные методы диалектики, анализа, синтеза, аналогии. Методической основой послужили элементы теории портфельного анализа и подходы риск-менеджмента. Для обработки банковской отчетности применялись методы аналитических группировок, составления коэффициентов, сравнительный анализ. В целях визуальной интерпретации теоретической информации использовался графический метод. Результаты. На основании выявленной отраслевой несимметричности корпоративных кредитов российских банков в контексте понимания парадоксов Э. Боумана и М. Алле предложена методика соотнесения характеристик диверсификации и относительных показателей доходности и риска кредитного портфеля банка. Эффективность методики продемонстрирована на примере анализа деятельности крупнейших, крупных и средних коммерческих банков (выборка включает аналитику по отчетным данным десяти банков). Выводы и значимость. Обосновано, что стратегически продуманная политика отраслевой диверсификации портфеля корпоративных кредитов, с одной стороны, минимизирует риски, с другой стороны – не приводит к ощутимому снижению доходности. В периоды повышенной экономической волатильности решение этой проблемы особенно актуально для коммерческих банков.

Источник: rucont.ru

Теории выбора брачного партнера

 

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты — на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р.Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул—ценность—роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пас-,., сивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция — первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии — сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию — I ролевую.

На третьей стадии — ролевой — партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров) которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр — место жительства — отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак. «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов:

1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения I двух людей, иными словами — насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.

Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю.Шапиро, А.Н.Волковой, В.И.Штильбанс, Л.Я.Гозмана, Л.П.Панковой, В. А. Сысенко, М.А.Абалакиной.

Так, М.А.Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят и устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.

Источник: psyvision.ru

   Брачный выбор указывает на индивидуальный поиск будущего партнера, совокупность ваших предпочтений, предрассудков и убеждений, с которыми вы подходите к оценке достоинств кандидата и его выбору.

   Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

   Брачный выбор зависит от множества случайных  факторов, стечения обстоятельств, конъюнктуры брачного рынка, количества потенциальных партнеров и т.п. Брачный отбор ничего подобного не имеет. Это хорошо налаженная процедура составления брачных пар, если речь идет об агентстве или бюро, из заранее подготовленных каталогов и списков. На стадии отбора пар здесь минимум случайности. Риск и неопределенность начинаются позже, когда пары сходятся, начинают вместе жить и вот тут-то обнаруживается, к примеру, что они не сходятся характерами.

   Выбирать  вы должны сами, а отбирать вам кто-то помогает – иногда родители или родственники, которые всегда обсуждают одну или несколько кандидатур (часто об этом вам даже не сообщают), нередко это делают институциализированные посредники — брачные агентства и службы знакомства.

   Признаки, по которым происходит брачный выбор, можно разделить на первичные (индивидуально присущие) и вторичные (коллективно приобретенные). К первичным, относятся антропологические характеристики брачного партнера – рост, вес, возраст, красота, обаяние, манеры держаться, внешний вид, аккуратность и т.д. Они выделяют одного человека в огромной массе людей и заставляют обратить внимание на него брачного партнера. Как только мужчина поразился красотой женщины, он делает второй шаг – знакомится. И лишь позже – на третьем или четвертом шаге – он интересуется ее социальным происхождением. К вторичным, следует относить национальность, расу, социальный класс, гражданство, место жительства и др. Их индивид получает как представитель той или иной социальной группы, но они не характеризуют его исключительно личные достоинства. Красивые люди есть среди бедных и богатых. Красивая женщина привлекает как бедных, так и богатых мужчин, и большинство их готовы закрыть глаза на социальное происхождение красавицы.

   Брачный выбор происходит вначале в рамках круга первичных черт, а затем – вторичных. Но нередко этот порядок нарушается и с самого начала отбор разворачивается из  числа социально и экономически приемлемых партнеров, а затем уже учитываются первичные качества, в ряду которых могут находиться психологические (взаимная симпатия) факторы.

   В современном обществе (когда в  значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выходят психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

   Облегчить выбор партнера и оценить перспективы  брачных отношений помогают концепции  об основных брачных факторах. Этим факторам, а также основным теориям  брачного выбора будут посвящены  следующие главы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ американских теорий брачного

выбора 

2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и

          инструментальная  теория влечения  и любви Р.Сентера 

   Социально-психологической  теорией брачного выбора является теория комплементарных (дополнительных) потребностей американского психолога Р.Ф.Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны по отношению к их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов [№ 7, с. 305]. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Суть теории Уинча может быть афористически выражена как «противоположности притягиваются». Вячеслав Сиволобов называет это «сложной, больной любовью» — «неуверенная в себе полюбила уверенного в себе», «некрасивая тайно любит красивого, только за то, что он красив», «измученный непризнанием графоман полюбит восхищающуюся его «творчеством» [№ 1, с. 160]. В основе этой теории – наблюдения, которые Уинч провел за 25 брачными парами в Северо-Западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что «открытия Уинча – это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары, т.е. тех, кто уже выбрал друг друга, прожил вместе некоторое время и успел «притереться» [№ 7, с. 305].

   Тем не менее, другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера, который исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают (или кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворения их потребностей при минимуме затрат. Иначе говоря, брачное поведение рассматривается здесь как разновидность экономического поведения, при котором люди стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек. Согласно этой концепции, человека влечёт к тому, чьи интересы и потребности схожи с его собственными или дополняют их. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентером, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот.

   Сентер, в отличие от Уинча, полагал, что  для людей одни потребности более  значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других – нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование – более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место, когда речь идет о потребности в заботе со стороны другого человека. Отсюда, согласно выдвинутому Сентером принципу гендерной конгруэнтности, вытекает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности, Сентер предполагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе.

   Хотя  инструментальная теория Р.Сентера  эмпирически и методически разработана  более тщательно и, хотя некоторые  из его 239 гипотез получили статистическое подтверждение, основные принципы теории дополнительных потребностей продолжают подвергаться критике со стороны многих авторов. Как подчеркивают Кепхарт и Едличка, можно практически не сомневаться, что схожесть партнеров является важным источником взаимной притягательности, но и комплементарность также значима для некоторых людей. Поэтому, исходя из этой теории, вопрос по-прежнему не ясен [№ 7, с. 306]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Теория обмена Дж.Хоманса 

   Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Она основана на модели социального  взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, в соответствии с которой строится человеческое поведение. Эти ценности могут быть вовлечены в «обмен». Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п. При этом ценность человека как целого складывается из суммы ценностей его отдельных, вовлекаемых в обмен качеств. Человек, имеющий более высокую ценность (обладающий более высоким статусом социальной привлекательности), получает «плату» от того, чья ценность ниже. Согласно Хомансу, «все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами». При этом человек учится оценивать (приписывать «стоимость») личностные или социальные характеристики людей (свои в том числе) в процессе социализации [№ 7, с. 306].

     Соответственно этому теория  брачного обмена постулирует,  что в основе брачного выбора  лежит процесс оценивания качеств  (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затрат. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, «выставленное на продажу» и потому приобретающее на «брачном рынке» вполне определенную рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принципе все, что угодно, но обычно указывают на следующие важнейшие их классы:

  • «индивид». В данном случае речь фактически идет о соотношении на «брачном рынке» численностей «подходящих» друг для друга мужчин и женщин. От конкретной величины этого соотношения зависит «цена», которую приобретают на этом «рынке» сами по себе мужчины или женщины, безотносительно к их другим реальным качествам. Соотношение численностей потенциальных женихов и невест на «брачном рынке» может измеряться по-разному, начиная от такого самого простого и грубого показателя, как общее соотношение полов в населении, до более тонких пропорций, учитывающих как возраст потенциальных партнеров, так и другие их характеристики, могущие представлять интерес (образование, этническая принадлежность и т.д. и т.п.). Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на «брачном рынке» зависит от подобных соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток, и наоборот, затрудняя или облегчая им вступление в брак. В частности, авторы ежегодного доклада о демографической ситуации в стране полагают, что в настоящее время ситуация на «брачном рынке» менее благоприятна для женщин, чем 10-15 лет назад, поскольку, по их мнению, на каждую потенциальную невесту приходится по одному потенциальному жениху, а на рубеже 1980-1990-х годов это соотношение было равно 1,10-1,15 потенциальных женихов на одну невесту; [№ 7, с. 307].
  • возраст. О роли этого «блага» речь шла выше;
  • внешний облик, включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умение себя вести и т.п. Как говорит старая пословица, «встречают по одежке», и от впечатления, которое производит тот или иной человек на окружающих, зависит, захотят ли вступать с ним в «романтические отношения»;
  • социальный статус как комбинация различных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т.п.). Подобно впечатлению от внешнего облика, субъективная оценка статуса важна для принятия решения о продолжении или прекращении «романтических отношений»;
  • социально-психологические характеристики личности (эмпатия, эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию, сотрудничеству и т.п.);
  • ценности, убеждения и т.д. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут порой стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти. Хрестоматийный пример этого – отказ Ф.М.Достоевского от брака с А.В.Корвин-Круковской (сестрой знаменитой С.В.Ковалевской) из-за «диаметральной противоположности» их взглядов [Достоевская А.Г. Воспоминания. М., с. 108-109]. Душечка – героиня одноименного рассказа А.П.Чехова – столь же показательный пример другого рода, пример как бы отказа от собственной личности, от убеждений в обмен на страсть, теплоту связей, положение в обществе и т.п.

   Качества  и характеристики личности, выступающие  как подлежащие обмену блага, или личностные ресурсы, и втягиваемые на «брачный рынок», оцениваются, как сказано выше, участниками процесса брачного отбора. При этом рыночные определения, или определения обмена, действуют на трех уровнях взаимоотношений, детерминируя как возможных участников обмена, так и его условия и процесс принятия решения на брак. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль» 

   Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов  – ценностей – ролей» Б.Мурстейна.

   Эта теория является общей теорией развития диадических взаимоотношений. Первоначально  она была разработана Мурстейном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расширена применительно к исследованиям дружбы и супружеских взаимоотношений. Она является теорией обмена, устанавливающей, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу». Согласно Мурстейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет «стимулы», «ценностное сравнение» и «роли». Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которая соответственно этому получает свое название – «стадия стимуляции», «стадия оценивания» и «ролевая стадия»

   На  стадии стимуляции действуют факторы, которые «притягивают» индивидов  друг к другу, делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам. «Индивиды, — утверждает Мурстейн, — тянутся друг к другу на основе взвешенной амальгамы атрибутов стимуляции».

   Следующей стадией является стадия ценностного  сравнения, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей  и установок, в частности представления  и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т.д. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. По словам Мурстейна, термин «ценностное сравнение» «относится к интересам, установкам, взглядам и даже потребностям, когда они выглядят как вытекающие из убеждений. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом.

Источник: www.freepapers.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.